"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (469) от 18.12.2008

Соседи близкие, соседи далекие

Юрий ЧЕРНЫШОВ

(Окончание. Начало см. в № 42 (467) от 4 декабря 2008 г.)

После кажущихся бесконечными сообщений

о многоплановой деятельности главы Республики Мордовии Н.И. Меркушкина в официальной газете правительства «Известия Мордовии» странным довеском выглядит заметочка в номере от 18 ноября. В нем под рубрикой «Капремонт» помещено сообщение со знакомым еще по номеру недельной давности

(от 11 ноября) названием «Два дома остались без кровли» (27 строк). Но на сей раз речь идет о двух домах другого – Ленинского района.

Социально-информационные довески

Содержание же сообщения таково: мэр города Саранска сделал на планерке вывод о том, что главы районных администраций не умеют правильно организовать проведение капитального ремонта в многоэтажках. Такой вывод он сделал в связи с «бесконечными переносами сроков завершения работ практически во всех районах Саранска. Каждый понедельник главы администраций районов называют сроки, но свое обещание не выполняют». Похоже, речь идет не о центре города. Но, в таком случае, причем здесь «два дома», когда безобразия на административной кухне творятся «практически во всех районах»? Это, на наш саратовский взгляд, даже не информация. Вспомнилось, что в советские времена такая подача именовалась «лакировкой действительности», а сейчас, простите за резкость, смотрится как манипулирование общественным сознанием.

А как отражены другие социальные аспекты жизни, возможно, те самые, что содержатся в транспарантах коммунистов с нераскрываемыми в газете «социальными требованиями»? Кропотливо перечитывая малюсенькие публикации, можно найти тему, вроде бы беспокоящую общественность. К примеру, снос здания. Ну в каком городе этот вопрос не возбуждает общественного сознания? Особенно когда речь идет об историческом сооружении. Вот и в Саранске живо обсуждаются последствия сноса будто бы исторического здания типографии, расположенного между двумя православными храмами – старой церковью и воссозданным кафедральным Собором «Святого праведного воина Федора Ушакова». Но где обсуждается? А в Интернете, на форуме сайта правительственной газеты «Известия Мордовии». Суть дискуссии: следует или нет вместо сносимого здания (по виду спичечная коробка на боку) строить торгово-развлекательный комплекс рядом с храмом? Резануло глаза мнение: «Пусть лучше частный сектор у вокзала вырубают… Я говорю о старинных полуразвалившихся домишках. У меня вообще в голове не укладывается: в центре города стоят какие-то лачуги. Или по улице Короленко едешь, как по селу. Хорошо, хоть дороги нормальные!». Да, далеко не все увидишь, находясь в центре города. Зато под заметкой о «дискуссии» есть сообщение о том, что «На участке № 17 капитальный ремонт домов близится к завершению». Ох, уж этот речитатив о капитальном ремонте, почти как у Жванецкого: «А теперь послушаем, что скажет начальник транспортного цеха»!

Газета лишь пересказала некоторые мнения (уравновешено, надо сказать).

И никакой публичной дискуссии, упаси Боже! Воссозданный кафедральный Собор – один из символов духовной жизни республики. Даже скульптурная группа «Семья» установлена напротив центрального входа в Собор так, что ясно, куда она устремилась. И, видимо, как знак протеста то ли против торгового комплекса, то ли против сносимого здания, на торце здания красуется гигантский транспарант: «Сохраним Россию православной». Еще один бросившийся в глаза транспарант на университетском фронтоне провозглашает: «Навеки с Россией». В Республике, где более 61 % населения русские, такие призывы озадачивают. С чего бы это ломиться в открытую дверь? Что-то неладное с национальным вопросом?

Пресса и национальный

вопрос

Самым «болезненным» национальным вопросом в РМ, судя по теме, к которой сводились ответы на наши вопросы, является наличие двух диалектов главных субэтносов мордовского народа, который относится к угро-финской ветви: эрьзя и мокша. Но эта «болезненность» лишь культурного и никакого иного плана. Большая часть указателей улиц в Саранске написана на русском языке, что резонно при более 60 % русского населения и русскоговорящем большинстве остальных. Тем не менее, таблички на перекрестках главных улиц написаны на трех языках: русском, эрьзя и мокша. Алфавит, к счастью, един и уже по табличкам, да и по названиям учреждений, можно уловить некоторую разницу в мордовских диалектах.

Вот, например, как обозначается «Институт национальной культуры». На языке мокша: «НациональнАй культурАНЬ ИнститутСЬ». На эрьзя: «Национальной культурАНЬ ИнститутОСЬ» (надеюсь, не перепутал).

