"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (459) от 09.10.2008

В 90 лет столько юности!

Татьяна ЛИСИНА

Сегодня мы продолжаем рассказ о театральном фестивале «От А до Я» в ТЮЗе, начатый в прошлом номере нашей газеты.

«Сказка Белого месяца»

Калмыцкий республиканский театр юного зрителя «Джангар» (г. Элиста) порадовал саратовских детишек спектаклем «Сказка белого месяца». Режиссер Борис Манджиев сам придумал пьесу по мотивам калмыцких сказок.

Действие спектакля поначалу разворачивалось неспешно. Было больше движения актеров, чем сюжета. Но вот у главного героя – калмыцкого мальчика – украли корову. Маленький и не очень-то отважный мальчик пускается по следам злодеев. И в сказке на сцене, увы, легко узнается сегодняшняя жизнь. Пусть дракон и восточные маски для нас и экзотика. Но маленькие зрители уже сталкивались с таким понятием, как воровство, с такой позицией, что некоторые взрослые считают приемлемым убить своего товарища, дабы завладеть его имуществом.

Калмыцкие сказки подкупают какой-то здоровой реалистичностью, и пусть городские зрители никогда «вживую» не видели корову, но она была на сцене так удивительно красива и мила, что не могла не вызвать интереса и симпатии. Только вот возвращают-то корову тоже путем воровства: мальчику помогает вороватая девочка. Но зрители этого спектакля были слишком юны. Наблюдая веселые национальные танцы, о нравственной стороне вопроса они, скорее всего, не задумывались.

«Сорок первый.

OPUS POST»

Именно с этим спектаклем выступил на саратовской сцене МХТ им. А.П. Чехова. «Сорок первый» относится к тем весьма и весьма немногим произведениям (вспоминается, пожалуй, еще лишь «Белая гвардия» да «Хождение по мукам»), которые, будучи широко известными в те годы, утверждали, что воющие на стороне белых люди имеют право жить и любить.

В спектакле три героя: красный командир, белый офицер, который должен был стать сорок первым по счету среди убитых Марией. Но он «становится первым на счету ее девичьей радости». Однако задание командира выше всего, и Мария убивает свою первую и глубокую любовь. Что же должно быть выше: долг или любовь? Да и вообще, разве создан человек для войны, на которой убивает себе подобного?

«Время пришло … крошеное», – звучит в самом начале спектакля. И сам спектакль поставлен в какой-то крошеной манере, отрывисто, с явными элементами ерничанья. Почему герои отправились в путь вдвоем? Не знающим сюжет повести об этом приходилось только догадываться. Постановщики, видимо, решили, что посвящать в это зрителей совершенно необязательно. Зато картины зарождающегося чувства поставлены подробно и проникновенно. На большом экране кадры из культового «Титаника».

В начале спектакля герои-мужчины, сидя боком к залу, переодеваясь, полностью обнажаются. Зал реагирует хохотом. Конечно, можно предаваться длинным рассуждениям о плохой подготовке зрителей. А можно задать столичным постановщикам короткий вопрос: а так ли уж это было необходимо? Неужели без этой сцены спектакль бы проиграл?

Восприятие спектаклей, как и вообще любого произведения искусства, вещь очень субъективная. Поэтому, не претендуя на какую-либо объективность, выскажу свое чисто субъективное мнение. После «Сорок первого» у меня не возникло ощущения, что я увидела спектакль ведущего драматического театра страны.

«Три сестры»

А спектакль «Три сестры» Ярославского государственного театра юного зрителя, кажется, просто не мог вызвать иных чувств, кроме недоумения, неприятия и нарастающего раздражения. Когда Ирина вдруг затрещала скороговоркой, в которой ни одного слова нельзя было разобрать, это поначалу удивило. Но и другие герои говорили и вели себя так, будто они ужасно торопятся, будто у них только одна цель: доиграть до конца, пока не разбежались зрители. Не было ощущения, что герои слышат и слушают друг друга. Здесь, например, произносят речь на пустой сцене, обращаясь к тем, кого на ней нет. Это еще можно было бы объяснить режиссерским усилением специфики чеховской пьесы. Но герои говорят здесь настолько быстро и неестественно, что возникает сомнение: а понимают ли они вообще то, что говорят? Вкладывают ли в сказанное смысл? Или просто оттараторивают заученный набор слов?

Ирина периодически забирается в какой-то ящик, напоминающий гроб. Оттуда торчат ее руки, ноги. Оттуда она выкрикивает какие-то слова, которые с трудом воспринимаются зрителями.

Декорации тоже вызывают недоумение. Справа на сцене из старинной мебели выстроена целая баррикада до самого потолка. А левая часть сцены при этом совершенно пустая. В глубине – экран, на котором почти ничего не видно из-за большой стоящей перед ним рамы. Вызывал удивление большой овальный стол, за которым и ели, на который и садились, и ложились, и даже вставали и ходили по нему.

