"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 34 (459) от 09.10.2008

Власть цинична по отношению к народу

В Саратове почтили память

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Минутой молчания началась памятная встреча в помещении саратовского Союза журналистов, посвященная двухлетней годовщине со дня трагической гибели журналистки Анны Политковской. В ней, организованной по инициативе известных саратовских правозащитников Григория Ахтырко и Александра Никитина, приняли участие журналисты ряда саратовских изданий, представители политических партий РПРФ, СПС, «ЯБЛОКО», движений «Мемориал» и «За права человека», правозащитники.

Как заметил один из участников обсуждения, о чем бы ни говорили в последнее время журналисты и активная общественность, они все равно говорят о власти. Так случилось и на этот раз.

Власть была упомянута во многих аспектах: как в связи с убийством, так в более широком круге взаимоотношений власти, населения, общественности и СМИ. Вспоминали имена и других погибших журналистов, и гонения на саратовских журналистов в последние годы.

И то, что сегодня, спустя два года после убийства Анны Политковской, правосудие не свершилось, хотя еще в июне 2008 Генеральной прокуратурой было заявлено о том, что расследование завершено и виновные известны, придало обсуждению дополнительную остроту, переходящую в гневные выпады в адрес органов правосудия и власти. Оценки были более чем нелицеприятны: особенно подчеркнуто отмечались цинизм, продажность, наглость, коррумпированность чиновников всех рангов и ветвей власти.

Почти единодушно, хоть и в разных вариантах, участники обсуждения повторяли тезис о том, что страна очень быстро пришла к тому, от чего стремилась уйти с 90-х годов: снова в стране торжествует авторитарный политический режим, снова доминирует одна политическая партия, растет бесправие граждан и равнодушие власти к нуждам народа. Цель – «Гражданское общество», к построению которого страна будто бы стремилась, практически потеряна.

Не обошли участники встречи и роль самого народа в создании нынешней системы власти. Многие заострили свое внимание на трудно объяснимом парадоксе: массовое недовольство властью и презрение к ней на бытовом уровне не находит отражения на выборах. Избиратели поддерживают тех, кто, собственно, является виновником недовольства.

Возможно, потому и находит все больше сторонников призыв: «Хватит народопоклонничества!». Народ, переставший выражать свое отношение к происходящему и смиренно ожидающий от власти благ, заслуживает то, что получает.

Сложилось впечатление, что все больше людей, в том числе и участники встречи, начинают понимать и то, что корни российских бедствий, и политический террор в том числе, являются следствием глубокого исторического наследия России и, в особенности, укорененной в массовом сознании, а не только во власти, нетерпимости к инакомыслию. На эту «народную» традицию интуитивно опирается власть, к ней апеллирует она в своих гонениях на политическое инакомыслие. При этом власть исправно исполняет – в рамках своего разумения и способностей – свою главную миссию: «Защищать национально-государственные интересы». Вот только эти интересы она понимает как свои собственные и защищает их со всей дурью, на какую способна. Отсюда тяготение к авторитарным методам руководства, чему народ даже рад, видя в этом порой заботу о себе – народе. Задача СМИ и журналистов, тех, кому еще не безразлична страна, разоблачать такую «защиту» и такую «заботу». Предостерегать, что страну ожидают новые потрясения, если путь, по которому она идет, останется неизменным. То есть делать то, что и делала Анна Политковская, о чем бы она ни писала.

На встрече досталось и самому журналистскому сообществу: отмечались его раздробленность, отсутствие стремления к профессиональной консолидации, негражданственность многих журналистов и СМИ, особенно телеканала ГТРК. Да и тот факт, что во встрече приняли участие около десяти представителей СМИ, при том, что только в Саратове работает около 50 печатных изданий общественно-политической направленности, более десятка теле- и радиоканалов и около 30 сетевых изданий, говорит сам за себя.

Но сохранился и заряд оптимизма. «Без меня народ не полон, – напомнил в заключение Александр Никитин, – и надо заниматься просвещением народа, даже сделавшего чудовищный выбор, избрав такую власть, какая она сегодня есть».

Да ничего, кроме долгого пути к свету, сегодня и не предвидится.


Дачники вышли на площадь

Алексей ГОЛЯКОВ

Площадь Столыпина в Саратове стала 7 октября местом проведения митинга, «авторство» которого не так легко было определить на первый взгляд. Если судить по стягам ЛППР и сине-желтым надувным шарам, оно скорее выглядело как партсобрание на открытом воздухе. Тем более здесь же шла торговля компакт-дисками с записями песен в личном исполнении вождя либерал-демократов и прочей агитпродукцией, а лидер их региональной организации Александр Конобеев открывал и закрывал мероприятие.

Однако по ходу акции можно было убедиться, что она просто весьма удачно оказалась вписана в партийный контекст, отражая на самом деле насущные заботы огромного количества людей к соперничеству политиков, по большому счету, испытывающих стойкое равнодушие. Почему именно ЛДПР перехватила инициативу в отстаивании прав садоводов и огородников? Здесь нужно все же отдать должное саратовским либерал-демократам, чувствующим конъюнктуру избирательских настроений. К тому же, представить в роли вдохновителей и устроителей такого митинга, скажем, «Единую Россию» было бы невозможно, так как стрелы критики всех выступавших летели прямо в саму власть, принимающую и претворяющую в жизнь все законодательные нормы по садоводческим товариществам в области.

Как отмечалось на митинге, с 2002 года объединения садоводов и огородников, непонятно сообразуясь с какими экономическими расчетами, должны отчислять до 40 процентов своей прибыли, а сами кооперативы приравнены по уровню налогового обложения к полноценным коммерческим предприятиям. А это значит, что налоговая отчетность должна вестись с использованием электронной почты (вопрос не праздный – кто будет оплачивать приобретение компьютеров и другой оргтехники?), нужен по штату и бухгалтер, и кассир, а у товариществ, в которых немалую часть составляют обычные, а не VIP-пенсионеры, нет подчас элементарной возможности восстановить электропроводку на территориях коллективных садов.

Рост платы за один квадратный метр площадей под сады на Большой Кумысной поляне с 5 рублей 15 копеек возрос в 2008 году, согласно постановлению облдумы, почти в 100 раз, и параллельно с ростом кадастровой стоимости для садоводов возросли налоги. Причем кадастровая стоимость изменилась, а процентная ставка осталась прежней. Участники митинга в своей резолюции, кстати, потребовали снизить эту ставку с 0,3 (как сейчас) до 0,03. Пока же в «сухом остатке» получается: шестнадцать садоводческих товариществ, у которых земельный налог в 2007 году равнялся 49 тыс. рублей, сегодня платят ни много ни мало… 4 млн 132 тыс. рублей.

