"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (468) от 11.12.2008

Тарифы на ЖКХ вырастут на четверть

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

В редакцию газеты «Богатей» обращается немало жителей разных районов города Саратова, обеспокоенных предстоящим ростом тарифов на услуги ЖКХ. Жители спрашивают: правда ли, что услуги ЖКХ подрастут и как сводить «концы с концами» при такой политике государства? Мы публикуем анализ «Института «Коллективное действие» и надеемся на то, что саратовцы смогут найти ответы на некоторые свои вопросы.

Исходя из предварительной информации, которую ИКД получает из регионов, в следующем году услуги ЖКХ в стране подорожают на четверть. Это в условиях кризиса, при ожидаемом снижении заработной платы и возможных массовых сокращениях. В некоторых городах протестные коалиции, входящие в Союз координационных советов России (СКС) готовят акции протеста и судебные иски.

Как объяснить такой резкий рост тарифов?

Главных причин две. Во-первых, это монополия в коммунальной сфере. Во многом диктуют цены такие гиганты, как «Газпром», теплосети и электрокомпании. Во-вторых, это отказ государства от регулирования цен. Установление тарифов находится в ведении регионов или городов, федеральный центр от своей регулирующей роли отказался. Более того, коммунальные компании получают практически полную свободу по установлению тарифов, если у них есть «инвестиционные программы». Напомним, часть 7 ст. 15 № 210-ФЗ (от 2005 года) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства» предполагает полное свертывание государственного регулирования в этой сфере с 2009 г.; муниципальная власть всего лишь сможет одобрять инвестиционную (т. е. предполагающую сбор с населения дополнительных денег на «модернизацию» производственных мощностей) программу коммунальных служб. Другими словами, в 2009 году цены на электричество и на тепло, согласно законодательству, должны быть свободными от всякого регулирования. Цитируем ч. 7 ст. 15 данного закона: «Стоимость электрической и тепловой энергии, а также стоимость услуг по ее передаче, складывающаяся с учетом надбавок, указанных в части 2 настоящей статьи, может превышать предельные уровни цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по ее передаче, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Из других пунктов этого закона отметим:

Электроснабжение и тепло включены в сферу регулирования субъектов федерации, а вода и канализация – в сферу регулирования муниципалитетов. Федеральная власть устанавливает всего лишь абстрактные, «средние по больнице» (т. е. региону) «предельные индексы» (и то лишь до 1 января 2009 г.), а определяет конкретный метод регулирования и устанавливает тарифы (цены) на услуги организаций коммунального комплекса муниципальная и региональная власти.

Представительные органы муниципальных образований «устанавливают надбавки к тарифам для потребителей» (пп. 1–3 ст. 5 № 210-ФЗ), т. е. конкретную цену, уплачиваемую жильцами за воду и утилизацию бытовых отходов. А эта цена включает не только тарифы производства, но и опасную «инвестиционную» надбавку. На самом деле, это и есть прибыль, которая, как показывает горький опыт, может пойти куда угодно, но только не на модернизацию жилищно-коммунальной сферы.

Единственная гарантия: изменение тарифов (надбавок) для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.

Что делать?

Как минимум, надо контролировать качество предоставления коммунальных услуг. Для этого полезно будет читать Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Лучше, если жители в доме хорошо организованы и платят напрямую коммунальщикам – по крайне мере, есть уверенность, что деньги пойдут куда надо и что может быть установлен минимальный контроль. Для этого Жилищный кодекс предоставляет только одну возможность: непосредственное управление. Хуже (но лучше, чем ничего) – ТСЖ (проблема в том, что тогда оплата производится коллективно от ТСЖ, а не от каждого жителя). По крайне мере, стоит избежать лишнего посредника в виде управляющей компании.

Стоит контролировать стоимость и качество жилищных услуг. Напомним, после принятия нового ЖК оплата жилищных услуг (содержание дома) переходит в сферу регулирования договорными отношениями между жильцами и обслуживающими фирмами, либо между управляющими компаниями или ТСЖ и поставщиками услугами. Здесь главный момент – договор.

А вот контролировать цены на коммунальные услуги стало почти невозможным. Единственный путь – массовые протестные кампании за снижение необоснованно высоких тарифов. При этом необходимо требовать принятия поправок в 210 ФЗ в виде сохранения федерального регулирования и демонополизации коммунальных служб.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122008212900&oldnumber=468