«Играй, игрушка!»

Театр Буратто (г. Милан) приехал из далекой Италии. Пригласить коллектив предложили саратовцам москвичи, которые заверили, что «это нечто необыкновенное». И это оказалось действительно так.

Внезапно выдвинулась луна над крошечным домиком на сцене. И начали происходить вещи непостижимые. Сначала на сцене никого не было. И сами по себе перемещались на черном фоне различные фигуры, фрагменты складывались в картины. Здесь не было места статичности: все играло, перемещалось, удивляя при этом до невозможности. Вот на сцене появился актер, который до конца спектакля так и останется единственным человеком на сцене. Это плод воображения мальчика, в чьей комнате мы находимся. И все остальные персонажи – это его игрушки. Вот Кукла, которая очень жалеет, что живет у мальчика, а не у девочки, ведь иначе она бы носила платья и была бы Золушкой. Вот длинный пружинистый Клоун. А вот милый симпатичный Мишка, который очень боится, что его выбросят, ведь он уже старый и местами потерся.

Обо всех куклах нам повествует голос главного персонажа. А сами куклы в это время удивительным образом перемещаются по сцене. Сама по себе ездит машина. Мишка взлетает на самолете. Мальчик (которого мы, впрочем, так и не увидим) переживает, что с появлением сестренки ему будет не хватать родительского внимания. Но все заканчивается хорошо. И, отдав в комнату сестры все другие игрушки, он оставляет у себя трех полюбившимся нам персонажей.

«Зимы не будет»

«Теремок» в рамках фестиваля дал «Урок для Красной Шапочки», и четыре спектакля показал наш ТЮЗ. Один из них, премьера прошлого сезона, был последним спектаклем фестиваля. Современную сказку детского драматурга Виктора Ольшанского «Зимы не будет» поставила режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская. Здесь необычные герои: бездомные коты, которые понимают все, что говорят люди. Здесь живые персонажи – и дерево, и автомобиль. Здесь добро сталкивается со злом. И сталкивается в так хорошо узнаваемых реалиях сегодняшнего дня.

На содержании этого репертуарного спектакля ТЮЗа я останавливаться не буду, дабы вам было интересно его смотреть. А посмотреть его обязательно стоит! Уверена, что не пожалеете, если прислушаетесь к нашему совету.

Любовь Кочнева играет тетю Пашу так выразительно, так естественно, так превосходно, что невольно вспоминается легендарная Зоя Спирина. Как жаль, что Любовь Кочнева недопустимо мало задействована в репертуаре театра. Позволю себе заметить, что пьеса «Зимы не будет» по своей социальной значимости и пронзительности сопоставима с известной пьесой Бориса Васильева «Вы чье, старичье?»

Столько юности в 90 лет!

О спектакле «Зимы не будет» вспоминали на следующий день. 4 октября, день в день, ТЮЗ отмечал свое 90-летие. Бывший актер ТЮЗа, ныне москвич, актер МХТ им. А.П. Чехова Владимир Краснов, специально приехавший на юбилей своего родного театра, признался, что на спектакле «Зимы не будет» почувствовал «легкое дыхание». А среди множества поздравлений (от Александра Калягина, Михаила Швыдкого, Олега Табакова, Евгения Миронова и др.) прозвучало и приветствие драматурга Виктора Ольшанского: «Надеюсь, что зимы у вас действительно не будет!».

90 лет – возраст солидней некуда. «А какой бурной, интересной, полной жизнью живет весь коллектив!», – поделилась своими впечатлениями заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Глазунова (г. Москва).

… В этот день очень тепло вспоминали Юрия Петровича Киселева. Вспоминали всех тех, кто создавал славу ТЮЗа, кого теперь с нами нет. Вспоминали историю ТЮЗа. Театр начался с «Синей птицы». И вот узнать, кто она такая, прямо с репетиции отправляются актеры в далекий 1918 год. В сады Удовольствия попадаем и мы. Здесь есть Удовольствие отмены репетиции, Удовольствие быть убитым в начале спектакля, Удовольствие быть женой директора театра (зал рассмеялся, когда эти слова произнесла Елена Вовненко) и т. д. и т. п. А вот старшее поколение актеров представило Счастье играть на сцене, Счастье единения со зрителем, Счастье иметь хорошего партнера.

Срежиссировал это яркое и трогательное зрелище главный режиссер ТЮЗа народный артист России Григорий Цинман. Но были и экспромты. И нежные розы в этот день к ногам труппы бросали. И стихи неожиданно зазвучали. Бывший ТЮЗовец, нынешний главный режиссер одного из московских театров Игорь Яцко так необычно и уместно прочитал стихотворение «19 Октября» Александра Пушкина.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008123506&oldnumber=459