"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (465) от 20.11.2008

Историко-экологическое краеведение: уроки и выводы

Беседовал Юрий ЧЕРНЫШОВ

Наша беседа с педагогом высшей категории, руководителем общественной организации «Союз юных экологов Саратовской области» Борисом Андреевичем Софинским.

Корр.: Борис Андреевич, возглавляемое Вами детское экологическое движение «Союз юных экологов» в прошедшем году неоднократно упоминалось на страницах многих печатных средств массовой информации, да и в некоторых передачах телевидения. Судя по этой информации, прошедший год был для вашего движения самым насыщенным за все время существования организации. Чем Вы это объясняете?

Б. Софинский: Наш «Союз...» существует уже семь лет. С 2001 года – в составе Саратовского отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), а с 2006 года – как самостоятельная, зарегистрированная детская общественная организация «Союз юных экологов Саратовской области». Исходя даже из одного этого факта, можно сказать, что организация развивается. И поэтому для нас каждый следующий год существования – самый насыщенный. Просто в этом году мы смогли сделать много больше того, что удавалось сделать в любой год из предшествующих, и тем более, когда мы не были самостоятельной организацией. И не просто больше, а существенно больше по числу акций и мероприятий, а главное, наша работа стала иной по качеству.

Корр.: Вы оцениваете работу «Союза…» акциями и мероприятиями или что-то происходит между ними?

Б. Софинский: И то и другое имеется в нашей деятельности, и то и другое мы считаем значимым. А по-другому и не получится. Ведь экологические проблемы в России в последние годы выходят на передний план. А это, ко всему прочему и, может быть, в первую очередь, – проблемы нравственные. Совершенно очевидно, что решать их нужно только вместе с подрастающим поколением, и только оно может их, в конечном счете, решить. Мы же будем пропагандировать необходимость гармонии личности с окружающим миром, как главного приоритета экологического образования.

К сожалению, школьные программы курса «Экология» не дают детям полного представления о взаимосвязях с окружающей средой. А во многих школах экологическое образование дается только в рамках урока, а практические занятия на природе игнорируются. К счастью, в настоящее время в нашей стране создана сеть внешкольных учреждений дополнительного образования и эколого-краеведческих общественных организаций, где дети в тесном общении с природой получают навыки изучения природы. Таковой является и наша организация. Мы ставим своей целью организацию детско-юношеской деятельности, направленной на улучшение экологической обстановки в различных уголках Саратовской области. Для этого мы свою деятельность организуем как исследовательские проекты, экспедиции и полевые лагеря экологической и краеведческой направленности. Так, в этом году мы провели пять полевых школ-лагерей и одну экспедицию, из них – три водных на байдарках по рекам Хопер и Медведица. В них мы исследовали как качество и гидрологию реки, так и знакомились с историческими памятниками. В интервалах между экспедициями нашими педагогами проводится большая методическая работа: обработка и подготовка для широкого распространения материалов по итогам экспедиций. Например, нами подготовлено пособие, выпущенное на лазерных дисках («Изучаем малые реки» и «Атлас позвоночных животных Саратовской области»), печатное пособие для юных туристов «Идем в поход» и другие.

Корр.: Вы говорите «и краеведческой направленности»?

Б. Софинский: Да. Мы давно пришли к выводу, что одно только изучение природы часто просто невозможно без обращения к историческим корням той или иной местности, где мы реализуем свои проекты. Появилась необходимость включения историко-краеведческой составляющей в наши экспедиции. Осуществляется это в виде экскурсий по историческим объектам, встречающимся на маршрутах экспедиций, и ознакомлением с историческими сведениями. Дополняется это и общением с местными старожилами. Таким образом, мы объединяем в единый образовательный блок экологию, краеведение и туризм. Этим мы реализуем и один из аспектов патриотического воспитания детей – любовь к малой родине, и учим разумному и бережному обращению с природой, и совмещаем это с физическим развитием и закалкой. Мы глубоко убеждены, что патриотизм это «не рубаху рвануть на груди», а любовь к отечественной истории, «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Патриотизм – это не кампания, это состояние духа человека. Этому мы и способствуем. В интервалах же между экспедициями, чаще всего в зимний и весенний период, мы же сами подготавливаем и исторический материал к будущим экспедициям, и с частью будущих участников проводим учебно-тренировочные «походы выходного дня» по разработанным «Союзом…» экологическим тропам.

Корр.: Не оказывается ли такой объем дополнительных знаний слишком большой нагрузкой для школьников после и без того напряженного года?