По сути, обкраденными в области из-за подобной политики остаются порядка 200 тыс. садоводов, а ведь многие из них, являясь лишь дачниками-любителями, в разные времена благодаря своему труду и стараниям завоевывали золотые и серебряные медали на ВДНХ, не на словах обеспечивая продовольственную безопасность страны.

Дачный вопрос, по мере его серьезного и детального рассмотрения, выводит на тему произвола в отношении земельных ресурсов вообще в областном центре. Ситуация, когда городской землей, вопреки идеологии и нормам Закона о местном самоуправлении, продолжает, несмотря на все уличные протесты и заключения экспертов, распоряжаться областной комитет по управлению имуществом, не может дальше испытывать терпение как самих землевладельцев и землепользователей, так и большинство городских и областных законодателей, понимающих всю ненормальность такого положения. «Почему председатель областного комитета по управлению имуществом г-н Бовтунов должен решать, какие земли в пределах Саратова как муниципального образования и сколько должны стоить?», – вопрошал с трибуны депутат Саратовской городской думы, член КПРФ Геннадий Турунтаев, своим появлением несколько разбавив партийное однообразие на мероприятии. По словам депутата, уже несколько лет здравые люди в областной власти, не говоря уже о работающих в городских структурах, без устали говорят о пересмотре столь кабальной для Саратова участи. Но губернатор молчит, если не принимать в расчет его вежливую корректировку его же ноябрьского, 2007 года, печального постановления по кадастровой стоимости земли. Спокойно взирает на происходящее и пресловутое парламентское большинство.


Оперный удостоен премии имени Федора Волкова

Татьяна ЛИСИНА

3 октября Саратовский академический театр оперы и балета открыл свой 206-й сезон. Своими планами поделились с журналистами руководители оперного.

К беседе прислушивалась стоящая на столе директора бронзовая скульптура Федорова Волкова, которую театр только что привез из Ярославля.

Бронзовая скульптура основателя русского национального общедоступного театра Федора Григорьевича Волкова, почетный диплом и денежное вознаграждение в 100 тысяч рублей составляют специальный приз, который получил саратовский оперный театр, став лауреатом премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России.

«Соответствующий указ подписал председатель Правительства РФ Владимир Путин 21 июля, – рассказывает директор театра Илья Кияненко. – Вручение премий состоялось в Ярославле 25 сентября на открытии Девятого Международного театрального фестиваля имени Федора Волкова. Эта российская премия, по сути, является Государственной. Существует одно условие: она вручается только нестоличным театрам. Обычно на крупных российских фестивалях, на той же «Золотой Маске», за Москвой и Санкт-Петербургом провинции трудно угнаться. Именно поэтому специально Правительство России 9 лет назад учредило эту премию имени Федора Волкова. Правительство присуждает ее наиболее отличившимся театральным коллективам или личностям (ежегодно присуждается не более трех премий). На нынешний день мы попали в лучшие нестоличные театры России, это очень высокая для нас награда. Конечно, сама сумма премии очень небольшая: если эти 100 тысяч разделить на наш коллектив – на 500 человек, каждому достанется только по 200 рублей. Мы еще не продумали, как поступить с премией, но, конечно, найдем, как ее применить. Надо потратить на что-то, необходимое для всего театра».

Прошлый сезон был

невероятно насыщенным

«Прошлый сезон был напряженным для театра, – продолжает директор театра. – Мы осуществили пять премьер: опера «Бал-Маскарад» Верди, балет «Мистерия танго»... 31 декабря впервые было показано значительное произведение – театрализованный гала-концерт «В стиле ретро» на музыку И. Дунаевского. Это одна из самых больших находок театра, которая пользуется огромным спросом у зрителей. (Именно концертом «В стиле ретро» наш театр открыл в Ярославле Волковский фестиваль. Успех был ошеломительный. Минут пятнадцать в финале зал аплодировал стоя и не отпускал артистов со сцены.) Затем «Севильский цирюльник». ХХI Собиновский фестиваль, по мнению специалистов, не уступил по уровню юбилейному ХХ-му. В последний день июня и в первый день июля была дана последняя премьера – мюзикл «Остров сокровищ», специально написанный для нашего театра Санкт-Петербургским композитором Сергеем Баневичем. Но за те два летних дня мюзикл смогли посмотреть очень немногие, и настоящая встреча с ним зрителей состоится в открывшемся сезоне».

Бандиты, Садко и Снежная Королева

О премьерах этого сезона поведал художественный руководитель и главный дирижер театра, народный артист России Юрий Кочнев: «Первой премьерой театра в этом сезоне станет детский спектакль. Это балет «Снежная королева» на музыку Жанны Колодуб. Театр постоянно ставит детские спектакли – и балетные, и оперные – с тем, чтобы с ранних лет молодое поколение приобщалось к высокому искусству. Премьера состоится в конце ноября (ориентировочно 22 и 23).

Оперная труппа тоже готовит премьеры. Причем в оперетте Жака Оффенбаха будет задействована вся труппа театра, включая балет, хор. «Бандиты, или Дело о трех миллионах» – очень редкое произведение Оффенбаха. Творчество французского классика интересно тем, что темам, которым он избирал, как и вообще французской литературе, свойственны стремление к социальным проблемам, к вопросам, которые были актуальны для того времени. Но сюжет этой оперетты нам кажется актуальным и в наше время. Это вечная тема коррупции. Как ни странно, этой темой занимались и раньше, во времена Оффенбаха. Взяв этот материал, я ожидаю, что наши постановщики найдут его современное решение. А это режиссер Андрей Сергеев (Москва) и художник – народный художник России Владимир Арефьев (это главный художник Московской оперетты и главный художник Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко).

«Бандиты…» ставились в Ленинграде в 1920-е годы, а в Москве в обозримые годы (с 1917) не ставились вообще. Премьера должна быть интересной не только для Саратова, но и для России в целом. Она намечена на конец января.

Театр берется за оперу Николая Римского-Корсакова «Садко». Это уникальное явление русской оперной классики. Но в последние 100 лет опера в Саратове не звучала. А в Москве и в Петербурге последние постановки в наше время были лишь возобновлениями прежних. Так, Мариинский театр в Петербурге возродил спектакль 1940-х годов, Большой театр в Москве восстановил спектакль 50-х годов.

У нас же будет именно новая постановка. Мы попытаемся, используя возможности сегодняшнего дня, дать свежее сценическое решение замечательной классики. По новому, смелыми средствами раскрыть то, что заложено в этом произведении на все века, как это бывает с выдающимися произведениями классики. Ставить оперу будет Андрей Сергеев, для этой работы театр пригласил едва ли не самого интересного из нынешних российских художников Юрия Харикова (Москва), который отличается нетрадиционным подходом (он обладатель Золотой медали Пражской Квадриеннале). «Садко» будет выпущен к концу сезона, в мае, перед началом ХХII Собиновского фестиваля.

