"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 43 (468) от 11.12.2008

Второстепенный закон, или Конституционные «нанотехнологии»

Дмитрий КОННЫЧЕВ

В последнюю неделю пошел процесс удивительной быстроты одобрения региональными думами Закона о поправках в Конституцию России. Вчера поправки были поддержаны депутатами Саратовской областной думы.

И ровно в эти же самые дни, по инициативе Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», в Интернете, по адресу www.popravkam.net, набирает ход кампания по сбору подписей граждан против поправок…

Кто бы сомневался. Власть вновь решила показать силу, особенно не советуясь с обществом. На этот раз — в головокружительно короткие сроки внести «точечные изменения» в основной закон России. «Принуждение к стабильности», следуя новомодным выражениям. Хотя ее вроде бы уже строили, и, как нам говорят, успешно последние восемь лет.

Для тех, кто еще не в курсе, напомню основную суть поправок: по предложению Президента РФ Дмитрия Медведева, со следующих выборов по Конституции будет увеличен срок президентства в России до 6 лет, а парламента – до 5 лет.

Экая малость, скажет кто-то: всего лишь цифры изменяются. Да нам наплевать, добавят другие. Но за цифрами сроков полномочий высших государственных институтов очень многое. По расхожему выражению, дьявол скрывается в деталях. Или по-другому: маленькие вещи могут вызывать серьезные проблемы. В конце концов, и «казнить» от «помиловать» часто отделяет лишь запятая. Я уверен, что в Конституции мелочей быть не может, а значит, не может быть и мелких корректировок.

Хотя президент сказал иначе. В своем послании 5 ноября Д. Медведев заявил буквально следующее: «…хочу прямо сказать: речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все же уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов».

Но так ли это? Спорны, как минимум, три вещи из этой фразы.

Итак, «уточняющие» поправки. Президент при этом добавил: «все же». Из этой добавки следует – или он сам думает о меньшей значимости предложенных им изменений по сравнению с другими вещами в тексте Конституции, или пытается убедить в этом нас. Как политик, находящийся сегодня только первый срок в должности президента, он, по здравому размышлению любого человека, не может считать это маловажным. Это сантехнику Ивану Ивановичу, для которого власть, в лучшем случае, «до лампочки», а реально до других мест, скорее, все равно, будет ли дипломированный юрист Дмитрий Анатольевич баллотироваться в следующий раз на четыре года или на шесть. А Дмитрию Анатольевичу, или тому, кто за ним стоит в очереди, совсем не все равно. Для него это сверхважно. Президент захотел убедить нас в том, во что сам не верит?

Теперь о правовой сущности. Здесь, на первый взгляд, все не так однозначно, все хитрее. Действительно, перечень полномочий не меняется (Государственной Думе, правда, добавили декоративное право на отчеты Правительства), значит, и статусы президента и Думы, на первый взгляд, остаются без изменений. Подходя формально, это вроде бы так и есть. Но есть и внешняя сторона медали. Статус – это не только «вещь в себе». Это еще вещь, проявляемая во взаимоотношениях с другими государственными институтами и, в конце концов, с гражданами. А что меняется здесь? А многое меняется. Представьте себе две крайности, малореальные, но допустимые. Президент избирается на год, а Дума на полгода. Или: и президент, и думцы избираются на сорок-пятьдесят лет. Излишне говорить, что как в первом, так и во втором нафантазированных случаях проявление президентско-парламентского статуса во взаимоотношениях с прочими госучреждениями и с жителями России весьма и весьма разнится. Кстати, многие правоведы разделяют мою позицию: срок важен, и важен именно для правовой сущности. Поэтому здесь тоже некое лукавство.

Однако отставим в сторону филологические, психологические и юридические изыски, интересные лишь для узкого круга посвященных. И перейдем к более понятному многим – к политике.

Выборы, т. е. возможность граждан не столько влиять на власть (влиять, в конце концов, можно и в стиле недавнего обращения девочки Даши к премьер-министру за платьем Золушки во время «путинского теледиалога» со страной неделю назад. Просьбу, естественно, удовлетворили; вот он, уровень влияние простой российской девчушки аж на самого Путина), сколько по 3-й статье Конституции России эту самую власть и определять, устанавливать, формировать и реализовывать через своих представителей.

