"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (465) от 20.11.2008

Компенсацию – за выбоину на дороге

Игорь САЛЬНИКОВ

В последние годы в Саратове и области действительно проводится работа по поддержанию в должном состоянии автомобильных дорог. Однако, несмотря на достигнутые успехи, каждый водитель, да и пешеход, легко может указать места, где состояние дорожного покрытия оставляет желать лучшего.

Наибольшую опасность представляют не плохие дороги в целом, а отдельные существенные их недостатки на хорошем в большей части дорожном полотне. Поясню на примере: очень просто и опасно, двигаясь в темное время суток по хорошей ровной дороге с небольшой интенсивностью движения, не заметить имеющуюся на пути автомобиля глубокую выбоину, наехать на нее, последствиями чего может быть выброс автомобиля с трассы, на полосу встречного движения и т. д., не говоря уже о механических повреждениях, причиняемых автомобилю.

При определении виновного в дорожно-транспортном происшествии его поиск в большинстве случаев сводится к выяснению, кем из участников ДТП допущено нарушение Правила дорожного движения. Однако крайне редко наряду с установлением виновника принимаются действенные меры к установлению причин и условий, способствовавших ДТП. Конечно, у сотрудников ГИБДД в бланках имеется графа о состоянии проезжей части; в случае наличия крупных дефектов об этом часто делается запись в протоколе, однако дальнейших выводов это, как правило, не влечет. Вместе с тем, грамотно используя это обстоятельство, можно добиться определенных успехов в деле определения размера компенсации за причиненный материальный вред и моральный ущерб.

Сначала поговорим об уголовной и административной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия. Начать следует с того, что лицо может быть привлечено к такой ответственности только при наличии его вины. В большинстве случаев она сводится к нарушению Правил дорожного движения. Однако представим себе ситуацию, когда ночью по дороге в сельской местности на предельно разрешенной скорости следует микроавтобус ГАЗель с детьми в нем по ровной в целом дороге. Водители знают, что даже на дорогах без выбоин от их «плавных» неровностей ночью от света фар образуются тени, в которых практически невозможно разглядеть, выбоина это или просто неровность. Допустим, в описываемом случае водитель внезапно замечает, что по ходу движения микроавтобуса справа и спереди буквой «Г» наоборот расположена глубокая выбоина. Поскольку попадание в нее на скорости 90 км/час чревато крайне опасными последствиями вплоть до выброса автомобиля с трассы, а в салоне дети, водитель принимает решение одновременно с торможением принять влево, чтобы избежать наезда на выбоину. В результате, частично выехав на полосу встречного движения, микроавтобус сталкивается с идущим на обгон автомобилем, и пассажир последнего получает тяжкий вред здоровью.

С точки зрения уголовного права, не отрицая положений п. 10.1 Правил дорожного движения о том, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, обеспечивающей ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения, можно говорить о том, что он действовал в состоянии крайней необходимости или обоснованного риска.

При рассмотрении вопросов возмещения причиненного ущерба и компенсации морального вреда в порядке гражданского судопроизводства такие обстоятельства могут позволить привлечь в процесс в качестве соответчика собственника автодороги или лицо, ответственное за ее надлежащее техническое состояние. Для этого необходимо наличие ряда обстоятельств.

Первое – повреждения дорожного полотна должны быть надлежащим образом зафиксированы в ходе осмотра места происшествия сотрудниками милиции. При составлении ими схемы дорожно-транспортного происшествия обычно указывается характеристика дорожного полотна: тип покрытия, ширина проезжей части, освещенность и т. д. Настаивайте на измерении характеристик крупных выбоин и других повреждений на дороге и внесении их описания в протокол и схему происшествия. По собственной инициативе сотрудники ГИБДД могут такие данные не внести хотя бы потому, что они могут быть удалены от места ДТП и от места начала торможения на несколько десятков метров, а впоследствии без такой схемы доказать наличие выбоины в этом месте дороги будет гораздо сложнее. Поэтому если дорожно-транспортное происшествие произошло действительно вследствие наличия на дороге дефектов, требуйте их фиксации в протоколе осмотра, а при отказе со стороны сотрудника милиции сделайте об этом запись самостоятельно, когда Вам дадут протокол для ознакомления и подписания.

Второе – необходимо выяснить, кто является собственником дороги и, следовательно, кто должен разделить траты на возмещение ущерба пострадавшим. Дороги могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также предприятий, учреждений, организаций, граждан (подъездные пути, внутризаводские проезды и т. п.). Установить собственника дороги можно путем направления запросов в отдел, комитет по управлению дорожным хозяйством района, города. Обратитесь в администрацию соответствующего муниципального образования за информацией, какая структура занимается этими вопросами на территории района, города, после чего направляйте туда запрос. Аналогичный запрос можно направить в подразделение ГИБДД по месту дорожно-транспортного происшествия, поскольку там должны иметься специальные паспорта на каждую дорогу.

Третье – это уже вопросы доказывания. При рассмотрении и административного, и уголовного дела четко излагайте свою позицию, мотивируйте, почему вы считаете, что собственник автомобильной дороги несет полностью или частично вину за дорожно-транспортное происшествие. Необходимо будет доказать, что дорога находилась в состоянии, не отвечающем требованиям действующих стандартов. Насколько я помню, максимальный размер неровности составляет 50 см в длину, 20 см в ширину, 5 см в глубину.

Конечно, лучше, чтобы ваши интересы защищал юрист, поскольку потребуется представить конкретные аргументы в подтверждение вашей позиции. При удачном стечении обстоятельств вы можете быть признанным невиновным в ДТП. При неудачном – собранные в ходе рассмотрения дела материалы могут пригодиться при рассмотрении иска о возмещении причиненного вреда для привлечения к ответственности собственника автодороги.

Четвертое – если дорожно-транспортное происшествие произошло действительно из-за неровностей на дороге, вы можете обратиться с иском к ее собственнику для взыскания ущерба и компенсации понесенных убытков. При взыскании компенсации с федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования возможность реального получения денежного возмещения абсолютно реальна, поскольку механизм изъятия денег из бюджета в этих целях отработан достаточно хорошо.

Уважаемые читатели! Если вас заинтересовала рубрика, вам есть что сказать по поводу прочитанного, вы хотите как–то его прокомментировать, а также задать вопрос или предложить тему для освещения, вы можете обратиться в редакцию «Богатея» по телефону 23–88–26 или электронной почте gazetabogatey@yandex.ru.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112008123419&oldnumber=465