В середине сезона

ожидается еще три события

В декабре – творческий вечер Леонида Сметанникова. В этом году исполняется 40 лет его творческой деятельности. Он пришел в театр в 1968 году, еще будучи студентом консерватории. Это патриот театра, верно служащий ему 40 лет. Когда Леонид Сметанников вышел на сцену в Ярославле в концерте «В стиле ретро» (с этого фестиваля мы начали свой рассказ), он был сразу узнан зрителями и встречен с большим энтузиазмом, ему долго аплодировали.

В 2008 году 80-летие отмечает балетная труппа театра. Гала-концерт, посвященный юбилею Саратовского балета, состоится в конце марта–начале апреля. В театре серьезно к нему готовятся. Разучиваются новые номера. Поэтому этот гала-концерт можно назвать отдельной премьерной постановкой балетной труппы. Согласие выступить дали Светлана Захарова (дата проведения этого вечера согласовывается именно с ней), бывшие солисты нашего театра Татьяна Чернобровкина и Геннадий Альберт (директор-распорядитель «Балета Эйфмана»).

Театр отпразднует юбилей, единственный в своем роде не только в России, но и в мире. В январе 2009 года исполняется 50 лет содружества коллектива театра с жителями очень талантливого и интересного Самойловского района, отдаленного района Саратовской области. Нигде не зафиксировано подобного аналога, чтобы в течение полувека так плотно, плодотворно и успешно театр сотрудничал с сельским районом. Эта дата будет отмечаться как в Самойловке, так и на сцене театра. В день открытия сезона в театр приехало 30 человек из Самойловского района. Самойловцы постоянные гости в оперном, а труппа театра – постоянные гости в Самойловке. Недавно Илья Кияненко с Юрием Кочневым были на 80-летии Самойловского района; директор и худрук театра являются почетными гражданами Самойловского района. А ведь представители театра почетными гражданами становятся редко. Точная дата этого необычного юбилея уточняется, это будет январь или февраль.

А вот XXII Собиновский пройдет в свои привычные сроки: с 18 по 30 мая.

В заключении сообщим, что балетная труппа театра в этом сезоне пополнилась шестью танцорами, четверо из которых выпускники этого года. Шесть музыкантов приняты в оркестр, в основном это студенты консерватории. Стали полноправными артистами Ольга Марьенко, тенор Сергей Сидоров, Джульетта Кочарова.

Кроме этого, будут прослушиваться два тенора: Шилов из Уфы будет выступать в «Пиковой даме», тенор из Одессы споет в «Травиате».


Эхо выстрелов по Верховному Совету

Владимир ЕФИМОВ

Глубоко символично, что именно у памятника русскому демократу Николаю Чернышевскому саратовские коммунисты вечером 3 октября провели траурный митинг памяти невинных жертв кровавых событий октября 1993 года, вставших на защиту молодой российской демократии, расстрелянной из танков и минометов. В руках сотни собравшихся плакаты и зажженные в память о погибших свечи.

Открывая митинг, депутат Саратовской городской думы Геннадий Турунтаев отметил, что, уничтожив демократию устроившие ровно 15 лет назад по заданию Запада государственный переворот Ельцин и его подельники не только благополучно ушли от ответственности за расстрел Верховного Совета России и Конституции страны, но и положили начало необратимым процессам разграбления России, внутренним военным конфликтам, переделу собственности и, главное, обнищанию подавляющего большинства народа, которого нещадно грабит кучка олигархов-бандитов. Поэтому невероятный рост цен на продукты питания и тарифов на коммунальные услуги, все возрастающую безработицу, особенно среди молодежи, можно считать отголосками выстрелов из танков по российскому парламенту, положивших начало страшному беспределу, царящему сейчас во всех сферах политической и социальной жизни России.

Эту мысль о связи событий 15-летней давности с сегодняшним днем продолжил секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Валерий Рашкин: «15 лет назад совершилось самое страшное: был расстрелян избранный народом Верховный Совет России. В центре Москвы, возле Останкинского телецентра и в других местах столицы на баррикадах погибло более 2700 его защитников. Их расстреливали из автоматов и орудий, давили танками и мучили в застенках. Это были не только пожилые люди, которые, как лживо утверждала официальная пропаганда, вышли защищать их любимую Советскую власть, но и молодые люди, лучшие из представителей молодого поколения, настоящие патриоты своей страны, которые уже тогда поняли, что на самом деле значит и что несет в себе новый порядок, установленный в России командой Бориса Ельцина. Это была их борьба за нас с вами, и память о них нужна не им, она нужна нам. Расстреляв парламент и демократию, зачинщики и исполнители этой кровавой бойни бросили Россию к ногам мирового капитала. Именно тогда и было положено начало нынешнему позору некогда великой страны».

Как отмечалось на митинге, пресловутый ельцинский Указ № 1400 о роспуске Верховного Совета РФ положил начало уничтожению Советов народных депутатов по всей России. Вскоре после «победоносной» расправы режима над собственным парламентом по всей стране, в том числе и в Саратовской области, начался роспуск местных Советов народных депутатов. Вместе с Валерием Рашкиным в то время депутатом последнего городского Совета Саратова был и Андрей Карасев. Выступая на митинге, он сравнил действия Ельцина осенью 1993 года с переворотом чилийского диктатора Пиночета и бросил гневный упрек тем так называемым «демократам первой волны», которые в те годы сделали все возможное, чтобы развалить Советскую власть, призывали уничтожить Советы, Советский Союз и сами способствовали этому. Увидев страшные последствия своей работы и поняв, к чему пришла страна, они, по утверждению выступающего, одумались и, сознавая свою ответственность и вину, теперь приходят к коммунистам и спрашивают: «Что же делать?», а некоторые просят даже дать им в руки оружие. Однако, по мнению Карасева, грозное оружие в борьбе с нынешней «демократической властью» – правда, которую нужно донести до простого народа о сотворенном и творимом с нами, со страной преемниками Ельцина, действующими по заданию и в интересах Международного валютного фонда и «нашего великого друга Буша». Недругам Компартии Российской Федерации, считающим, что ей приходит конец, и долгое время старательно предрекающим ее смерть, депутат ответил коротко и ясно: «Не дождетесь! Я думаю, события 1993 года послужат многим настоящим уроком. Чем дальше они уходят в историю, тем свежее будет наша память о тех, кто 15 лет назад встал на защиту Советов и демократии».

