"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (468) от 11.12.2008

Мусульмане в преддверии Курбан-айт

Ксения БАТУЗОВА

7 декабря в Городском центре национальных культур прошла встреча казахской молодежи в преддверии Курбан-айт. Этот праздник –

один из основополагающих в исламе, длящийся три дня, в которые каждый истинный мусульманин должен посвятить свои думы Всевышнему, поминовению усопших и молитвам за здоровье живущих.

Во время Курбан-айта каждый состоятельный истинный мусульманин приносит жертву на благо общества: режет скот (овец, коз, коров, верблюдов) и раздает мясо или угощает готовыми кушаньями своих более бедных собратьев по вере.

Когда узнаешь предысторию этого праздника, начинаешь понимать, насколько тесно переплетены мусульманство и христианство, поскольку предание, о котором речь пойдет далее, явно знакомо тем, кто читал Ветхий Завет.

Жил в древние времена Ибрагим Пайгамбар, был он человеком благочестивым, в Аллаха веровал, регулярно возносил Ему молитву. Но, несмотря на все это, за свою долгую жизнь (а ему было отмерено более 900 лет!) детей он так и не нажил. В конце концов, когда возраст сего солидного мужа приближался к тысяче, у него наконец-то родился долгожданный сын, нарекли которого Исмаилом. И вот однажды к Ибрагиму во сне обратился Всевышний и, дабы проверить его послушание, повелел, чтобы он это столь обожаемое единственное детище принес ему в жертву. Отец и сын были людьми богопослушными, не роптали и не возмущались по этому поводу, а пошли наутро делать, что повелел Аллах. Но когда нож уже был занесен над Исмаилом, Всевышний прекратил это действо и спустил из рая ягненка голубого цвета, которого и следовало принести в жертву вместо мальчика. С тех пор и отмечается праздник Курбан-айт, и каждый мусульманин считает своим долгом последовать примеру Ибрагима, принося в жертву животных и устраивая дастархан.

В этот раз празднество несло в себе еще одну функцию – площадки для обсуждения насущных проблем мусульманской молодежи. С одной стороны в дискуссии участвовало само юное поколение (как девушки, так и юноши), а с другой – личности, умудренные жизненным опытом и весьма подкованные в интеллектуальном и религиозном плане: имам Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас-хазрат Бибарсов и активистка и борец за сохранение традиционных устоев Умуткан Джунельбаева. Приятно, что эти значимые личности не погнушались скромным праздником с простым народом, что характеризует их как настоящих лидеров, а не дутых авторитетов от зауми.

Дабы показать, что приятное времяпрепровождение возможно и без горячительных напитков, накрыли скромный, но весьма уместный стол: сладости, различные фрукты, чай, сок, бутербродики. Ибо, как известно, голодный желудок отвлекает от мыслей о возвышенном. Умуткан Макзумовна высказала мысль, что с потерей значения религии в жизни казахов и прочих народов, придерживающихся Ислама, люди очень многое потеряли: стал падать уровень моральной ответственности каждого перед обществом, расцвели пьянство, хамство и разврат. Ей не нравится, когда ее соплеменники валяются в невменяемом состоянии под забором, а молодые девчонки щеголяют голыми пупками. К тому же мотание по ночным клубам и ныряние в бездну порока не способствует знанию традиций и родного языка, а все это ведет к деградации нации как общности со своим специфическим языком, укладом жизни и культурой. Джульбаева видит в Исламе спасение от вышеназванных напастей и путь к процветанию.

Мукаддас-хазрат в своем приветственном слове заметил, что вера и следование вечным истинам нужны не Всевышнему, а самим людям, дабы подчинить бушующие животные страсти чистому разуму. И призвал людей не отказываться от традиционных праздников, поста, намаза, поскольку они являются зримым выражением веры и убеждений человека. Но при этом не стоит зацикливаться на внешней стороне в ущерб внутреннему содержанию.

После речей старших настала очередь молодежи сказать свое слово, и пошло обсуждение того, что же религия может дать поколению next. Судя по резкой активизации сидящих за столом, дать может многое. Например, уверенность в себе, дисциплинированность, устойчивость перед разными там кризисами (что он пред лицом Всевышнего?). А еще вера объединяет людей, что очень полезно с практической точки зрения: знакомцы по мечети охотно оказывают друг другу услуги (один – строитель, другой – художник, третий – бухгалтер...); верующие люди более открыты и, следовательно, легче взаимодействуют с социумом.

И юное поколение пришло к выводу, что с религией жить можно и нужно, и это один из путей спасения от морального падения и полной деградации. А в пример того, что они (религиозная молодежь) вполне могут веселиться без алкоголя и их способности и таланты цветут и множатся, была представлена концертная программа, где пели на родном языке и плясали национальные танцы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122008213341&oldnumber=468