"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (468) от 11.12.2008

«Я возвращаю Ваш портрет…»

Татьяна ЛИСИНА

Под таким названием

(с подзаголовком на афише «Звездам советской эстрады посвящается –

из репертуара Юрьевой, Лазаренко, Каревой, Сикоры, Шульженко, Баяновой») в Большом зале консерватории прошел концерт лауреата Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада» Ирины Крутовой.

Должна сознаться, что до этого вечера имя Ирины Крутовой мне было незнакомо. Поэтому когда ведущий концерта ее представил восходящей звездой романса, к его словам я отнеслась довольно недоверчиво, даже скептически. Ведь столько сейчас существует многообещающей, но не оправдывающей себя рекламы в шоу-бизнесе! Однако, когда после второго же номера концерта (а им оказались всем знакомая «Только раз бывает в жизни встреча») в зале раздались шквал аплодисментов и крики «браво!», я стала убеждаться в том, что слова ведущего были сказаны не напрасно.

По ходу вечера в зале воцарилась чарующая атмосфера, которую создавали сильный и при этом серебристый голос молодой певицы, ее сценическая внешность, приятная манера исполнения, очень удачно составленная программа. Во многом успеху концерта способствовала виртуозность аккомпаниатора – дипломанта Международного конкурса Оксаны Петриченко (фортепиано), которая 10 последних лет является концертмейстером Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада».

Ведущий вечера поведал о том, что Ирина Крутова родилась на Дону, детство провела на Кубани. Ее родители не были ни певцами, ни музыкантами, но бабушка пела так, что ее приглашал в свой хор сам Пятницкий. Видимо, именно от бабушки Ирина и унаследовала вокальный дар. После окончания музыкального училища в Новороссийске она поступила в консерваторию в Ростове-на-Дону, а затем из нее перевелась в Московский музыкальный институт имени Ипполитова-Иванова, который закончила очень успешно. Сейчас она, проживая в Москве, находится в «свободном плавании»: не будучи привязанной к какому-то театру, много гастролирует по всей стране. «Название сегодняшнего концерта «Я возвращаю Ваш портрет…», – продолжил ведущий, – выбрано не случайно. Ирина Крутова сегодня постарается как бы возвратить на сцену портреты выдающихся певиц ХХ века».

На наш взгляд, это ей блестяще удалось. Кроме того, на концерте певица расширила рамки обозначенной в афише программы. На вечере прозвучали такие разноплановые произведения, как романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой и «Баллада о матери» Евгения Мартынова (на слова Андрея Дементьева). Очень тепло слушателями были приняты «Белой акации гроздья душистые…». Но бесспорной изюминкой концерта, конечно, явились романсы из репертуара Изабеллы Юрьевой («Белая ночь», «Саша, ты помнишь наши встречи?..») и Клавдии Шульженко («Руки», «Голубка» и др.).

Ирина Крутова не копирует великих певиц, что было бы неразумно и, скорее всего, заведомо неудачно, ибо, по всеобщему признанию современников, Изабелла Юрьева и Клавдия Шульженко неповторимы и неподражаемы. Она заимствует у них эскизы, контуры исполнения популярных произведений, но наполняет их своими вокальными красками, собственными интонациями и полутонами, своими жестами. Такое тактичное и уважительное отношение к прошлому полностью оправдывает себя и объясняет успех Ирины.

Долгие рукоплескания зала вызвали старинные романсы «Мы оба лжем, и оба это знаем…» и «Благодарю, не надо». А закончился концерт несколько неожиданно. Под занавес певица очень выразительно исполнила «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…», написанное для мужского голоса. От себя добавим, что в конце 30-х годов прошлого века «Утомленное солнце» оказалось рекордсменом по количеству выпущенных грампластинок в бывшем Советском Союзе.

Мы не могли после концерта не подойти к Ирине Крутовой. Но она, боясь опоздать на поезд (ее маленький коллектив отправлялся на гастроли по Западной Сибири), успела ответить только на два вопроса.

Корр.: Почему Вы, будучи совсем молодой певицей, выбрали для своего творчества именно жанр старинного романса?

И. Крутова: Во-первых, я пою не только романсы, у меня есть и другие программы. В этом вы сможете убедиться 14 февраля 2009 года (в День влюбленных) в этом же прекрасном Большом зале Саратовской консерватории. А во-вторых, будучи по образованию оперной певицей и очень любя оперу, я поняла, что романс сейчас становится снова популярным и востребованным. Ведь даже сегодня на концерте, помимо людей пожилого возраста, было и немало молодежи. Кроме того, романсы дают большую возможность для самовыражения исполнителя. Наверное, всем этим объясняется то, что сейчас молодые певцы все больше и больше берутся за романс.

Корр.: Романс – это истинно русский вид вокального искусства?

И. Крутова: Нет. Конечно, старинный русский романс имеет свои национальные особенности: насыщенную драматургию, эмоциональные акценты. Он ложится на душу, легко находит дорогу к сердцу слушателя. И старинный русский романс прочно занял свою достойную нишу в музыкальной культуре России. Но романс, как синтетический жанр музыки и поэзии, родился в Испании, в далекие от нас средние века. Из Испании романс перекочевал в другие страны мира и достиг своей максимальной популярности во второй половине XIX века в Германии, Франции и, конечно, в России. Кстати, я сегодня исполнила «Голубку» и «Целуй меня крепче» (это «Besame mucho» полностью в русском переводе). Оба эти произведения, на мой взгляд, имеют полное право называться романсами, но они иностранного происхождения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122008213614&oldnumber=468