"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (465) от 20.11.2008

Финансовый кризис: конец или начало?

Александр ГРИШАНЦОВ

Финансовый кризис, который охватил все мировое сообщество,

не только не затихает, а продолжает расти. И рост его проявляется не в обвалах менее стабильных банков. Финансовый кризис обнажает все системы, а это финансовая, политическая, система государственного строя стран.

Принятие Государственной Думой страховой суммы в размере 700 тысяч рублей сопровождалось встряской населения в течение нескольких недель. Примут, не примут, какова будет сумма. Даже окончательное принятие решения не привело к спокойствию населения. Отток наличности из финансовой системы государства в «банки» населения не приостановил слабые потуги заверения с помощью средств массовой информации о том, что все будет хорошо и «кровные» накопления трогать не нужно. В этом и есть вся несостоятельность политического устройства России.

Полное отсутствие оперативного, полнообъемного диалога власти и общества. В отсутствие реальной оппозиции, телевидение и большая часть прессы перестали быть передаточным звеном тревог и сомнений. Сигналы снизу – от населения, общественных организаций — доходят в ослабленном, усеченном виде. Встречи руководства страны с общественностью стали носить номинальный характер. Стержень современной политической системы – партия «Единая Россия» – не выполняет своей функции определенного гаранта стабильности и веры населения в стабильность.

Кризис показал, что финансовая система России, формировавшаяся в 90-е годы по олигархической системе, таковой и осталась. Малый и средний бизнес оказались фактически отстраненными от государственного источника. Сам же источник был монополизирован теми, кто поднялся на приватизации и залоговых аукционах времени правления Ельцина. Наивно полагать, что население не видит этой подмены.

До настоящего момента только популярность лидеров страны создавала атмосферу стабильного положения России в мировом финансовом кризисе. Однако поведение населения показало, что никакого доверия к руководству страны нет. Мнение у всех одно: ваше дело говорить и нас уговаривать, а мы свои заработанные, кровные пока «прижмем к себе», и так будет надежней. В сентябре отток вкладов физических лиц из российской банковской системы составил 1,5 процента от их общего объема. Таким образом, россияне забрали из банков примерно 90 миллиардов рублей. Ранее россияне забрали с депозитов более 180 миллиардов рублей.

Резкий контраст поведения россиян составляют бельгийцы. Находящемуся в настоящее время иностранцу в Бельгии может показаться, что все мировые финансовые проблемы – игра воображения. А ведь результат такого впечатления и полного спокойствия населения, особенно среднего класса, вызван прежде всего уверенностью в собственном государстве. Уверенностью в том, что государство просто не позволит им потерять свои накопленные средства. В Германии, только еще финансовый кризис начал расти и вспухать, сразу руководством страны было объявлено о гарантии и страховании полных сумм вкладов населения в банки страны.

В России не идет речь о прямом гарантировании вкладов. Вместо этого для населения страны через средства массовой информации доводятся никому не нужные, к тому же мало кому понятные статистические выкладки действий руководства. Ведущим банкам страны выделяют 950 млрд рублей плюс 700 млрд рублей кредитов на более чем приемлемых условиях. 175 млрд рублей планируется влить в российский рынок акций, 30 млрд рублей – на помощь малому бизнесу. Почти каждый россиянин свободно оперирует в настоящее время этими цифрами. Однако выделяются два момента. Первый – насколько эти действия эффективны, с чем сравнивать эти цифры и как оценивать действия правительства? И второй момент. Все статьи, посвященные финансовому кризису и доводимые до сведения населения, имеют одно сходство: в описании событий других стран – это «было то-то и то-то», это «происходит там-то и там-то в настоящее время», «для реализации руководство страны использует…», а если касается России, используется будущее время: «будет сделано», «планируется», «будет разработано и рассмотрено».

Финансовый кризис перевернул привычные представления о российских межбюджетных отношениях. И как раз в это финансово неспокойное время городу Саратову предстоит принять бюджет на 2009 год. Будет ли изменен порядок принятия бюджета на 2009 год или все так же пройдет показательно прилично?

Как и какими методами формируется бюджет и есть ли возможность внести в данный «удобный» порядок формирования изменения по принятию каких-либо гарантийных мер для преодоления будущего кризисного года?

Формирование бюджета идет по ступеням: Государственная Дума (приоритет – партия «Единая Россия») далее – областная дума (приоритет тот же), городская дума – та же ситуация. Таким образом, формирование бюджета города – работа партии «Единая Россия». Субсидирование и субвенции идут через областную думу, дополнения – поквартальное. Само формирование идет от рассмотрения на заседании политсовета партии «Единая Россия», далее рассмотрение на комиссии городской думы и завершающий этап – рассмотрение на заседании самой городской думы.

При таком подходе теряется (намеренно либо нет) возможность реализации через бюджет решения насущных вопросов города, а именно:

– нет политической культуры;

– нет экономической грамотности;

– отсутствие информации в полном объеме;

– теряется социальная направленность бюджета;

– нет концепции развития города;

– в самом бюджете отсутствует социальная направленность, которая в настоящее время должна быть стержневой;

– под видом формирования бюджета выстраивается жесткая централизация, так как само формирование происходит по остаточному принципу.

При анализе такого подхода к важнейшему этапу жизнедеятельности города возникают вопросы:

– где правовая оценка подходов к формированию городского бюджета;

– как участвует прокуратура при анализе каждого этапа формирования проекта бюджета города;

– почему делается все для максимального устранения участия политических партий в формировании бюджета города.

Отсутствие экспертной оценки бюджета города не дает имеющемуся бюджету и проекту бюджета города на следующий год реализовывать в полной мере свое назначение, так как никто не отчитывается.

Сдвинет ли финансовый кризис, так обнаживший непрофессиональную систему финансового строительства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, существующий социально не заинтересованный подход к формированию бюджета на 2009 год?

И вряд ли кто в России в настоящее время сможет, положа руку на сердце, ответить на вопрос: «Финансовый кризис: конец или начало?».

10 ноября 2008 года на заседании Правительства РФ В.В. Путин объявил, что 50 миллиардов долларов, выделенные Правительством РФ для поддержки частных российских банков в октябре 2008 года, уплыли за границу (поддержка валют рыночных конкурентов осуществлена). В результате граждане России, их пенсии, компенсации вкладов, оставлены на более «благоприятный» период.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=24112008123154&oldnumber=465