Что же у нас происходит в этой сфере на практике? В сухом остатке: выборов в России все меньше. Тем более, если вести речи о выборах исполнительной власти, исторически более значимой у нас по сравнению с властью депутатов. Выборы губернаторов отменены, выборы мэров отменяют повсеместно (а наш, например, город был лишен такой возможности всегда; и Саратов недаром пожинает плоды со всей этой сити-мэрской раздвоенностью. Вот так отсутствие демократии очень быстро влияет на мусорные кучи, вернее, на их увеличение). Теперь вот и президента избирать, кто не понял, граждане будут в полтора раза реже.

На самом деле, утрачивается возможность даже влиять. «Чертову Америку» принято в последнее время ругать. За многое справедливо. Но там люди совсем недавно в ноябре реально выбирали. Многие из них (наивные!) полагали, что устанавливают власть. Как у нас, примерно также и у них в Конституции записано. Конечно, не совсем так. Из кого им выбирать, решали аппараты и активисты двух партий. Но у них был выбор из этих двух вариантов. И считался каждый голос, в каждом штате. Значит, американцы реально повлияли на будущее, неважно, кого они там выбрали.

Поэтому, если сообщество избирателей какой-нибудь страны (это, к сожалению, обычно меньше всего народонаселения) будет считать, что оно само по Конституции формирует власть, значит, оно будет лишь только влиять. Но если право на выбор у него крадут, сокращая его без спросу в полтора раза, то даже влияния будет намного меньше. Как в нашем случае: останется лишь слезно просить золушкины платья.

Ну и двигаемся (или уже пришли?) к закономерному результату: сегодня политический класс нашей страны – федеральные и региональные чиновники высших и средних должностей, большинство депутатов, функционеры партии «Единая Россия» и ее партий-сателлитов в думах – «окуклился» и совершенно не хочет уже даже изображать запрос на мнение широких слоев общества. Конституцию – основной, как говорят с высоких трибун, закон – правят «на раз-два-три». Поэтому пусть мне извинят следующую аналогию. Сегодня власть «разыгрывается» в узком кругу ныне властвующих. Колода тасуется, и игроки думают, как продлить этот «пятничный преферанс» подольше. Широкие слои народонаселения, те, кто предпочитают по жизни «в подкидного», отвечает политическому классу по-своему – равнодушием: по опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), предложенные поправки в Конституцию не выделяются как важный момент президентского послания 95-ю процентами населения.

Но в обществе оказалось, как ни странно, много людей, чье равнодушие – не совсем уж равнодушие. Они недовольны конституционными «инновациями» президента уже сейчас. Тот же ВЦИОМ приводит такие цифры: одобряют увеличение срока полномочий президента 60 % (ну еще бы, «преемника» поддержал «национальный лидер»), а не одобряют 26 %. Однако это, между прочим, ни много, ни мало – 26 миллионов совершеннолетних граждан. Если считать по всей России. А по увеличению сроков полномочий Государственной Думы результаты опроса вообще сенсационны: 41 % – «за», а 42 % – «против»! Иначе говоря, одна из конституционных поправок Д. Медведева попросту отвергается народом.

Но депутаты из «партий власти» всех мастей об этом предпочитают помалкивать. Знай себе, голосуют за поправки. Да еще и праздновать умудряются (вчера в правительстве области состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею свежеизмененной Конституции). Возможно, у них есть свои основания праздновать этот день рождения.

… Когда готовилась эта статья, на интернет-странице «яблочного» проекта www.popravkam.net число подписавших приближается к десяти тысячам. Это больше, чем число всех депутатов Государственной и региональных дум вместе взятых. И этот проект продолжится, даже если поправки в Конституцию вступят в силу – вплоть до будущих федеральных выборов. Гражданское общество в первый раз по-серьезному пытается сорганизоваться. Пускай это и не «нанотехнологии мгновенного действия» в конституционно-политическом строительстве, и процесс возврата 4-х летнего срока займет некоторое время… Но так бессовестно поступать было нельзя. Рано или поздно, я уверен, второстепенный закон, в который превращают Конституцию моей страны, опять станет Основным.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16122008212648&oldnumber=468