Б. Софинский: По нашим наблюдениям, не только не оказывается, а, скорее, наоборот. Нестандартный материал пробуждает у школьников большой интерес, особенно к тем сторонам истории, о которых недостаточно сведений они получили в школе. Не случайно места наших экспедиций, исторические сведения, связанные с ними, становятся основой для подготовки участниками экспедиций докладов и выступлений с ними на всевозможных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Такое было, например, на Всероссийских конференциях «Вода – источник жизни на земле» в Санкт-Петербурге в этом и прошлом годах. Там выступления наших ребят были встречены с большим интересом и удостоены дипломов. Что не в последнюю очередь способствует улучшению имиджа нашей области.

Корр.: Ваши планы на следующий год?

Б. Софинский: Они сильно зависят от того, какая будет оказана нам поддержка. В первую очередь – от объема грантовой поддержки, от внимания, которое проявит правительство области, и, наконец, от понимания необходимости нашей деятельности со стороны депутатов, предпринимателей, вообще, людей, способных и готовых оказать нам помощь. Мы хотим принять активное участие в реализации Программы «Экологическое оздоровление Саратовской области», разработанной Комитетом охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Одной же из конкретных целей наших проектов является создание электронного информационного ресурса – диска «Атлас растений Саратовской области», который продолжит серию уже созданных электронных пособий. Хотим также совместно с Комитетом охраны окружающей среды начать работу над «Атласом малых рек Саратовской области». Эти пособия создаются в помощь педагогам, биологам и экологам для использования их в непосредственной работе со школьниками на природе и в школе. А участники этих мероприятий под руководством опытных педагогов получают уникальную возможность сочетать непосредственное общение с природой с приобретением новых знаний по ботанике, зоологии, гидробиологии, палеонтологии, энтомологии, краеведению и др. Находясь в полевых условиях, дети также получают туристские навыки, осваивают некоторые приемы выживания в экстремальных условиях и оказания первой медицинской помощи. А пребывание на свежем воздухе в сочетании с разумной физической нагрузкой, несомненно, принесет пользу здоровью всех участников летних школ и лагерей. Словом, это пропаганда здорового образа жизни в здоровой окружающей среде.

Корр.: А если поддержка ваших планов окажется минимальной, в связи с кризисом и другими трудностями?

Б. Софинский: Мы все равно продолжим реализацию идеи проведения летних полевых эколого-краеведческих школ и байдарочных экспедиций по родному краю, хотя, может, в меньшем объеме.

Мы рассчитываем на участие в проекте детей, увлеченных проблемами, связанными с окружающим миром (учащимися 8–11 классов). Учитывая благотворное влияние природы на человека, мы привлекаем к участию в летних школах городских школьников для их оздоровления, а сельских – для обучения современным инновационным методам полевых экологических исследований. В слушатели Школы приглашаются и «трудные» подростки – у «Союза юных экологов» есть опыт работы в этом направлении. Несколько лет назад мы успешно реализовали российско-английский проект «Социальная реабилитация детей с трудной судьбой», путем вовлечения их в общественно-значимую экологическую деятельность.

Планируем также организацию выездных методических семинаров для педагогов области и их учеников – будущих участников наших полевых школ.

Корр.: Что из проделанного Вы сами считаете наиболее важным?

Б. Софинский: В этом году наметился позитивный сдвиг в диалоге с властью. Впервые за много лет Комитет охраны окружающей среды помог нам в организации выездных экологических лагерей. Мы также получили от Комитета социальный заказ по обследованию реки Хопер на большом протяжении, что мы и выполнили. Радует взаимодействие и со СМИ. К сожалению, ни одна из критических публикаций не получила ответа чиновников. Складывается впечатление, что чиновники либо не читают газет, либо считают не серьезным делом ответы каким-то «юным экологам». Самым важным же считаю то, что впервые мы вовлекли в нашу деятельность сельских школьников и педагогов из шести районов и городов, из десятка школ. И, наконец, благодаря грантам: президентскому («Лига здоровья нации»), фонда «Радуга» (ТНК-ВР), фонда «Саратовская губерния» и другим, мы, в дополнение к своей организационной самостоятельности, обзавелись и минимальным научным оборудованием, и спортивно-туристским снаряжением. Появился и свой «рупор» в общественной палате области – председатель экологической комиссии Ольга Пицунова. Благодаря ей мы расширили свое участие в общественной жизни области, в обсуждении экологически значимых документов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112008123502&oldnumber=465