"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 42 (467) от 4.12.2008

Художники и типографская краска

Екатерина БОГДАНОВА

Наверное, не будет преувеличением предположить,

что возникновение в природе великого множества новеньких, пахнущих типографской краской книг, почти уравновешивается количеством их неопубликованных собратьев. А все потому,

что такая тонкая материя, как появление на свет книги, зачастую упирается в грубый материальный вопрос.

Самое печальное, что сегодня с неумолимостью этого вопроса столкнулся один из саратовских издательских коллективов, детище которого во что бы то ни стало должно родиться.

Приступая два года тому назад к работе над этим проектом, частное саратовское издательство испытало ряд трудностей. Коллективу предстояло не только объять необъятное, привлекая к сотрудничеству филологов и научных музейных работников, но и, по сути, спродюсировать выход издания, косвенные герои которого, будучи людьми искусства, весьма далеки от низменных финансовых тем.

Первоначально, еще на стадии зарождения идеи, речь шла о включении на страницы художественного альбома биографических сведений и репродукций работ так называемых официально признанных в Саратове живописцев, а именно: людей искусства, состоявших в региональном отделении Союза художников.

Однако идея, с которой обратился в издательство один из членов этой организации, художник Геннадий Панферов, довольно быстро трансформировалась в куда более глобальный по масштабам замысел. Творческий коллектив издательства дерзнул замахнуться на весь пласт «неизведанной» саратовской школы живописи, тем более, что объединить под одной обложкой имена всех сколько-нибудь значимых мастеров прошлого и будущего до сей поры не решился ни один саратовский издатель. Пожалуй, скромным подобием этого проекта можно было бы назвать изданную в Саратове в начале 90-х годов тоненькую брошюрку, скорее, претендующую на роль краткого путеводителя по фамилиям саратовских живописцев.

Стоит ли говорить о том, какие поистине археологические раскопки повлекло за собой претворение этой идеи в жизнь. К работе над созданием альбома подключились сотрудники самых крупных саратовских и областных музеев и выставочных центров. В их числе оказались Радищевский музей, Государственный музей К.А. Федина, краеведческие музеи Саратова и Энгельса, а также Вольская картинная галерея. Перед искусствоведами стояла непростая задача: собрать материалы о более чем двух сотнях местных художников и скульпторов, начиная с творивших на территории Саратовского края еще в подзабытом XIX веке и заканчивая живущими и творящими ныне.

«В этот сборник мы включили имена художников, многие из которых на сегодняшний день оказались незаслуженно забыты, – вспоминает руководитель проекта Антон Графченко. – Эта участь постигла даже тех живописцев, которых можно причислить к фундаменту художественной жизни региона. Мы планируем дополнить издание коллекциями саратовских художников, представленными в собраниях различных музеев. Этот раздел будет своего рода жемчужиной альбома. Идею его создания зародили сами директоры музеев. Вообще вся музейная среда с энтузиазмом откликнулась на наше предложение о сотрудничестве и активно включилась в работу над созданием альманаха. Без помощи столь крупных специалистов мы вряд ли смогли бы реализовать свой замысел».

Деятельное участие в подготовке альбома приняли и сами саратовские художники, приносившие в редакцию иллюстративные и письменные материалы и сверявшие набранные на компьютере тексты. И таких соавторов издания набралось великое множество. Ведь наряду с заслуженными мэтрами в макет будущего сборника вошла целая плеяда молодых саратовских творцов. За страницами издания, по уверениям Графченко, осталась разве что только пробующая свой творческий потенциал молодежь.

На сегодняшний день альбом практически готов к типографским работам. Насколько можно судить по оказавшимся в распоряжении нашей редакции макетам, их создатели изрядно потрудились над тем, чтобы по выходу из печати «Художники Саратова» смогли стать украшением любой библиотеки. Более того, можно спрогнозировать, что полноцветное издание в твердом переплете сразу приобретет статус коллекционного – ведь оно будет выпущено ограниченным тиражом всего в две тысячи экземпляров. Если издательские труды над подготовкой сборника не будут отклоняться от намеченного плана, к концу декабря дизайнерский коллектив полностью закончит верстку. А уже в феврале-марте будущего года раритетную книгу можно будет подержать в руках.

Единственным противоречием между замыслом и действительным положением вещей пока остается некоторая зыбкость финансовых вопросов. На сегодняшний день, по некоторым расчетам, на оплату типографских расходов издателям сборника требуется почти полмиллиона рублей. Эти средства, некогда обещанные городским комитетом по культуре, теперь могли бы стать щедрым подарком неравнодушных к изящным искусствам местных меценатов. Вся надежда на то, что такие люди на саратовской земле еще не перевелись.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8122008131048&oldnumber=467