"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (459) от 09.10.2008

«Караван» меж двух роялей

Светлана ТЕНЕТКО

Фестиваль «Бомонд–2008», открывшийся 29 сентября, порадовал любителей и знатоков джаза второй за этот год встречей с Анатолием Кроллом. На этот раз знаменитый джазмен приехал с ансамблем «Мы из джаза». Но и это еще не все. Саратовской публике представился уникальный, можно сказать, шанс услышать великолепного и очень дорогого пианиста Валерия Гроховского (США).

Концерт по праву можно назвать «Парадом грандов джазового рояля». Надо сказать, что это первый концерт Анатолия Кролла после московского, посвященного его пятидесятилетнему юбилею в джазе. По словам Анатолия Ошеровича, «публика в Саратове очень гостеприимная и очень требовательная. Играть для такой публики не только приятно, но и ответственно. Сегодня мы играем музыку, близкую душе и сердцу – джаз».

Вероятно, не случайно первая композиция, исполненная в этот вечер, как будто в подтверждение слов о музыке для души, называлась «Тело и душа». За роялем Анатолий Кролл, контрабас Макар Новиков, ударные Александр Зингер – музыканты ансамбля «Мы из джаза».

Ансамбль «Мы из джаза» родился почти семь лет назад, в конце 2001-го и, можно сказать, к двадцатой годовщине одноименного фильма, музыку к которому, кстати, написал руководитель и создатель ансамбля Анатолий Кролл.

Устроители и участники вечера не стали долго томить публику, и на сцену был наконец-то приглашен Валерий Гроховский. По словам Анатолия Ошеровича, такого звучания рояля, как у Гроховского, он не слышал ни у кого. Мы решили собрать небольшое досье на этого пианиста и вот что нам удалось найти.

Валерий Гроховский давно и хорошо известен на Западе, а в последнее время все чаще и чаще появляется и на российской сцене. Выпускник Гнесинки по классу фортепиано, Гроховский является лауреатом Международного конкурса им. Ф. Бузони (г. Больцано, I премия), Международного конкурса пианистов (г. Цинцинатти, II премия), а также профессором университета в Сан-Антонио (штат Техас), до этого десять лет проработав профессором в Техасском университете.

С первой минуты Гроховского на сцене сразу попадаешь под его невероятное обаяние. Огромный человечище, похожий на былинного богатыря из русских сказок, облик которого совершенно не вяжется с роялем. Но как только его пальцы касаются клавиш, забываешь обо всем и попадаешь под гипнотическое действие потрясающей музыки. Создается впечатление, что он, как сфинкс, знает какие-то древние тайны создания из отдельных звуков прекрасной мелодии. Удивительно, как пальцы пианиста извлекают одинаково чистый, как вода горного ручья, звук.

Чуть позже к квартету присоединился саксофон (Тимур Некрасов), и публика услышала «Такой вот джаз» и «Предрассветный сон»; именно в это время, по словам Анатолия Кролла, приходят самые-самые мелодии и музыка.

В этом исполнительском ансамбле присутствует очень трогательное, можно сказать, трепетное и уважительное отношение к каждому. Например, чтобы дать возможность зрителям не только услышать, но и увидеть великолепное соло на ударных Александра Зингера, контрабас и саксофон даже отошли в сторонку, чтобы не заслонять ударника.

Спору нет, что у каждого исполнителя есть своя манера, иногда целая гамма эмоций отражается на лицах музыкантов, наверное, каждый по-своему воспринимает свой инструмент: вот невозмутимый Гроховский за роялем, вот так же спокойно что-то «замешивает» на барабанах Александр Зингер, нежно и страстно обнимает контрабас, пощипывая струны, Макар Новиков, очень точно, как джентльмен, ведет соло саксофон Некрасова, порывистый, эмоциональный, энергичный Кролл. Они все разные, но вместе они сыграли настоящий джаз, где каждый в отдельности мог показать свое мастерство и умение импровизировать и где каждая импровизация была частью одной большой импровизации под названием джаз.

«Сентиментальное настроение» гения джаза Дюка Эллингтона в исполнении двух гениальных пианистов Кролла и Гроховского поражает своим контрастом: резкий, почти пронзительный Кролл и по-кошачьи мягкий Гроховский.

Кажется, сюрпризов было уже предостаточно, но не тут-то было. «Какая песня без баяна, – начал известную строчку песни Анатолий Кролл и закончил словами, – какой концерт без «Каравана». Чем весьма порадовал публику. Как и в предыдущий свой приезд, он предложил новый вариант исполнения «Каравана» Эллингтона. «Экологический чистый», – добавил Валерий Гроховский.

В какой-то момент исполнения «Каравана» зал дружно начал отхлопывать ритм музыки.

О том, что «вытворяли» на сцене в это вечер музыканты, Анатолий Катц сказал: «И Кролл, и Гроховский домашними заготовками не пользуются. Это видно и слышно. Они сидят и вот так вот, облокотившись на спинку стула, музицируют. То же самое и контрабасист, замечательный совершенно парень, ведь он вытворял там Бог знает что. Такое придумать можно только на ходу. То же самое ударник, совершенно роскошный парень: хочу сделаю тихо, хочу сделаю громко, вот сюда пойду, поменяю ритм, размер поменяю. Саксофонист очень хороший, очень тонкий, очень точный, интересный. Все они выступают вот такой командой. Это производит совершенно удивительное впечатление: такая открытая импровизационая манера игры».

В заключение приоткроем завесу небольшой тайны, сохраняя все же интригу: если звезды будут благосклонны, то мы с вами сможем еще раз услышать джаз в исполнении Валерия Гроховского, а может, и не только его.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008123421&oldnumber=459