"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (464) от 13.11.2008

Открытое письмо

Главе МО «Город Саратов» О.В. Грищенко

С уважением, Александр Никитин, председатель СПЦ «Солидарность»

Уважаемый Олег Васильевич!

Я позволю себе начать письмо известной крылатой фразой великого русского писателя Ф. Достоевского: «Русский человек не может не лгать. Он лжет даже тогда, когда в этом нет необходимости. Получив власть, русский человек лжет без удержу».

Я прошу у Вас прощение, но это выражение как-то само приходит на ум, когда начинаешь анализировать ход и решение состоявшихся 5 ноября 2008 года очередных публичных слушаний, посвященных принятию проекта бюджета города Саратова на 2009 год. Я не буду описывать ход публичных слушаний и давать ему оценку. Это уже сделано во многих СМИ.

Вы на публичных слушаниях выступали со своей локальной оценкой проекта городского бюджета. Ваше выступление, как всегда, было емким, острым и квалифицированным. Вы искренне болеете за наш город Саратов и за проживающих в нем саратовцев, делаете много для того, чтобы Саратов имел полный и сбалансированный бюджет, а горожане достойно жили в чистом и богатом городе.

Однако взяться за письмо к Вам меня заставило одно устное утверждение, которое прозвучало в Вашем выступлении и которое присутствующими было понято как прямое обвинение меня и других представителей городской общественности в некомпетентности и недобросовестности. Вы сказали, насколько мне помнится, что саратовской городской властью проект бюджета печатается строго в объеме, установленном бюджетным кодексом и что нам (я понимаю, мне и другим общественникам) надо добиваться изменения российского закона, а не выдвигать безответственные обвинения в адрес честной и компетентной саратовской городской власти.

Последнее замечание отношу непосредственно к моему публичному заявлению, что до тех пор, пока не будет прозрачным городской бюджет, я буду считать городских чиновников и городских депутатов коррумпированными и засовывающими руки в городской бюджет с целью разворовывания городских денег, что честной городской власти скрывать бюджет от населения города незачем.

В Вашем заявлении я услышал и позитивное утверждение, что если только федеральное законодательство разрешит или хотя бы не будет препятствовать городской власти публиковать бюджет в полном объеме, то это незамедлительно Вами будет сделано.

Что же, давайте вместе разберемся, что российское законодательство понимает под прозрачным бюджетом и в каком объеме предписывает публиковать проект бюджета и отчет об его исполнении органам местного самоуправления.

Основным документом, регламентирующим порядок формирования и исполнения бюджета является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ).

В статье 36 БК РФ, которая называется «Принцип прозрачности (открытости)» сказано следующее:

«Принцип прозрачности (открытости) означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

В статье 184.1 БК РФ «Общие положения» записано:

3. Законом (решением) о бюджете устанавливаются: иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования .

Таким образом, уважаемый Олег Васильевич, по моему убеждению, российское законодательство устанавливает только тот минимальный объем сведений по проекту бюджета и отчету по его исполнению, который в обязательном порядке должен быть опубликован. А вот что публиковать или не публиковать сверх этого минимума, БК РФ уполномачивает решать самих депутатов представительного органа муниципального образования, в зависимости от их культуры и личных качеств.

Давайте теперь посмотрим, как предоставленными правами открыть бюджет воспользовались депутаты Саратовской городской думы, председателем которой Вы являетесь по должности.

Решением Саратовской городской думы от 27 марта 2008 г. № 26-271 утверждено новое «Положение о бюджетном процессе в городе Саратове» (далее Положение). Поскольку это Положение Вы хорошо знаете, я позволю себе его нормы не цитировать, а просто на них ссылаться.

Согласно этому Положению, городской бюджет состоит из следующих основных документов, без которых говорить о бюджете бессмысленно:

1. Сметы получателей бюджетных средств.

2. Бюджетной росписи Главного распорядителя бюджетных средств.

3. Распределение Главным распорядителем бюджетных средств бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

4. Сводная бюджетная роспись комитета по финансам города Саратова.

5. Экспертиза проекта бюджета города контрольно-счетной палаты.

Я лично глубоко убежден, что эти документы и представляют собой реальный городской бюджет.

Для того, чтобы оценить качество проекта бюджета, необходимо ознакомиться со следующими документами:

– прогнозом социально-экономического развития территории города на очередной финансовый год;

– основными направлениями бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год;

– планом развития муниципального сектора экономики;

– анализом исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогнозом за текущий финансовый год.

Что мы имеем в реальности в части прозрачности городского бюджета в городе Саратове, всем хорошо известно. Вы не хуже меня знаете, что никогда у нас в городе не публиковались для всеобщего сведения сметы получателей бюджетных средств; бюджетные росписи Главных распорядителей бюджетных средств; распределение Главным распорядителем бюджетных средств бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; сводная бюджетная роспись комитета по финансам города Саратова, экспертиза проекта бюджета города контрольно-счетной палаты; пояснительная записка к проекту бюджета города.

Никогда у нас в городе не публиковались для всеобщего сведения и остальные документы: прогноз социально-экономического развития территории города на очередной финансовый год; основные направлениями бюджетной и налоговой политики города на очередной финансовый год; план развития муниципального сектора экономики; анализ исполнения муниципальных целевых программ за прошедший финансовый год, а также прогнозом за текущий финансовый год».

Я считаю, что все эти документы наша городская дума умышленно скрыла от горожан.

Уважаемый Олег Васильевич!

Я надеюсь, что это открытое письмо станет поводом для Вас еще раз вернуться к проблеме прозрачности городского бюджета и принять меры к его опубликованию в полном объеме, хотя бы уже после принятия городской думой.

Я думаю, что если это произойдет, если Вам удастся преодолеть сопротивление коррумпированной части городских чиновников и депутатов, то сотни тысяч горожан будут не только Вам благодарны, но будут гордиться Вами, первым главой города Саратова, который сделал городской бюджет достоянием всех граждан.

Если этого Вами не будет сделано и городской бюджет останется закрытым, то подозрение десятков тысяч горожан, что городской муниципальный бюджет является кормушкой для коррупционеров, воров и проходимцев, только укрепится. А вот вина за это ляжет и на Вас.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17112008141015&oldnumber=464