"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 44 (469) от 18.12.2008

Приплыли. Причалим ли?

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

В минувшую пятницу, ближе к полудню, министерство развития транспортного комплекса области в течение часа выдерживало осаду людей, пришедших требовать с министра Сергея Шейкина… собственную зарплату. Но то ли как раз в предобеденные часы министр был сильно занят, то ли попросту отсутствовал, но пикетирующие на холодном ветру работники ОАО «Пассажирское речное управление» собрали вокруг себя лишь сочувствующую толпу журналистов.

По истечении отведенного для акции часа, так и не дождавшись реакции свыше, голодное судоходство маневренно свернуло обличительные плакаты и отправилось восвояси. Чтобы продолжать, уже без особой надежды, ждать обещанных еще с осени денег.

И денег, между прочим, немалых – 2 млн 400 тысяч рублей. Причем, если приплюсовать к образовавшейся еще с сентября задолженности ноябрьскую компенсацию областным бюджетом выпадающих доходов предприятия, сумма, по уверениям директора «Пассажирского речного управления» Алексея Осипова, прирастет еще на один миллион. В самом министерстве для объяснения причин застарелых неплатежей подобрали не слишком оригинальное, зато убедительное определение – мировой финансовый кризис.

К счастью, едва только экономика области пошатнулась, руководство предприятия осознало, что искать ответственных за кризис в правительственных кабинетах придется долго. Вследствие этого осознания закрывать сентябрьские ведомости по зарплате сотрудникам дирекции ОАО пришлось собственными силами. Благо, свои финансовые обязательства за октябрь министерство, не без боев, но выполнило, правда, закрыло долги лишь частично. По словам Осипова, перечисленных на счета речного управления средств едва хватило на выплату коллективу зарплаты, тогда как предприятию ничего другого не оставалось, как продолжать копить налоговую задолженность. Однако речь не только о невыплаченных налогах. Солидную часть бюджетной компенсации, которой на сегодняшний день не досчитались саратовские речники, составляют отпускные: дожидаясь поступления обещанных бюджетных средств, еще в ноябре работники предприятия отправились в голодный отпуск.

Как-то грустно становится при мысли о том, что заложенные в областной бюджет средства на компенсацию обслуживания теплоходами льготных категорий граждан – по всем меркам, не такие уж колоссальные – оказались столь подвержены кризисным веяниям на мировых финансовых рынках. Выходом из сложившейся ситуации мог бы стать крупный банковский заем, который позволил бы предприятию, в ожидании припоздавших бюджетных денег, рассчитаться с текущими долгами. Однако все пять банков, в которые, если верить Осипову, обращалось управление, посчитали бюджетное обеспечение кредита слишком ненадежной гарантией и от сотрудничества отказались.

Перспектива дальнейшего взаимодействия предприятия с правительством области вызывает у речников еще меньше поводов для оптимизма. Алексей Осипов зачитывает журналистам предложенный ему в министерстве проект соглашения о взаимном сотрудничестве в наступающем 2009 году между облправительством и «Пассажирским речным управлением». Условия договора заставляют смахнуть слезу умиления: уж больно радеют за судьбы простых жителей первые лица губернии. Пусть даже обеспечить процветание организаций здравоохранения, образования, культуры, спорта и правопорядка (!) на территории региона они планируют … за счет спонсорской помощи. В министерстве рассудили здраво: от греха подальше, благородные меценатские порывы деловых партнеров надобно стимулировать письменным договором. Посему в следующем году речному управлению «настоятельно рекомендовали» направить в общей сложности не менее двух миллионов рублей на поддержку вышеуказанных учреждений, а также «финансирование социальных проектов и программ по согласованию с правительством области». Трогательно, не правда ли? Особенно, если учесть тот факт, что со стороны правительства сделку уравновешивает набор многозначительных в своей двусмысленности гарантий, как-то: оказание предприятию содействия «в отношениях с органами государственной власти при защите ими своих законных прав и интересов». Пикантности в ситуацию добавляет одна маленькая деталь: финансировать благие начинания предлагается предприятию, получающему дотации из областного и федерального бюджетов. В этом свете весьма резонно звучит вопрос директора речного управления: «Что меня может убедить в том, что это не «откаты»?»

