"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (466) от 27.11.2008

Музыкальное «хулиганство»

Светлана ТЕНЕТКО

Балалайка-бас, две домры (малая и альт), баян плюс саксофон – довольно необычное и непривычное сочетание. Народные инструменты и утонченный, рафинированный саксофон, привычно ассоциирующийся скорее с джазом (ведь его обладатель известный джазмен

Игорь Бутман), составили такой вот квинтет

на концерте «Не квадрат» в рамках фестиваля

«Нева впадает в Волгу», Генеральным спонсором которого является компания «Бритиш Американ Тобакко Россия».

Уже не раз отмечалось, что фестивальные концерты, будь то Собиновский, Нейгауза, «Бомонд» или «Нева впадает в Волгу», собирают всегда почти полные залы; так было и в этот раз: в академдраме «яблоку негде было упасть». Если Игоря Бутмана саратовская публика знает и любит, то «Терем-квартет», возможно, для некоторых стал приятным открытием. Мы собрали небольшое досье во «всемирной паутине» на этот коллектив.

«Терем-квартет» родом из Петербурга и существует уже более двадцати лет (с 1986 года), за это время состав менялся, пока окончательно не «устаканился»: Андрей Константинов (домра малая), Михаил Дзюдзе (балалайка-бас), Андрей Смирнов (баян) и Алексей Барщев (домра-альт). Музыка, которую исполняет «Терем-квартет», пожалуй, не вписывается в устоявшиеся музыкальные направления и жанры: это старая, вернее, привычная и уже порой поднадоевшая и навязшая в ушах и одновременно новая, сохранившая при этом традиции фольклора и классики, временами напоминающая скоморошичьи перепевы или музыкальное хулиганство.

За время своего существования музыканты стали неоднократными лауреатами российских и международных премий, получили огромное число наград и званий, выступили в 57 странах мира и выпустили более 15 компакт-дисков. О количестве концертов мы уже не говорим. «Терем-квартету» рукоплескали залы практически всех мировых столиц. Их приветствовали известнейшие люди планеты: Герхард Шредер, Владимир Путин, Герман Греф, Сильвио Берлускони, Папа Римский Иоанн Павел II, Мать Тереза, принц Чарльз, а также многие знаменитые музыканты и артисты.

Но на этом «Терем-квартет» не остановился, в 2003 году он основал в Петербурге свой собственный «Терем-фестиваль мировой музыки», на который ежегодно приглашают музыкантов со всего мира.

Как вы думаете, можно ли играть классику (речь идет не о народных мелодиях, а об академической музыке) на трех струнных и баяне? Оказывается, можно. Хотя это будет уже не совсем классическая музыка, а скорее, импровизация на тему, ведь нельзя серьезно играть чистую классику на народных инструментах, они, так или иначе, тянут к определенной манере исполнения, где обязательно присутствуют и ирония, и юмор.

Уже в самом названии «Чайковский гуляет по Фонтанке в Санкт-Петербурге» присутствует намек на то, что сейчас прозвучит не совсем Чайковский. Тема «Лебединого озера» с домрами и саксофоном на первом плане постепенно уступает место русским народным произведениям, где можно увидеть уже и легкий стеб (в хорошем смысле), и сарказм, но не уходит совсем, а остается где-то еле уловимо, как бы на горизонте.

Поражающая энергетика и изумительное мастерство петербургской четверки почти сразу же покоряет публику, вероятно, потому, что, играя по законам шоу-бизнеса, они в то же время остаются виртуозами высшей академической пробы. Иначе разве прозвучала бы так необычно и неожиданно «Шутка» И.С. Баха. Представьте себе: весь такой академичный, классический Бах, на мой взгляд, иногда даже тяжеловатый, сложный для исполнения вообще, а здесь нам предлагают его… на народных инструментах. Конечно же, классического Баха (в прямом понимании) не было, но была прекрасно, «по-теремовски», обыгранная «Шутка», причем в первой части «шутили» «народники», а во второй Игорь Бутман (баритон-саксофон). Для своих шуток известный джазмен выбрал детские песенки, бывшие когда-то шлягерами. Конечно же, не обошлось без темы классического, горячо любимого всеми исполнителями джаза «Каравана». Так, классический Бах в шутливых импровизациях «Терема» и Бутмана оказался легким, веселым, по-детски шаловливым и непосредственным. Зал просто взревел от восторга от таких «шуточек».

Не менее интересен был и Астор Пьяццолло в композициях «Не может быть» и «Прощай на век», известный хотя бы по балету «Мистерия танго» в оперном. Баритон-саксофон здесь уступает место саксофону сопрано, более нежному и лиричному. Музыканты соединяют на первый взгляд несоединимое, превращая все это в легкие, ни к чему не обязывающие бестселлеры. Тему танго продолжает «Либер-танго», сорвавшее такой же шквал аплодисментов, как и баховская «Шутка».

Особенность «Терем-квартета», на наш взгляд, – ставить рядом вещи, существующие врозь во времени и пространстве, и они, эти вещи, начинают жить вместе. Берется несоединимое и получается общая картина. Человек может знать, а может и не знать, соединимо это или нет, для специалиста это, наверное, странно, а для слушателя хорошо.

И на «десерт» специально для прекрасных дам «Целуй меня много, много раз, кума-душечка». Если вы думаете, что это было попурри на тему «Вдоль по Питерской» или «Светит месяц», – не угадали. Наверное, этого никто не мог предвидеть, потому что прозвучала абсолютно неожиданная, интересная интерпретация… известного танго Консуэло Веласкес «Besame mucho».

«Терем-квартет» – это не просто блестящая четверка, играющая на народных инструментах музыку всего мира. Это музыканты, вносящие в жизнь каждого человека частичку мировой гармонии и любви.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28112008174041&oldnumber=466