Коллега Андрея Карасева по городской думе и фракции КПРФ в ней Тимур Коньков в своем предельно коротком выступлении назвал расстрел Верховного Совета и уничтожение властью молодежи первым террористическим актом в нашей стране. Это уничтожение – физическое и моральное – ростом цен на продукты и тарифов, введением фактически платного образования и медицины, некогда одних из лучших в мире, и закрепленные в Конституции права человека на труд и достойную жизнь выступивший на митинге Дмитрий Сорокин познал на себе. Очень долгое время он, глава большой семьи из пяти детей, оставался безработным, накопились долги за коммунальные услуги, и хотя недавно они полностью были погашены и, казалось бы, никаких претензий к нему у поставщиков услуг нет и не может быть, однако в последний день сентября в его отсутствие к его частному дому подъехала машина, из нее вышли несколько молодых ребят, сломали забор, избили собаку, разбили в окне стекло, проникли в дом и установили блокиратор на кране газовой трубы, чтобы хозяин дома больше не смог пользоваться газом. Как отметил пострадавший, сейчас в доме холодно, дети простудились и заболели… По всем основаниям, этот визит незваных гостей он считает самой настоящей расправой с ним за его политическую активность и поддержку кандидата от КПРФ Сергея Михайлова на довыборах в городскую думу по шестому избирательному округу Заводского района. Тем не менее, этот акт вандализма, уже доведенный Сорокиным до сведения прокуратуры, не сломил его волю.

«Расстреливая из танков Верховный Совет, Ельцин знал, ради чего и ради каких богатств он совершает это уголовное преступление, – заявил Дмитрий Сорокин. – И сегодняшняя верховная власть, и руководители «Единой России» знают, из чьих рук они получили эту власть. Сегодняшняя наша жизнь – это расплата за победу над нами в 1991 и 1993 годах, которую мы позволили совершить над собой. И наши с вами беды и проблемы власть совершенно не волнуют. Поэтому я призываю вас начать борьбу с этим режимом и перестать платить за коммунальные услуги по так называемым скорректированным тарифам».

В заключение продолжавшегося ровно час митинга было зачитано подписанное Председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым заявление Президиума ЦК партии, в котором содержатся политические и социально-общественные оценки названных государственным переворотом октябрьских событий 1993 года. Затем все участники митинга под звуки траурной музыки прошли по улице Радищева до Театральной площади, к памятнику борцам социалистической революции, где, склонив повязанные черными лентами красные знамена и установив вдоль парапета памятника десятки зажженных свечей, почтили память расстрелянных властью защитников молодой демократии.


«Свои» и «чужие»

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

Прошло 15 лет с 4 октября 1993 года, со дня, события которого до настоящего времени не имеют еще в российском обществе устоявшейся общепринятой оценки. Для одних это победа демократии над красно-коричневыми мятежниками, для других – антиконституционный переворот и установление авторитарного режима семейного клана Б. Ельцина.

В одном сходятся все: эти события были актом кровавой гражданской войны. Актом, по которому все население России было автоматически, независимо от отношения к этой драме, поделено на «своих» и «чужих».

Но не то важно, что появились «свои» и «чужие», «наши» и «не наши». Такое было и раньше, например, в августе 1991 года. Важно то, что к «не нашим», как врагам государства и власти, стало возможно применять любые формы и методы борьбы, вызываемые целесообразностью и эффективностью. Закон, нравственность, конституционные права и гарантии в этой борьбе с «чужими» являются помехой, бутафорией, с которыми можно не считаться и отправить на свалку.

Назначенные президентом Б. Ельциным новые выборы в Государственную Думу с одновременным проведением референдума по принятию новой Конституции России уже содержали в себе в зародыше все будущие язвы и болячки нарождающегося нового политического режима, который сегодня мы называем «управляемой демократией».

Разработанная и вынесенная на референдум новая Конституция отдавала в безраздельное владение всю Россию победителям 4 октября – команде Б. Ельцина и поддержавшим его руководителям регионов. В этой Конституции не закладывалось никакого противовеса безраздельной власти президента, полномочия которого можно было бы сравнить с полномочиями монарха. Президент объявлялся гарантом Конституции и получал право на применение любых мер к любым лицам и к любым группам лиц, если, по его мнению, их действия угрожали или противоречили Конституции.

Уже тогда, 12 декабря, на выборах и референдуме были явлены российскому обществу первые попытки правящей бюрократии управлять волеизъявлением народа, поскольку перед исполнительной властью на местах была поставлена задача не допустить победы «не наших» и обеспечить принятие новой Конституции, которая давала исполнительной власти абсолютный контроль в государстве.

Фальсификации при голосовании и проведении референдума тогда, по оценке специалистов, не носили массовый характер, поскольку еще не были отработаны пиаровские и теневые технологии по достижению поставленных правящим кланом целей. Но именно после 4 октября в России стала формироваться система кланового (семейного) управления регионами. Примером для подражания было формирование клана самого Б. Ельцина.

Применение открытого, часто не оправданного и не спровоцированного насилия к недовольным, открыто протестующим, как показали майские события в Москве 1994 г., стало в последующем нормой отношения власти к нищавшему народу. Будущие силовые разгоны демонстрантов из «Другой России» были предопределены уже тогда, 4 октября. И так же, как подавляющее большинство депутатов Государственной Думы, наивно веривших в конституционные нормы, в верховенство права над силой, были объявлены участниками банды красно-коричневых, так впоследствии, правда, уже в путинской России, все недовольные ущемлением и ликвидацией демократических свобод были объявлены агентами влияния, а то и чуть ли ни платными шпионами враждебного Запада.

Невозможность передачи власти чужому, какой бы поддержкой населения он ни пользовался, породило потребность в разработке операции «преемник» на всех уровнях и при всех выборах и ликвидацию выборов членов Совета Федерации, а затем и губернаторов.

Выборы постепенно превратились в процедуру, в которой народу, избирателям отводилась роль жалких статистов, от которых ничего не зависит, поскольку действует известный принцип «вождя всех времен и народов»: не важно, как голосуют, важно, как считают. И то издевательство над здравым смыслом и законностью, которое, по моему мнению, было продемонстрировано в 6-м Заводском избирательном округе по выборам депутата Саратовской городской думы, та изумительная теневая манипуляция по замене С. Михайлова на А. Иванова, которой бы могли позавидовать наши профессиональные кудесники из театра магии и фокусов «Самокат», – все это было заложено тогда же, в далеком 4 октября.

И что удивительно: когда общество поделено на «своих» и «чужих», то любая совершенная подлость в интересах «своих» представляется в нашем больном обществе как доблесть. Разоблачение в совершенной махинации против «чужих» вызывает сочувствие и праведный гнев против этих мерзких «чужих», развенчавших так хорошо спланированную комбинацию.

Атрофия совести в правящем клане – тоже имеет свой исток там, 4 октября.

Думающий читатель может задать вопрос: а когда кончится это деление на «своих» и «чужих»? Когда прекратиться открытое насилие над совестью, здравым смыслом и законностью? Как долго все это будет продолжаться?

