"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (466) от 27.11.2008

История, застывшая в языке

Наталия СВЕШНИКОВА

Ученые Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского уже на протяжении нескольких десятилетий ведут большую работу по изучению русских народных говоров. Одно из направлений этой работы – диалектологические экспедиции, во время которых делаются записи народной речи, собираются сведения об истории сел, о существующих доныне традициях и обычаях, а также о современном быте жителей.

Первая диалектологическая экспедиция состоялась в 1945 году, и с тех пор поездки проводятся ежегодно. За это время ученые Саратовской диалектологической школы приняли участие в нескольких крупных российских и международных лингвистических проектах. Одним из первых был возглавляемый Институтом русского языка АН СССР проект создания диалектологического атласа русского языка. На протяжении многих лет, начиная с 1946 года, преподаватели, аспиранты и студенты Саратовского госуниверситета выезжали в экспедиции по сбору материала для этого атласа. Были обследованы говоры разных территорий России: Ярославской, Вологодской, Архангельской, Курской, Псковской, Новгородской, Рязанской, Тульской, Ульяновской, Орловской, Волгоградской и других областей.

Особое внимание уделялось говорам Поволжья, отличавшимся от других существенным своеобразием. Работа по изучению поволжских говоров оформилась в дальнейшем в крупный самостоятельный проект «Атлас русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья», объединивший усилия диалектологов разных вузов Поволжья: Саратовского университета, Саратовского педагогического института, Куйбышевского педагогического института, Самарского университета, Волгоградского педагогического института, Волгоградского университета, Пензенского, Ульяновского, Астраханского, Балашовского педагогических институтов. Всего на территории Среднего и Нижнего Поволжья было обследовано около 700 пунктов. Итогом этой большой работы, продолжавшейся более 50 лет, стало издание в 2000 году «Атласа русских говоров Среднего и Нижнего Поволжья».

С 1963 года саратовские диалектологи активно участвовали в крупнейшем международном лингвистическом проекте — создании Общеславянского лингвистического атласа (ОЛА). Материал для него собирали по единой программе, принятой Комитетом общеславянского атласа, лингвисты России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии, Болгарии и других стран, в том числе неславянских, на территории которых имелись славянские поселения. Уже в 1964 г. состоялась первая экспедиция саратовских диалектологов по программе ОЛА на территорию Курской области. За два десятка лет работы по проекту ОЛА экспедициями Саратовского университета обследовано более 70 говоров на территории разных областей России.

С конца 80-х годов диалектологи Саратовского университета работают над созданием электронного корпуса диалектных текстов. Он включает в себя большой объем аудиозаписей разговорной диалектной речи, а также разнообразную нелингвистическую информацию этнографического, культурологического и исторического характера. В рамках этого проекта состоялся ряд экспедиций для обследования говора с. Мегры Вытегорского района Вологодской области. С конца 90-х гг. проект был дополнен работой по изучению говоров Саратовской области – с. Земляные Хутора Аткарского района и с. Белогорное (бывш. Самодуровка) Вольского района. В эти населенные пункты ежегодно организуются экспедиции, в которых принимают участие не только преподаватели, но и студенты, и аспиранты университета.

Осенью 2008 года в с. Земляные Хутора и с. Белогорное состоялись очередные диалектологические экспедиции, получившие финансовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Во время экспедиций были сделаны многочисленные записи рассказов жителей этих сел по самой разнообразной тематике: об истории села, о ведении хозяйства, о домашнем укладе в старых семьях, о местных традициях и обычаях, о сельских праздниках и т. д. Записи рассказов представляют собой очень ценный материал, позволяющий восполнить сведения об истории формирования этих сел и жизненном укладе его обитателей. Так, в Белогорном, одном из старейших сел Саратовской области, до сих пор бытует предание о первопоселенцах, появившихся в этой местности примерно в восьмидесятые годы ХVII века. Это были старообрядцы (или кулугуры, как их здесь называют), которые не приняли церковные реформы Никона и, спасаясь от преследований за старую веру, бежали из родных мест и поселились в приволжских лесах.