Сам Осипов склоняется к мнению о том, что предприятие служит мишенью рейдерского захвата. О небеспочвенности подобных опасений свидетельствуют факты. Массовые проверки на «Пассажирском речном управлении» начались еще с сентября. Вплоть до сегодняшнего дня управление инспектировалось 21 раз. Какие только учреждения ни пытались выявить возможные нарушения: и областная прокуратура, и транспортная прокуратура области, и Южная транспортная прокуратура области, и судоходная инспекция, и линейный отдел УВД на транспорте, и даже комитет по управлению имуществом. Со слов Осипова, главным инициатором бурной контрольно-ревизионной деятельности выступил не кто иной, как сам министр Шейкин.

Министерское беспокойство, впрочем, легко объяснимо. Ведь отдельного разговора в этой истории заслуживает федеральная причальная стенка – объект, которому проверяющие инстанции уделили особо пристальное внимание. До середины сентября текущего года стенка находилась в безвозмездном бессрочном пользовании речного управления. Затем Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Саратовской области посчитало нужным расторгнуть существующий договор и сделать дальнейшую аренду объекта предметом конкурса. Ознакомившись с условиями тендера – а они, по словам Осипова, подразумевали несоразмерные со стоимостью контракта расходы – «Пассажирское речное управление» отозвало свою заявку. В результате в конкурсе приняли участие две организации, одна из которых – ООО «Берег-2008» – и была признана победителем. По информации Осипова, оная фирма была образована в октябре этого года, действует без лицензии и не имеет в своем распоряжении квалифицированного штата. В довершение всего, ее директор дважды привлекался к уголовной ответственности. Как подобная организация намерена осуществить капитальный ремонт годами не разбиравшегося причала, остается для многих специалистов загадкой. Но не это самое страшное. К следующему сезону навигации арендная плата за причальную стенку возрастет до 3 миллионов рублей, что, в свою очередь, повлечет за собой семикратное увеличение суммы портового сбора. Для и без того захудалого туристического бизнеса Саратова это обернется многомиллионными убытками, а то и вовсе катастрофой. Последнюю нетрудно спрогнозировать, если иметь в виду, что транзитные экскурсионные теплоходы платят за пользование причальной стенкой единый для волжских городов тариф – около 5–6 тысяч рублей в день. Пойдут ли турфирмы на дополнительные и весьма ощутимые для себя расходы, станет известно уже в начале будущего года, когда новый арендатор стенки попытается заключить с ними договоры. По предварительной информации, такие соглашения едва ли будут достигнуты.

Хуже всего, что в этой же непростой ситуации окажутся и саратовские теплоходы. Понятно, что, если говорить о судах, обслуживающих так называемые социальные линии, от повышения тарифов пострадает лишь областной бюджет. Что же касается прогулочных, «коммерческих», теплоходов, то они с успехом могут причаливать непосредственно к берегу, минуя стенку, либо воспользоваться дебаркадером и установленными на нем сходнями. Но и это еще не все. С приходом нового арендатора в ситуации появляется совсем уж казусный момент: ведь не стоит забывать, что в аренде у речного управления по-прежнему находится часть набережной, с которой, собственно, и соприкасается пресловутая причальная стенка. «Гулять по набережной представителей «Берега» мы еще пустим, – пообещал журналистам Алексей Осипов. – А вот осуществлять производственную деятельность им будет уже проблематично».

Ну, любит наша власть казусы, что с этим поделаешь? Хотя в предновогоднюю декаду так хочется верить в чудеса…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26122008131349&oldnumber=469