Вопрос более чем интересный. Что ж, давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

Деление общества на «своих» и «чужих», на «наших» и «не наших», на патриотов и предателей и так далее и тому подобное – это хорошо разработанная и выверенная идеология нашей правящей коррумпированной бюрократии. Для того, чтобы избежать честной политической и экономической конкуренции, для того, чтобы получить право поправлять глупый народ, голосующий неправильно, правящая бюрократия должна держать народ в постоянном все возрастающем напряжении. Для этого ей нужен образ сильного и коварного врага, который днем и ночью замышляет новые и более изощренные козни в отношении России, то бишь против правящей коррумпированной бюрократии, поскольку интересы этой коррумпированной бюрократии и отождествляются с интересами всей России. Если такого врага в реальности нет, то его выдумывают, а для этого проводятся предварительные зачистки на информационном поле: подчиняются себе все крупные средства массовой информации, особенно телевизионные каналы, и вытесняются на периферию эфирного поля любые независимые и свободные мнения. А угодливые делатели нового, замешанного на вражде и ненависти, телевизионного кушанья под рукой. Аркадий Артамонов и Михаил Леонтьев и иже с ними всегда наготове, способные по команде из Кремля творчески раздуть из мухи слона, лишая покоя и сна бдительных граждан.

В новой идеологии легко все наши экономические и прочие беды свалить на кого угодно: от китайцев, ставших есть много мяса, до американцев, не сумевших предотвратить падение цен на недвижимость. Благо указать на бревно в собственном глазу при абсолютном господстве в эфире артамоновых и леонтьевых просто некому. Разжигать перманентно в сознании обывателей ненависть к «чужим», мобилизовывать общественное мнение против внешних и внутренних врагов много проще, чем отказаться от личного корыстного обогащения, обеспечивать устойчивый рост жизненного уровня каждого гражданина и общественного благосостояния, воспитывать людей в духе толерантности и уважения к чужому, пусть даже и неприятному мнению, прививать чувство собственного достоинства, любовь к свободе и демократии, поддерживать свободу политической и экономической конкуренции, отчитываться перед населением за свою работу, открыть для общественного контроля бюджет, обеспечивать честные и прозрачные выборы, занимать ответственную должность, зная, что народ имеет возможность в любой момент отказать тебе в доверии и заменить на другого.

Отказаться сознательно от такой выгодной идеологии невозможно. Сегодня же в обществе нет позитивных сил, которые могли бы, опираясь на поддержку большинства населения, не допустить применение черных технологий, честно победить на выборах и сменить внешнюю и внутреннюю государственную политику.

Следовательно, эта идеология должна сама себя изжить. Так сказать, внутри себя разложиться и в одночасье скончаться, как это произошло с большевизмом.

Как долго будет это разложение продолжаться, сказать трудно. Возможно, что мы стоим уже накануне таких событий. Но возможно, что ждать перемен придется многие годы. Что ж, поживем – увидим.


В поисках праздника моды

Светлана ТЕНЕТКО

«Модный Салон. Осень–зима. 2008» начал работу в первых числах октября. Задолго до этого момента город пестрел афишами об этом мероприятии, обещая показать модные новинки одежды, косметики и аксессуаров осенне-зимнего сезона. С предвкушением праздника моды корреспондент газеты «Богатей» и оправилась на выставку.

В пресс-релизе, подготовленном для прессы, устроители выставки обещали поразить разнообразием представляемых тематик: «Одежда и обувь», «Парфюмерия и косметика», «Изделия из меха и кожи», «Белье», «Аксессуары», «Ювелирные изделия» и пр., и пр., а также показами коллекций от бутиков и домов моды участников салона и молодых дизайнеров саратовских и энгельсских вузов и техникумов.

Пожалуй, начнем с приятных моментов, которых, к сожалению, было не слишком много. Коллекция предприятия «Волшебная нить» (г. Сочи), являющегося представителем компании «Юко» (г. Москва), привлекает сочетанием Рret-a-Рorte и Haute сouture одновременно. Эту одежду без преувеличения можно назвать элитной. Каждое изделие, начиная от жакета и заканчивая длинным пальто, уникально и неповторимо и по праву может считаться произведением искусства. Достигается это тем, что ткань, из которой выполнены модели, выкладывается «в ручную», поэтому вы не найдете двух одинаковых вещей. Согласитесь, милые дамы, кто из нас не испытывал некоторого разочарования, увидев на другой такую же кофточку, пальто или шубку. А ведь продавец так уверял вас, что это эксклюзивная модель. Кто спорит, что на вас она сидит безупречно и идет вам гораздо больше, но радость от обладания этой минуту назад милой сердцу вещицы уже померкла.

Внимательно осмотрев представленную коллекцию от «Волшебной нити», я не нашла двух похожих по рисунку вещей. Классическая простота фасона обеспечивает великолепную посадку изделия практически на любой фигуре, отсутствие всевозможных мелких деталей: подрезов, вытачек и отстрочек – не отвлекает внимания от восприятия модели в целом. Приятно удивляет большой размерный ряд – от 42 до 54 размера – и ценовая линейка: от 7500 за жакет до 14700 руб. за длинное пальто.

Раз уж мы начали говорить о верхней одежде, стоит упомянуть модели от Дома Моды «Ласка». Короткие курточки из трикотажа крупной вязки в сочетании с мехом песца привлекут внимание молодых девушек, а также тех, кто большую часть рабочего дня проводит на колесах. Довольно удобно и вполне соответствует модным тенденциям нынешнего сезона.

Что касается шубок и дубленок, то здесь ничего эстраординарного: норка, лисичка, мутон – как и везде.

Изделия саратовской швейной фабрики № 5 вызывают двоякое чувство: с одной стороны, вроде бы актуальная в этом сезоне цветовая гамма (охра, терракот, оттенки серого), с другой – и фасончик вроде бы неплохой... Но все это хорошо по отдельности, а вот вместе, что называется, не срослось. Цена за такое полупальто длиной до бедер всего 5 тысяч рублей. Дешево и сердито.

С небольшим обзором верхней одежды мы закончили и перейдем к предметам, которые добавляют законченности туалету, заставляют «заиграть» по-новому любимую вещь, а иногда и просто меняют образ – это аксессуары. Сумки, перчатки, шейные платочки, всевозможные шарфы и шарфики, палантины и пашмины из тончайшего шелка и нежнейшего кашемира, цепочки, браслеты, серьги, броши – разве можно все перечислить. Но без этих мелочей не обходится ни одна женщина. Обращает внимание большой выбор шейных платков и шарфов, выполненных в технике батик. Цена вполне умеренная – от 200 рублей. Поклонницы батика могли порадовать себя и кофточками с платьями; конечно, цена этих изделий начиналась уже с двух тысяч, но, с другой стороны, почему бы не побаловать себя любимую платьицем из натурального шелка (с другим материалом художники по батику просто не работают), да еще к тому же расписанным вручную.

Довольно большой выбор перчаток: от длинных вечерних, летних сеточек, кожаных митенок до обычных кашемировых и кожаных. Разнообразная цветовая гамма, большой размерный ряд, цены от 250 за кожу и выше. Этот павильон был одним из наиболее востребованных: продавцы просто крутились, как белки.