По преданию, первым поселенцем Самодуровки был некий Клим. Предполагают, что он был дьяк или древнего рукоположения причетник, который вместе со своим семейством бежал от гонений «за содержание древнего благочестия» из Москвы, взяв с собой только священные книги. Вместе с ним бежали еще несколько старинных семейств. Они поселились в лесу, в овраге, который впоследствии стал своего рода святым местом для живущих в селе старообрядцев и получил название Климов дол, а первопоселенцев стали именовать климовцами.

Вот один из записанных во время экспедиции рассказов об основании Самодуровки: «Ведь предки-то наши староверы. Раньше, когда раскол был при царе – при каком-то при царе… при Алексее, что ли, – ну, эдак вот на две веры раскололись: староверы и нова вера… При Никоне это все было. Вот. Значит, и нас оттудова, из Москвы, прибежало двадцать семей. В Климов дол. Тут есть такой дол. Климовцы. Ну, старший был такой, Клим. Вот там они в землянках жили (…), ну, значит, жили эти климовцы… Ну, сколько они там годов жили? Потом вышел указ Петра Первого, чтобы выходили из этих… Ну, это не только наши эти, климовцы, все эти – называли их тогда кулугурами – все они прятались по лесам за веру за свою за старую. Вот. А потом, значит, Петр Первый дал указ, чтоб все выходили, но при условии: будете платить двойную дань».

Большой материал был собран участниками экспедиции и о местных обрядах и обычаях, некогда существовавших в этих селах, но не сохранившихся до наших дней в полном своем виде. Так, традиционная русская свадьба включала в себя множество разных обрядов – предсвадебных (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки); свадебных (выкуп, свадебный поезд, венчание, свадебный стол); послесвадебных (второй день, визиты молодых). Сегодня многие из этих обрядов уже утрачены, но воспоминания о них еще живы в памяти старейших жителей села.

Вот что рассказывают о свадебном обряде, существовавшем в Белогорном: «Девок замуж отдавали раньше так. Любишь ты его, не любишь – приходят, там, три-четыре свата. Решают родные, за кого отдавать. И он не берет, и она не идет, а их и не спрашивают. Сделают вечер, поют, провожают невесту. Вечером девчонки пляшут. Не было ни гармони, ничего. Под заслонку ножом ширы-мыры, ширы-мыры… Плясали, песни пели. А на второй день девичник делали. Собираются все вот эти девчонки, и за невестой приезжает жених. А девчонки… все идем пешком до жениха. Приходим туда, несем приданое. Девчонки начинают: «Ну, давайте гвозди и молоток». Они, значит, залазят и вот берут шляпкой-то в стену: стук-стук-стук. Гвозди-то не лезут. «Что это у вас какие-то стены-то? Гвозди не лезут в стену! Давайте денег!» Долго не дают. Ну и девчонки: «Ну и вешать не будем: гвозди не лезут». Ну, дадут денег или конфет – и гвозди полезут. Набьют на стену гвоздей – над окошками, в углах, – навешают этих утиральников, а в утиральники на гвоздь подрушник. Ну вот. Вот все развесили, это все убрали, а тут-от стол накрывают уж и всех сажают угащивать. Сядут за стол, посадят невесту с женихом, и девчонки запевают невесте песню. Угостят, и, значит, домой. Невесту опять сажают, везут, катаются по улице. А остальные девки идут. Выходят, им дают веник, да. Идут и поют, пляшут всю дорогу. Машут вениками, веники банные, березовые. Веников много дают, на свадьбу приглашают. Ну, а тут уже к вечеру приезжает поезд (в свадебном обряде все передвижения обязательно совершаются на лошадях и поезд состоит из нескольких повозок – Авт.). Невесту сажают за стол. Из чулана ее выводят, а невеста вопит (то есть причитая, плачет – Авт.). Сажают за стол, ее продают ребятишки. Скалки в руках, вилки, ножи. Сватья с кнутами: «Это, что это тут затеяли?». А ребятишки стучат: «Не продадим! Давайте денег больше!» Начнут класть мелкими. «Нет! Давайте вот: четыре угла – четыре рубля, а в середину еще давайте кучу». Ну и канителятся, канителятся. Выкупят невесту. Тут уж крестного надо. Крестного заперли, да подушки с одеялом – приданое. Выкупят вот крестного и постель и поедут. Едут, а девчонки поют».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28112008173837&oldnumber=466