"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (468) от 11.12.2008

Волнующий голос «рубенсовской мадонны»

Светлана ТЕНЕТКО

Концертом филармонического симфонического оркестра и нашей землячки Елены Манистиной (меццо-сопрано) завершился 29 ноября фестиваль «Бомонд–2008». Молодая артистка выступала на крупнейших мировых площадках, в том числе и Дойче-Опер (Берлин), Карнеги-Холл (Нью-Йорк), Гранд Опера, «Шатле» (Париж), Ковент Гарден (Лондон), Вашингтонская Опера (Вашингтон) и Оперный театр Бордо (Франция).

Когда вы впервые видите эту высокую, статную женщину, то сразу понимаете, что никем другим она быть не может – только оперной дивой. Хорошего певца должно быть много. По мнению ее педагога Ирины Архиповой, хороший певец с большим голосом, как большой колокол. Сравнение, возможно, и спорное, но Елена Манистина – это именно то самое настоящее. Породистость рубенсовских мадонн в сочетании с потрясающим, волнующим голосом – вот оно – драматическое меццо-сопрано.

В необычайной красоте голоса певицы пришедшие на концерт могли убедится воочию. В программе ее выступления, условно разделенной на русскую и зарубежную классику, прозвучали арии из опер Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» (Кащеевна), «Царская невеста» (Любаша), Мусоргского «Борис Годунов» (Марина Мнишек), Доницетти «Фаворитка» (Леонора), Сен-Санса «Самсон и Далила» (Далила).

Говорить о великолепном исполнении можно бесконечно долго, но вот что мы заметили: иногда перед высокими или низкими нотами оперные певцы некоторое время как бы внутренне настраиваются, как спортсмены перед пред прыжком, и вот, наконец, «высота», то бишь нота, взята – ура! и гром оваций. Манистина же очень легко, даже играючи уходит и на высокие, и на низкие ноты. Даже в исполняемых ариях, этих небольших кусочках, она умудряется не только показать образ героини в конкретный момент, но и дать его в развитии. Сколько ревности, любви, смешанной с отчаянием, ненависти к сопернице было в ее Любаше («Царская невеста»).

После концерта журналистам пришлось некоторое время подождать – вниманием певицы безраздельно завладели бывшие педагоги, друзья. Когда народ из гримерки немного «рассосался», нам предоставилась возможность задать оперной диве несколько вопросов.

Корр.: Елена, Вы закончили Московскую консерваторию, кроме нее Вы где-нибудь еще стажировались?

Е. Манистина: Нигде я больше не училась. В Саратове училась в училище, потом здесь в консерватории, у Архиповой (Московская консерватория – Авт.) заканчивала последние два года, там же аспирантуру. Больше нигде не стажировалась, к сожалению. У меня не было зарубежной стажировки, у меня сразу были зарубежные гастроли.

Корр.: Российская публика как-то отличается от европейской?

Е. Манистина: Если честно, то очень отличается. Но вот сегодня у меня было впечатление, что я где-то в Европе выступаю, потому что по сравнению с Европой, Америкой и другими странами в России принимают прохладнее. В России принимают не своих, а чужих, к сожалению. И часто, когда приезжаешь из-за рубежа, очень большая разница, как принимает русская публика. А там просто обваливаются стены, когда хлопают. У нас бывает, к сожалению, но прохладнее. Сегодня же был замечательный такой прием…

Корр.: Как Вы оцениваете наш филармонический оркестр, с которым работали сегодня?

Е. Манистина: Вы знаете, замечательно. Мы вчера в первый раз с ними встретились на репетиции, и в общем никаких проблем. У меня была такая мысль, что можно было сразу и концерт играть вчера вечером.

Корр.: По какому принципу строился Ваш сегодняшний репертуар, в данном случае – выбор композиторов.

Е. Манистина: Я хотела показать что-то из арий очень эффектное и не очень часто исполняемое, в смысле русского. Я взяла половину русского репертуара потому, что Кащеевну и Марину очень редко поют в концертах, но так как я пела и партии, и в концертах, то знаю, что это достаточно эффектно. Просто это мой первый концерт в Саратове за многие годы, как я уехала отсюда, и мне хотелось что-то эффектное спеть, чтобы это было для публики интересно.

Корр.: Когда Вы исполняли арии, было ощущение, что Вы проигрываете их.

Е. Манистина: Конечно. Я же в театре, я же артистка. Действительно так. Каждый образ – он же сделан и характер выписан. А в арии это особенно сложно донести, потому что образ развивается от одного акта к другому, а здесь приходится в маленьких миниатюрах каждый характер показать. Видите, я уже немного хриплю, потому что эмоции…

Корр.: Из тех композиторов, которых Вы сегодня пели, любимые есть?

Е. Манистина: Вы знаете, у меня все любимое. Во все, что я пою, я стараюсь вкладывать какой-то смысл, душу. Вот то, что сегодня, по крайней мере, пела – все пела с удовольствием.

Корр.: Каких композиторов любите петь больше: зарубежных или русских?

Е. Манистина: У меня так сложилось, что я в России пою в основном русское, а за рубежом – зарубежное, итальянское. И русскую музыку петь гораздо сложнее. Она большего выплеска эмоционального требует и вокального мастерства большего гораздо. Поэтому многие наши русские певцы не очень любят русскую музыку петь, потому что итальянская – это эффектнее и проще. А я все люблю, видите, я пою и русское, и зарубежное.

Корр.: Как Вы считаете: Вам все удалось?

Е. Манистина: Кое-что (смеется). Кое-что удалось, мне кажется.

Корр.: И, наверное, традиционный вопрос о планах на будущее. Что бы еще хотелось сделать?

Е. Манистина: Что бы хотелось еще сделать… Мне бы хотелось, чтобы Большой театр, наконец, открыл свою новую сцену. Свою новую «старую». Но теперь говорят: это только в 2011 году будет. А так у меня очень много контрактов впереди: Лондон, Париж, Америка, в Европе много всего. До 2011 года график у меня расписан практически уже, но я хотела бы петь больше в Москве, в России, может быть, в Саратове еще.

Корр.: Мы надеемся, это не последний Ваш приезд к нам.

Е. Манистина: Я зачастила уже сюда, весной была и сейчас.

Корр.: А на Собиновский весной собираетесь приехать?

Е. Манистина: Не знаю, потому что со сроками проблема. Я на прошлом была, а вот на позапрошлом не получилось. Но со сроками не всегда совпадает… А так, с удовольствием, тут очень меня любят, принимают хорошо.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122008213645&oldnumber=468