Из элитной бижутерии были представлены кристаллы Сваровски, хотя, то ли цена казалась слишком высокой, то ли ассортимент не впечатлял, но этот павильон не пользовался у публики вниманием. Может, поэтому и представителя застать за прилавком можно было не всегда.

Ароматная тема, то бишь парфюмерия, была представлена несколькими незнакомыми мне ранее компаниями. Немецкая «Beauty Cosmetics», как и положено, подошла к презентации серьезно, с соответствующей «заманухой»: флакончик туалетной воды вы покупаете, а после этого получаете много-много подарков. Девочки у стенда так торопятся выпалить заученный текст остановившемуся посетителю, что в первую минуту просто не очень понимаешь, что от тебя хотят, и очень расстраиваются, когда получают отказ от покупки.

Некоторое удивление и даже недоумение испытываешь от предложений еще двух компаний: «Jane Laurence» и «Valery», обе они предлагают «настоящий французский» парфюм и сотрудничают с одной и той же французской фабрикой «Agre-ville».

А сейчас самое интересное. «Jane Laurence» предлагает туалетную воду – как мужскую, так и женскую, название которой зашифровано в трехзначных цифрах, например, «No. 512», или «No. 203»; что сие означает – ни кому не ведомо. Но еще большее удивление вызывает цена: всего 350 рублей за флакон 50 мл. Если в бутиках «Ева» или «Иль де Боте», специализирующихся тоже на французской парфюмерии, туалетная вода начинается от 1500 рублей, то, что называется, почувствуйте разницу...

«Valery» отличается тем, что предлагает довольно известные бренды. Так, всего за 120 рублей вы можете стать счастливым обладателем 3-х миллилитрового пробничка от Chanel, Kenzo, Hugo Boss, Cacharel. А вот флакончик в 50 мл. обойдется уже в тысячу. Правда, об оригинальной упаковке, конечно же, речи не идет. Именно этим и объясняют представители фирмы столь низкую цену. Невольно задаешь себе вопрос: «И зачем это парфюмеры, создавая новый парфюм, заморачиваются еще и над дизайном флакона?» И стоило ли мадмуазель Коко устраивать скандал со своими компаньонами только потому, что они продавали ее духи в магазинах для рядовых американской армии, да и производили, собственно, как умели, где-то на маленьком заводике в штате Нью-Йорк. Ну и что, что состав был весьма далек от подлинной эссенции из Грасса (центр парфюмерии во Франции – Авт.), похоже же было на Шанель. Как говорится, без комментариев.

Из этого состояния недоумения выводит объявление о начале очередного показа мод. Из представленных будущими кутюрье работ очень выгодно отличался показ саратовского техникума дизайна одежды и сервиса. Модели не бежали по подиуму, как на пожар, объявлялись названия коллекций и авторы, была озвучена идея каждой коллекции. Неожиданные «Метаморфозы» и озорная «Розовая фантазия» от Екатерины Митиной, «Диксиленд» (Ивкова Анастасия), «Черная грация» (Лабызнова Алена, Фирсова Тамара), пусть довольно смелые, но очень интересные. Да и кто сказал, что одежда Haute couture должна быть на каждый день, так же, как и забавные модели, представленные театром детской моды «Джуманджи».

Маленькие манекенщицы отработали показ очень профессионально и просто на отлично, в отличие от своих старших коллег. Девчушки совершенно не боялись подиума и публики. Очень грамотные выходы, проходки, повороты. Театр детской моды показал две коллекции «Джуманджи» и «Конфетти»; надо отдать должное маленьким манекенщицам: в каждой коллекции они были разными, в зависимости от той модели, которую демонстрировали.

Что это я все о женской моде. Но так уж получается, что вторую прекрасную половину человечества просто обошли вниманием на этом модном салоне. Мужская мода была представлена только одной фирмой, которая предлагала в основном одежду для спорта и отдыха. Увы, модная одежда на каждый день, одежда для офиса и стильные аксессуары для милых джентльменов остались вне поля зрения салона.

Обойдя в очередной раз всю выставку, пристально вглядываясь в представленные стенды и предлагаемую продукцию, ловлю себя на мысли о том, где же все-таки искать обещанную палитру всех «существующих стилей и направлений» и «новые тенденции в мире моды» и как найти то «неповторимое ощущение праздника», которое обещал Модный Салон. Наверное, в тех самых модных журналах, которые устроители выставки предусмотрительно разложили на столе у входа.


Памятник на плечах «жильцов-кариатид»

Владимир ЕФИМОВ

Утраченный блеск

Начиная со второго десятилетия прошлого века, едва только на тогдашней улице Константиновской вырос комплекс из пяти небольших кирпичных зданий доходных домов, кто только не завидовал его владельцам – Вячеславу Яхимовичу и Льву Пташкину и снимавшим там комнаты чиновникам: инженерам и купцам. Особенно дому творения архитектора П. Зыбина, что фасадом смотрел на эту улицу и покорял своими кариатидами и атлантами. В нем впервые в Европе Зыбин применил собственное строительное ноу-хау – паробетонное отопление, когда нагреватели из труб заделывались бетоном в стенах и полах.

«Дом-модерн с элементами классицизма по-прежнему поражает своей необычной архитектурой, – считает краевед Вячеслав Давыдов. – Он несет еще и философское осмысление: внизу юная, непорочная дева, а вверху – старуха с выпученными глазами».

Словом, сущее архитектурное отражение длинного человеческого пути – от красоты в молодости и непривлекательности в старости. Полный слепок со всей почти вековой судьбы дома: рожденный в муках из-за грубых нарушений технологии при возведении и плохого раствора для кирпичной кладки, он еще при строительстве частично разрушился и смертельно придавил одного рабочего, конец своего первого века встречает в тех же муках и, оставшись без внимания к себе, утратил былую красоту и принял неприглядный облик.

Начиная с конца двадцатого века и по сей день какая только местная газета, описывая беды этого уже обветшавшего дома, украшавшего город памятника культурного наследия регионального значения на Советской, 3/5, признанного таковым еще в начале 1986 года Саратовским облисполкомом, не посочувствовала жильцам, которым, как и мощным каменным атлантами и кариатидам век назад выпала роль поддерживать фасад, выпала незавидная честь своими силами удерживать дом от разрушения. Обвалился балкон, садится фундамент, на стенах и потолках в общих кухнях и комнатах коммуналок трещины, рушится и кусками отваливается штукатурка, однажды «срезавшая» умывальник и чуть не убившая женщину. Батареи зимой холодные, старые стены влажные, в подвалах вода…

Любой вздрогнет от этого перечня жилищного «комфорта» XXI века в доме-памятнике, до сих пор не признанным аварийным, и испытает сострадание к обреченным десятилетиями переносить его. Только городских властей, сменявших друг друга, среди сочувствовавших как не было, так и нет; им абсолютно безразлична вполне вероятная потеря городом еще одного памятника культурного наследия.

