"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (465) от 20.11.2008

Разговоры о музыке и не только

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

На днях вышло в свет раритетное издание, под обложкой которого, наряду с издательством, значится еще одно учреждение – Саратовская областная филармония им. А. Шнитке. Ограниченный тираж всего в тысячу экземпляров, искусное дизайнерское оформление и высокое качество полиграфии могли бы сделать эту книгу вожделенным объектом охоты для библиофилов.

Однако ценность книги не столько во внешней красоте, сколько в красоте внутренней. Ведь на страницах – уникальное собрание статей и воспоминаний родственников, друзей, коллег о выдающемся художественном руководителе филармонии Анатолии Левиновском, «Человеке, говорившем о музыке».

Анатолия Яковлевича не стало в 2001, он ушел из жизни за 7 лет до круглой юбилейной даты – 90-летия. И все равно, в свой юбилейный день рождения, пришедшийся на минувшую пятницу, 14 ноября, Анатолий Левиновский принимал поздравления от знакомых, своих ближайших соратников по творческой деятельности и журналистов, собравшихся почтить его память в Доме работников искусств. Торжество получилось двойным, ведь подарком для гостей стала презентация долгожданного сборника, новенькие экземпляры которого быстро разошлись по рукам.

На самом деле, эта книга могла увидеть свет к 70-летию самой филармонии, как-никак работа над ней началась еще год назад. Но эту круглую дату пришлось пропустить, даже несмотря на то, что сборник на тот момент был составлен и полностью готов к печати. Тогда издателей подвели финансы. Что и позволило приурочить презентацию книги к юбилею ее героя. А в результате оба этих события совпали как нельзя лучше.

На дне рождения Анатолия Левиновского собрались люди, многие из которых хорошо знали юбиляра при жизни. Вечер дружеских воспоминаний, в который быстро перетекла эта встреча, пожалуй, мог бы смутить самого виновника торжества, случись ему на нем присутствовать. Столько теплых слов и забавных историй из жизни именинника не всегда можно услышать даже за празднично накрытым столом. Например, очень к месту пришлась байка о том, как Анатолий Яковлевич как-то раз выбирал себе ботинки. Занятие это было всегда непростое, поскольку обувью 45 размера располагали далеко не все советские магазины. В одном из них нужные ботинки все же нашлись. Однако Левиновский попросил на два размера больше – те несколько пар, которые ему предложили померить, сдавливали стопу. Услышав просьбу, продавец, молодой мужчина, позволил себе сострить: «Извините, но после 46 размера у нас сразу идут чемоданы». Левиновский оценил юмор и впоследствии часто пересказывал друзьям понравившуюся шутку.

Знакомые с Анатолием Левиновским люди вспоминали о феноменальной памяти и эрудированности этого человека. К любому сотруднику филармонии, начиная от недавно принятой на работу уборщицы, он обращался исключительно по имени и отчеству. А нынешний худрук филармонии Анатолий Катц повторил произнесенную однажды Левиновским фразу, на долгие годы врезавшуюся ему в память. Фраза прозвучала на репетиции симфонического оркестра, за пультом которого стоял Геннадий Протопопов, и выглядела следующим образом: «Вам не кажется, что у Геннадия Пантелеймоновича перманентная тенденция к гиперболизации экспрессии?»

В этих, казалось бы, незначительных мелочах был он весь. И потому людям, которые хотели бы по-новому открыть для себя эту уникальную личность, будет небезынтересно подержать в руках вышедшую книгу. «Мы до последнего, в сущности, знали о нем очень мало, – сетует на страницах сборника журналист Евгений Музалевский. – Сам он привык рассказывать о других, а вот о нем рассказать было некому».

На страницах сборника эту оплошность исправили Анатолий Катц, народный артист России Альберт Тараканов, ректор Саратовской консерватории Анатолий Скрипай, директор Радищевского музея Тамара Гродскова, народный артист России Лев Горелик, младший брат Анатолия – Владимир, супруга Вера Смагина, а также многие музыковеды, исполнители, коллеги и близкие Анатолия Яковлевича.

В книге, состоящей из шести разделов, представлены биографические материалы, а кроме того, избранные статьи и рецензии самого Левиновского. А вот последний раздел сборника приберегает кое-что «на десерт». В нем представлены публикующиеся впервые «письма из Сибири», написанные Левиновским брату в период с 1951 по 1954 годы – отрезок, проведенный Анатолием Яковлевичем в ссылке в глухом селе Красноярского края. Некоторые из этих писем весьма откровенны, так как касаются событий личной жизни Анатолия Левиновского. Эту провокационную часть составители включили в сборник в самый последний момент, на свой страх и риск. И не прогадали. Именно сибирская переписка делает книгу душевной и необыкновенно живой. Да и обилие на страницах сборника тщательно подобранных фотографий делает изданию честь.

Так и кажется, что вот теперь «человек, говоривший о музыке», наконец-то готов неторопливо, со вкусом завести разговор на не менее увлекательную тему – о себе самом.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112008123640&oldnumber=465