Различие, на взгляд со стороны, кажется небольшим. Но, как и уличные таблички и вывески, на трех языках приходиться издавать на полном бюджетном обеспечении печатные издания. И кроме русскоязычных газет и журналов здесь издается еще две «правды»: одна «Мокша правда», другая «Эрьзя правда», и два детских журнала на языках мокша и эрьзя, направляемых, главным образом, по подписке в сельские районы, где только и остались жители коренных этносов. Как нам пояснили, основная часть жителей Саранска даже если формально относит себя к одному из коренных этносов, то является настолько обрусевшей, что иного языка, кроме русского, не знает. Меркушкин даже как-то вполне серьезно высказал пожелание, чтобы этническая интеллигенция Мордовии выработала единый язык. Однако при сходстве двух языков между ними имеются столь существенные различия в лексике, что их никакими пожеланиями и даже указом невозможно изменить. Более всего объединяет субэтносы мордовского народа, как кажется, выдающийся скульптор, взявший себе псевдоним Эрьзя, Степан Дмитриевич Нефедов (1876–1956). Великолепный республиканский музей изобразительных искусств его имени, построенный по индивидуальному проекту в 1976 году, обладает самым крупным в мире собранием изумительных произведений Эрьзи. И, право слово, уже только ради этого стоит посетить Саранск. Такого вы не встретите нигде, и ощущения останутся незабываемые.

Пресса и гражданское

общество

Чего не пришлось услышать за все время пребывания в РМ, так это слов «гражданское общество». А вот то, что идеальным вариантом, с точки зрения управляемости и эффективности (сиречь в духе «Согласие. Порядок. Созидание»), была бы монархия, то – да, это звучало. И на достаточно информированном уровне. Понятно, что в чистом виде монархия, даже очень просвещенная, тем более, в отдельно взятом регионе, невозможна. Но приблизиться к идеалу настолько близко, насколько позволяют обстоятельства и центральная власть, – почему бы нет? Ибо монархическое устроение общества, равно как и демократия, – лишь средство для достижения благополучия населения. А оно достигается не только формой правления, но и устоями, традициями, духовным состоянием общества. Трудно сказать, какой вес в создании и закреплении сегодняшнего состояния общества внесли знаменитые мордовские лагеря сталинских и более поздних времен, но, подозреваю, бесследно этот период не прошел. И в ощущение благополучия, при нынешнем состоянии общества, осознание себя гражданином, а не подданным, не входит.

Отсюда «танцуется» все. И отношение к СМИ тоже.

На круглом столе, «озабоченном» переполнением полос газет официальными документами и нехваткой газетного пространства для информации, даже мысли не возникло уменьшить славословие главе республики, а освободившийся объем (до полутора полос в каждом номере) посвятить населению (не употребляю слова «гражданам», ибо понимаю, как неловко это слово звучало бы, если бы звучало, в Республике Мордовия). Какой, однако, российский парадокс: Республика, и вдруг — без граждан! Но с горечью отмечаю, что немалая часть саратовского населения предпочла бы столицу республику без граждан, чем «столицу Поволжья» с гражданами, фактически лишенными всяких прав.

И когда наш министр информации и печати не без гордости сообщал о поддержке областной властью районной прессы в размере 6,35 миллионов рублей в год, мордовский министр печати и информации загадочно улыбался. Улыбка стала понятна, когда он, в свою очередь, рассказал о «бюджете поддержки СМИ» и сообщил, что на нее в Мордовии выделяется в год 21,5 миллиона рублей. (В пересчете на душу населения это в 10 раз больше!). Так же, как и слова, позже сказанные замминистра: «Попытки перевести региональные СМИ на рельсы независимости не встретят у нас понимания».

В зале для совещаний газеты «Известия Мордовии» (зеркальные стены, кофе-чайный бар) установлено кожаное кресло для массажа, в которое может погрузиться любой из сотрудников и кнопочкой установить время действия и один из режимов: хочешь – утренний, бодрящий, хочешь – «расслабление» (подходит к концу рабочего дня). Как сообщил министр, удовольствие обошлось в 130 тысяч рублей. Даже побаивались, не появятся ли упреки в расточительстве. Не появились. И штука весьма приятная (саратовские журналисты испытали на себе), да похоже, и вся пресса Мордовии находится в состоянии «расслабухи». Это можно отнести и к так называемым «независимым» изданиям. На круглом столе саратовским журналистам презентовали первый номер первого мордовского гламурного журнала. Полная расслабуха! Но сделано добротно.

Своеобразно в Мордовии и понимание рыночной экономики. Вот анонс на открытке с видом Центрального рынка в Саранске: «Деятельность Центрального и других городских рынков – один из многих инструментов ценового регулирования, проводимого руководством республики. Благодаря системной работе по контролю над ценами, базирующейся на рыночных механизмах, цены на основные продукты питания в Мордовии на протяжении длительного времени являются самыми низкими в Приволжском округе и одними из самых низких в России».

Что-то отдаленно напоминающее китайский вариант. Или по-русски: «прошла весна, настало лето, спасибо партии за это». Саратовская пресса на этом фоне – верх свободы слова.

Можно ли что-то позаимствовать из мордовского опыта? Не знаю. Мы хотя и близкие соседи, но слишком далекие по-существу. Через какое-то время намечен и ответный визит мордовских журналистов. Что-то скажут они о нас?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26122008131818&oldnumber=469