Красота умирает тихо

Они, эти молчаливые творения архитектуры и свидетели истории, в Саратове с лица города исчезают необычно тихо. Несколько лет назад при строительстве гостиницы на превращенной в сущую свалку Набережной космонавтов «ушла» в небытие арка-красавица. Вскоре под снос для строительства очередного развлекательного центра попал занимавший целый квартал маслозавод Шумилина. Он находился в перечне выявленных объектов культурного наследия, однако по неизвестным мотивам неожиданно был исключен из него местным министерством культуры после проведенной им же экспертизы. Получив в результате этой административной «санации» вожделенное заключение, хозяева возводимой сейчас полным ходом железобетонной «веселухи» с помощью взрывотехников МЧС отправили «к праотцам» очередной памятник культуры.

«Я считаю большой ошибкой исключение маслозавода Шумилина из списка памятников и уничтожение его, – утверждает заместитель председателя областного комитета по охране культурного наследия Наталия Репина. – В Саратове вообще мало архитектурных памятников старины, особенно зданий самой ранней, восемнадцатого века, постройки и уцелевших во время грандиозного пожара в городе в 1812 году. Но практически все они находятся в плачевном состоянии и без внимания со стороны городских властей. Рушится фундамент в доме на Соборной, примыкающем к зданию Волжской администрации. Если не будут приняты меры по спасению этой редкости, то можем безвозвратно потерять дома на Лермонтова, 3 и 14, на углу Октябрьской и Челюскинцев. Сейчас мы стоим перед началом проведения инвентаризации памятников культуры, корректировкой «списочного состава», чтобы спасти то, что можно еще спасти от исчезновения. Дом Яхимовича – тоже гордость Саратова, но город им не интересуется. Как областная организация, мы старались спасти его, но наша попытка провести его реставрацию оказалась безуспешной: областная дума отвергла наше предложение выделить на него деньги из областного бюджета, поскольку, согласно законодательству, область не может финансировать реставрацию принадлежащих муниципалитету объектов. Комитет писал бывшим и нынешнему главам администрации города о необходимости проведения глубокого обследования технического состояния дома Яхимовича. В лучшем случае нам отвечали через два месяца, что, мол, денег нет и отсылали в … МУДЕЗы, а те, в свою очередь, предлагали провести реставрацию за счет жильцов, но сетовали, что оплаченных теми денег за ремонт жилья для реставрации очень мало».

Так чиновники превратно или сознательно считая глобальную реставрацию не восстановлением, а обыкновенным ремонтом, и загнали в дальний угол проблему этого дома – гордости областного центра.

Проблему занесло ворохом отписок

Наталии Фоминой соседи могут только позавидовать, ей крупно повезло: она воспользовалась возможностью поселиться в другом месте и, сохраняя за собою квартиру, наконец-то рассталась с постоянным страхом быть в любой момент заживо погребенной под руинами этого дома. Не имеющим такой возможности «получить другой угол» остальным жильцам остается лишь радоваться тому, что они живут в доме-памятнике, и уповать на судьбу и каждое утро радоваться, что она предоставила им возможность продлить свою жизнь, может, еще на один день, который к вечеру может оказаться последним. Еще 7 лет назад специалисты ООО «Саратовоблпроект–1» признали аварийным состояние кирпичных стен «черного хода». Чуть позже, «по результатам осмотра технического состояния дома», государственная жилищная инспекция выдала тогдашнему МУ ДЕЗ Октябрьского района предписание устранить выявленные нарушения. Никто и пальца не приложил…

По утверждению Фоминой, поведавшей корреспонденту «Богатея» всю долгую историю борьбы за выживание соседей, один из независимых экспертов признал дом аварийным на 80 процентов и посоветовал его обитателям как можно быстрее покинуть его. Сама она смогла это сделать, но, тем не менее, продолжает эпистолярную борьбу за права жильцов быть переселенными в добротное жилье и сохранение дома как памятника, но получает откровенные отписки из самых различных официальных организаций – только за последние полгода пять посланий.

Одно – от исполняющего обязанности председателя комитета по охране культурного наследия Саратовской области Н. Репиной 24 марта: «По поручению Правительства Саратовской области комитет по охране культурного наследия области рассмотрел Ваше обращение в адрес губернатора П. Ипатова о капитальном ремонте объекта культурного наследия регионального значения, расположенного по адресу: Саратов, ул. Советская, 3/5. В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 25.06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» бремя содержания объекта культурного наследия возложено на собственников объекта. Данный дом является муниципальной собственностью и находится на балансе МУ ДЕЗ Октябрьского района. Областной целевой программой «Развитие культуры на 2006–2008 годы» предусмотрено финансирование ремонтно-реставрационных работ только на 27 объектах культурного наследия г. Саратова и области. Вышеуказанное здание в их число не входит. Вопрос о включении данного объекта культурного наследия в программу «Развитие культуры на 2009–2012 годы» будет рассмотрен в текущем году. Другими источниками финансирования ремонтно-реставрационных работ комитет по охране культурного наследия области не располагает, поэтому в настоящее время не имеет никакой финансовой возможности помочь Вам в проведении ремонта дома. В целях сохранения данного памятника архитектуры комитетом по охране культурного наследия области в феврале текущего года было направлено письмо и. о. главы администрации Саратова С. Тульскому с просьбой о включении его в план капитального ремонта на 2008 год».

Второе – от первого заместителя главы администрации Октябрьского района А. Павлова 3 апреля: «В целях оказания содействия собственникам помещений Правительством Саратовской области принята областная целевая программа «Модернизация и санация общего имущества многоквартирных домов на 2007–2010 годы». В соответствии с данной программой для получения финансовой поддержки из областного бюджета в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области необходимо предоставить пакет документов, определенный вышеуказанной программой. Формирование пакета осуществляют управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы или иные уполномоченные организации собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. 22.02. 2008 был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации, победителем которого было признано ООО «УК «ПНКБ». С 01.04.2008 жилой дом № 3/5 по улице Советская передан в управление данной организации. В связи с чем руководителю ООО «УК «ПНКБ» Протопопову Б.А. рекомендовано начать формирование пакета документов для участия в программе».

Третье – от главы администрации Октябрьского района Н. Никитина 18 апреля: «Согласно распоряжению главы администрации района № 184-р от 13.02. 2002 года, были утверждены акты межведомственной комиссии по обследованию жилых домов муниципального жилого фонда. Корпус № 4 дома № 3/5 по ул. Советской в данном распоряжении не указан. По результатам обследования корпуса № 5 дома № 3/5 по ул.vСоветской вывод комиссии – срочный капитальный ремонт пристройки. Корпус № 4 непригодным для проживания не признавался. По вопросу капитального ремонта дома по вышеуказанному адресу администрацией района были направлены письма в управляющую организацию ООО «УК «ПНКБ», в которых было рекомендовано начать формирование пакета документов для получения финансовой поддержки из областного бюджета по целевой программе «Модернизация и санация общего имущества многоквартирных домов на 2007–2010 годы».

