"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (467) от 4.12.2008

«Четвертая высота» в ТЮЗе Киселева

Ольга БАЛАНДИНА

«Богатей» уже сообщал

об открытии в ТЮЗе Киселева творческой лаборатории «Четвертая высота. Современная детская драматургия». Публичные читки прошли на прошлой неделе. После каждого спектакля состоялись очень живые обсуждения, на которых порой высказывались диаметрально противоположные суждения.

В творческой лаборатории были прочитаны «Невероятная любовь» нашего земляка Алексея Слаповского и его же «Победитель» (пьеса о сегодняшних 12–13-летних школьниках, заигравшихся в придуманную ими самими игру, так смахивающую на телевизионное «Слабое звено»). Актриса Ольга Лисенко прочла монолог «Наташина мечта» (написанный 21-летней Ярославой Пулинович) о детдомовской 16-летней девчонке, безответно влюбившейся в журналиста. О той же безответной любви, но уже волшебницы, пьеса «Песня Войя» 23-летней Анны Батуриной.

Что же объединяет большинство пьес? Представьте себе, любовь. Чувство, о котором уже почти не говорят на телеэкранах, где разговоры про любовь заменяет секс.

Мы беседуем с театральным критиком Александром Соколянским (Москва).

Корр.: Отличие этой лаборатории от других, которые проводят в различных городах России?

А. Соколянский: Особенностей нынешней «Четвертой высоты» я вижу две. Первая заключается в том, что ТЮЗ Киселева провел читки именно с прицелом на детскую и юношескую аудиторию – это резонно. Второе, что в отличие от довольно многих и многих театров, уже привыкших начитывать ради удовольствия заводить новых друзей не только среди драматургов, но и среди критиков, здесь, по крайней мере, половина читается с твердым расчетом: а не взять ли нам на афишу? Я знаю, что так уже было: спектакль «Зимы не будет», поставленный Екатериной Гороховской, вышел на афишу ТЮЗа именно из лаборатории. Была на прошлой читке пьеса Сигарева «Волчок». Она не вошла в репертуар, но тогда уже достоинство актрисы Ольги Лысенко, занятой в этой читке, было вполне очевидно. И вот сейчас автор проекта Олег Лоевский довольно долго искал текст, в котором ее артистические способности могли бы и раскрыться, и увеличиться. И история с бедной детдомовской девочкой, которую показали при читке пьесы «Наташина мечта» это именно то, что нужно. Очень надеюсь, что из этого получится полноценный и важный спектакль.

Корр.: Нынешняя «Четвертая высота» выявила основные тенденции современной драматургии? Ведь были представлены только свежие пьесы.

А. Соколянский: За исключением «Феи Теккерея», которая была написана достаточно давно. Мне кажется, что говорить о каких-то доминирующих тенденциях в новой драматургии уже поздно. И это даже хорошо. Самым опасным периодом в ее развитии был, по-моему, самый конец 90-х–начало 2000-х годов, когда Новая драма, чуть ли не официально возглавляемая драматургом Михаилом Бугаровым и продюсером Эдуардом Баяковым, постепенно стала превращаться в некое подобие театральной корпорации. Корпорация как таковая просуществовала очень недолго. И те драматурги, которые представляли наибольший интерес среди людей, объединившихся под флагами Новой драмы, как тот же Сигарев, как Пресняковы, как Дурненковы, как Макс Курочкин, стали постепенно обособляться, вычленяться и говорить, что им больше не интересно ходить строем. Сейчас никаких тенденций не существует. Есть, впрочем, одна. Очень важная. И она касается именно детского театра.

Автор идеи «Четвертой высоты», исполнительный продюсер проекта, член экспертного совета национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», директор Всероссийского театрального фестиваля «Реальный театр», заместитель директора по творческим вопросам и международным связям Екатеринбургского ТЮЗа, драматург, киносценарист, ведущий театральный критик России Олег Лоевский так ответил на наш вопрос: «В чем отличие этой «Четвертой высоты» от предыдущих саратовских лабораторий?»: «Все особенности упираются в тот материал, который мы выбираем для лабораторий. По схеме они одинаковы, по материалу каждая отличается от другой. На нынешней «Высоте» произошло открытие замечательного драматурга Ярославы Пулинович, автора пьесы «Наташина мечта». Серьезная, жесткая, замечательная актриса Ольга Лисенко прочла этот монолог. Мне показалось, что для знаменитого маститого драматурга Алексея Слаповского диалог со зрителями, диалог с артистами, диалог с театром станет очень полезным в дальнейшей его работе над пьесами, потому что он столкнулся с тем, что дальше есть куда двигаться и что-то менять, если у него появится желание. Мне показалось, что труппа театра тонко и разнообразно чувствует специфику читок и как-то более свободно существует в них».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8122008131147&oldnumber=467