"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (465) от 20.11.2008

Уголок Израиля на Саратовской сцене

Татьяна ЛИСИНА

В Саратовской драме – очередная премьера. На этот раз театр заинтересовался пьесой известного еврейского писателя Йосефа Бар-Йосефа «Купер, его дочь и искусство фотографии». В Саратове спектакль поставлен под другим названием – «Хлам».

Автора пьесы сейчас называют живым классиком. Он родился в Иерусалиме в 1933 году. Изучал еврейскую философию, Каббалу и английскую литературу в иерусалимском Еврейском университете. Был моряком, строителем, а затем – журналистом и редактором.

Сейчас Йосеф Бар-Йосеф – самый репертуарный драматург Израиля. Но у нас в стране его пьесы стали известны сравнительно недавно. Его комедия «Трудные люди» поставлена сразу в нескольких театрах Москвы и Петербурга, а пьеса «Золото» стала известной в обеих столицах благодаря участию в ней неповторимой Татьяны Васильевой в главной роли.

Внимание нашего театрального коллектива к пьесе «Купер, его дочь и искусство фотографии» объяснимо и вполне оправданно. Несмотря на то, что жанр произведения определен его автором (кстати, писатель приезжал в Саратов на премьеру спектакля) как «драма с клоунадой» (и элементы клоунады действительно присутствуют на сцене), на самом деле зрители увидели перед собой глубоко психологическую и совершенно современную пьесу. Ведь в ней затронуты «вечные вопросы»: неизбежность перехода пожилого человека в иной мир, конфликты «отцов и детей», проблемы любви, ожидание прихода на землю нового маленького человечка.

Из этих знакомых каждому человеку сюжетных линей режиссеру-постановщику Ирине Горелик удалось создать серьезный монолитный спектакль, заставляющий зрителей думать и «примерять» увиденное на сцене к собственным, пережитым ими самими, событиям и ситуациям. Здесь уместно сказать, что Ирина Львовна Горелик – наша землячка. 15 лет назад она уехала из Саратова в Израиль. В Иерусалиме ей удалось создать репертуарный театр «Микро». Это название Ирина Горелик позаимствовала у легендарного коллектива, которым в Саратове многие годы руководил ее отец, народный артист России Лев Горелик.

Кроме вдумчивой работы режиссера над спектаклем, его успеху (а прошедшие премьеры дают полное право об этом говорить) способствует прекрасный актерский состав. Любимец саратовской публики народный артист России Григорий Аредаков создает сочный образ «коллекционера» Купера, «мастера по реставрации старых вещей». Он совершенно не жаден в общепринятом смысле этого слова. Но не может спокойно пройти мимо выброшенных на улицу предметов, которые, являясь плодом человеческого труда, могут еще послужить людям. При этом ему, конечно, милее металлическая лампа (даже со ржавчиной), чем современная штамповка из пластика.

У Купера совершенно расстроены взаимоотношения с единственной дочерью Мири, импульсивной, своевольной творческой личностью, бывающей в разных уголках земного шара в поисках острых сюжетов для своих фоторабот. Алиса Зыкина очень убедительна и в сомнениях своей героини по поводу исхода беременности, и в ее любви к отцу, перемешенной с ненавистью.

Тамара Джураева совершенно естественно и безыскусно выступает в роли робкой, покорной жены, потворствующей всем чудачествам мужа.

Роль влюбленного в Мири соседа Морто играют в разных составах Александр Кузьмин и Александр Каспаров. Каждый из этих актеров весьма индивидуален, и они так не похожи друг на друга. Но и тот, и другой в данной роли смотрится по-своему очень хорошо.

Фон спектакля дополняют удачные мелодии композитора Бориса Зимина (Израиль). Во время спектакля они звучат «вживую» (за синтезатором через занавес мы видим музыканта Татьяну Аредакову).

Спектакль идет на Малой сцене. И ее камерность, где слышно даже дыхание зрителей, и близость к ним театрального действия, отчасти объясняют эффект «втянутости» зала в туго затянутый узел семейных проблем.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112008123600&oldnumber=465