"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (469) от 18.12.2008

Как работает общественный транспорт

Игорь САЛЬНИКОВ

На этот раз предлагаю рассмотреть сферу деятельности, с которой так или иначе сталкиваются все жители Саратова, Энгельса, Балаково – работу внутригородского общественного транспорта.

Этот вопрос регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации об оказании услуг и перевозке, а более детально – Типовыми правилами пользования транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения на территории Саратовской области, утвержденными постановлением Саратовской областной думы № 6-197 от 29.01.2003 г., в г. Саратове также «Правилами пользования автобусами городских и пригородных сообщений в г. Саратове», утвержденными постановлением мэра г. Саратова № 57 от 29.01.2004 г.

Садимся

Для начала в общественный транспорт необходимо сесть. И если городской электротранспорт (трамваи и троллейбусы) останавливается почти всегда на всех остановках, то некоторые водители автобусов, напротив, если нет желающего выйти, не утруждают себя такими формальностями и взяли за привычку проезжать мимо таких остановок не останавливаясь, особенно если на ней находится транспорт прямого конкурента.

Есть, однако, и еще одна проблема. В Саратове среди водителей автобусов принято останавливаться не на остановке, а «в районе» остановки, примерно «на глазок», не дожидаясь, когда от нее отъедет предыдущее транспортное средство. При этом «люфт» может составлять 10–15 метров как до, так и после остановки. Все перечисленные выше действия с точки зрения законодательства являются его нарушением, поскольку в п. 2.2.3 «Типовых правил Саратовской области» содержится требование к водителям производить посадку и высадку пассажиров только на остановках.

Водители мало того, что не используют специальные заезды к остановкам, но еще и, видимо, по причине недостаточной квалификации, не чувствуя в себе мастерства достаточного, чтобы выехать из них, останавливаются на проезжей части не только в 1,5–2 метрах от бордюра, но иногда и на второй полосе. Это уже нарушает не правила перевозки пассажиров, а п. 12.1 Правил дорожного движения, согласно которому делать остановку на проезжей части необходимо только у ее края.

Едем

После того как пассажир вошел в транспортное средство, у него сразу же появилась обязанность в течение одной остановки оплатить проезд. Здесь имеются сразу два подводных камня.

Во-первых, кто кого должен искать: кондуктор пассажира или пассажир кондуктора. Гражданское законодательство этот вопрос никак не регулирует, там просто указано, что пассажиру услуга осуществляется на возмездной основе. В «Типовых правилах Саратовской области» об этом тоже не говорится. На выручку приходят «Правила пользования автобусами в г. Саратове», согласно п. 2.2 которых пассажир обязан оплатить, не ожидая требования водителя или кондуктора, проезд и провоз ручной клади (багажа). Таким образом, где бы ни находился кондуктор: ходил бы по салону или сидел впереди на «командирском» месте, как в танке, именно пассажир должен найти его и отдать плату за проезд. Уровень обслуживания в разных транспортных средствах отличается, поэтому выбирать пассажиру: в одних он высокий, и кондуктор сам ходит по салону; в других низкий, и кондуктор сидит и ждет, когда пассажир сам к нему подойдет.

Во-вторых, весьма распространена, кстати, не только на общественном транспорте, ситуация, когда пассажир пытается расплатиться крупной купюрой, например, 500 руб., 1000 руб., не говоря уже о 5000 руб., а у водителя или кондуктора сдачи нет, на что они требуют разменять ее или покинуть транспортное средство. И хорошо, если это происходит, когда вы уже доехали. Хуже, когда сие обстоятельство обнаруживается сразу после посадки пассажира в транспорт, поскольку начинается утомительное противостояние по схеме «выйдите, а то я не поеду – не выйду», победу в котором одерживает тот, у кого крепче нервы. Это незаконно. На языке юриспруденции перевозка в общественном транспорте зовется публичным договором перевозки и регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ отправитель (в данном случае пассажир) обязан оплатить перевозку. Передавая кондуктору деньги, он свою обязанность исполняет, поскольку передаваемая им сумма достаточна для оплаты проезда. Наличие либо отсутствие сдачи – это не проблема пассажира, а проблема перевозчика, следовательно, это ему следует заблаговременно обеспечить наличие у себя разменных денег.

Еще один момент. В транспортных средствах, в которых отсутствует кондуктор, водитель, в соответствии с п. 3.3 «Типовых правил Саратовской области», не имеет права производить расчеты за проезд и провоз ручной клади, подлежащей оплате, с пассажирами во время движения транспортного средства.

Думаю, все знают, что при приеме денег в качестве оплаты за проезд и провоз багажа и водитель, и кондуктор обязаны выдать соответствующее количество билетов. Такая обязанность установлена соответственно п. 3.3 и п. 4.3 «Типовых правил Саратовской области». Важным обстоятельством является то, что во всех транспортных средствах, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы деятельности, действуют все льготы.

Выходим

Теперь перейдем к последнему этапу поездки – выходу из транспортного средства. Сначала определимся, можно ли выходить из транспорта вне остановочных пунктов. Как уже говорилось выше, посадка и высадка пассажиров должна осуществляться только на остановках. Однако согласно п. 2.2.3 «Типовых правил Саратовской области» высадка из маршрутного такси производится по требованию пассажира в любом месте маршрута, но с соблюдением Правил дорожного движения. Таким образом, отказ водителя остановиться там, где это в принципе можно сделать, незаконен.

Разберемся с порядком выхода из транспортного средства. В соответствии с п. 2.2.2 «Типовых правил Саратовской области» и п. 2.1 «Правил пользования автобусами в г. Саратове» высадка пассажиров должна осуществляться через все двери. В нарушение требований этих актов, в Саратове сложилась незаконная и глуповатая практика, при которой от пассажиров требуют проходить через «КПП» у передней двери рядом с местом для инвалидов и детей, на котором сидит кондуктор.

Пришло время задать вопрос, что делать человеку в приведенных выше случаях и вообще реагировать ли на них. Вопрос индивидуальный: нахамили вам в транспорте, нарушили другие ваши права, сильно вас это задело – реагируйте, не сильно – не стоит. Если решили отреагировать, то соотнесите затраты своего времени и сил с карой, которую в перспективе понесет водитель. Поэтому если вопрос для вас незначительный, не утомляйте себя написанием жалоб, просто позвоните по телефону 240–240 «горячей линии» и пожалуйтесь на водителя или кондуктора, нарушивших ваши права. Для этого при выходе из транспортного средства запомните маршрут и его номерной знак или бортовой номер. Если обида, нанесенная вам, сильнее – вы можете обратиться с заявлением в милицию о привлечении водителя к административной ответственности в случае нарушения им Правил дорожного движения, в прокуратуру, в различные надзорные органы. Например, на грязь или курение в салоне, нарушение ваших прав как потребителя можно пожаловаться в Роспотребнадзор. Если вас оскорбили, то можно подать в суд иск о компенсации морального вреда.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26122008131727&oldnumber=469