Четвертое – то же самое пожелание надеяться на чудодейственную программу модернизации и санации жилья содержится в удивительно похожем на предыдущий ответ и. о. главы администрации города С. Пилипенко 14 апреля: «В ответ на Ваше обращение к депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володину В.В. , депутату Саратовской областной думы Россошанскому А.В. по вопросу капитального ремонта дома сообщаю. В соответствии с областной целевой программой «Модернизация и санация общего имущества многоквартирных домов на 2007–2010 годы» для получения финансовой поддержки из областного бюджета в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области необходимо предоставить пакет документов, определенный данной программой. Формирование пакета осуществляют управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, лица, уполномоченные собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. 22 февраля 2008 года проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации, победителем которого было признано ООО «УК «ПНКБ». С 1 апреля 2008 года жилой дом по Вашему адресу передан в управление данной организации. Руководителю ООО «УК «ПНКБ» Протопопову Б.А. рекомендовано начать формирование пакета документов для участия в программе».

Пятое – от заместителя министра строительства и ЖКХ области В. Федечкина 28 апреля: «Для получения финансовой поддержки из областного бюджета органы местного самоуправления представляют в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства следующие сведения:

– решение собственников помещений в многоквартирном доме, принятое на общем собрании, о проведении модернизации и санации и об установлении порядка и доли участия (софинансирования) собственников в общих расходах (при этом необходимо учесть, что в 2008 году для софинансирования из средств бюджетов составляет 70 процентов, в 2009 году – 50 процентов, в 2010 году – 30 процентов);

– перечень планируемых работ по модернизации и санации многоквартирного дома;

– решение собственников помещений в многоквартирном доме, принятое на общем собрании, о размере платы, способе накопления собственных средств или решение о привлечении заемных средств;

– решение органов местного самоуправления о софинансировании мероприятий по модернизации, санации в доме муниципальной собственности (в случае наличия в доме муниципального жилищного фонда).

Руководителю ООО «УК «ПНКБ» рекомендовано сформировать пакет документов в соответствии с данной программой».


Живущие по лжи,

или Смиренные ангелы правопорядка

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Образ правового государства, как бесплотный ангел, порхает над Россией. И кто только ни стремится подделаться под ангела. Хоть изображением деятельности, хоть обозначением таковой. Общественную организацию под суровым названием «Правопорядок» упрекнуть в подобной мимикрии было бы себе дороже. Ее представитель в Общественной палате Саратовской области Н. Скворцов возглавляет рабочую группу по разработке предложений по борьбе с коррупцией.

Однако вдруг случилось такое, что поначалу вызвало просто недоумение. Эта общественная организация затеяла построить реабилитационный центр для пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел.

«Что же в том плохого?», – спросите вы и будете правы. В намерении плохого ничего нет. Недоумение с самого начала вызвало иное. Местом для строительства центра организация избрала… дубовую рощу, считающуюся у специалистов реликтовой. Роща расположена в треугольнике между улицей Горной и Мурманским проездом, соединяющим Большую Горную с Воскресенским кладбищем (улицей Соколовой), и стадионом «Темп», отделенным от рощи трамвайной линией маршрута № 3. Все это место, из-за загадок саратовской городской топонимики, не только называется ул. Большая Садовая, но и числится под одним номером – 239. Так же, как, кстати, и дома по другую сторону ул. Б. Горной, которые, оказывается, также находятся на улице Большой Садовой, и все – от центров «Джуманджи» и «Навигатор» вплоть до клуба «Восток» завода им. Орджоникидзе – носят все тот же единственный № 239.

Участок, на котором произрастает дубовая роща, издавна подвергается натиску всех и всяческих структур. С одной стороны часть его территории уже занята корпусами юридического института МВД России, а кое-что еще и строится. С другой, со стороны завода Орджоникидзе, располагается общежитие зооветеринарного института и детский садик. Некогда рядом с ним был еще один детский садик. Но в смутное время 90-х годов его территория оказалась в руках УВД Саратовского района, которое значительно расширило здание, организовало на территории площадку для своих автомобилей, а заодно вырубило немало мешавших тому деревьев. Между заборами с тыльной стороны перечисленных заведений: общежитием юридического института и трамвайной линией, сохранился единственный не затронутый «цивилизацией» участок рощи, на котором произрастает более 100 деревьев.

Его-то и присмотрела «ангелоподобная» общественная организация «Правопорядок». А присмотрев, пошла по инстанциям. Чтобы строить, надо получить согласие городских властей на выделение участка под застройку, что связано с получением разрешения на вырубку деревьев на участке, если то требуется по условиям строительства. Вот тут-то и начинается игра. Игра в правопорядок, заслуживающая быть «учебным тренингом» для начинающих играть в эту игру. По инстанциям запускаются «ангелы» – духи правового государства.

Ангелы правопорядка

«Ангелом» первым можно считать смиренное обращение в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова, где председательствует «хорошо известный» горожанам Владимир Вирич, с просьбой дать согласие на предоставление заявителю земельного участка под строительство. Однако Вирича с одного захода не пройти! Помурыжив заявителя, 21 мая он, после повторного рассмотрения, направляет Е. Ускову, зампреду комитета по земельным ресурсам администрации, осторожное заключение: «…Рассмотрев представленные материалы, сообщаем, что комитет по архитектуре и градостроительству не возражает против предоставления данного земельного участка в установленном законом порядке при условии разработки и предоставления для рассмотрения проектной документации на размещение реабилитационного центра и получения согласования МУП «Садово-парковое».

Спрашивается, и зачем надо было мурыжить? Все равно ведь не стало, как говорится, ни коня, ни воза. Неизвестно, каков по размерам предполагаемый центр, какие потребуются к нему коммуникации, выдержит ли дополнительную нагрузку канализация, как будет обеспечено отопление, откуда будет подъезд автотранспорта, где будет автостоянка и пр., и пр. Но согласие на выделение земли уже дано!

Возникает первый недоуменный вопрос: это что же, Вирич заведомо согласен с чем бы то ни было, что будет сотворено? Да ведь это бредовый путь, а не градостроительство. Такие резолюции мог бы и лавочник на рынке накладывать, а не специалист, ориентирующийся на Генплан города. Какие стимулы подействовали на Вирича?

Но, главное, все сделано «ангельски», в рамках существующего правопорядка. И, не мешкая, «ангел» порхнул дальше.

«Ангел» второй. Уже через день, 23 мая директор МУП «Садово-парковое», организации, ведающей зелеными насаждениями в городе, Юрий Васильев получил два обращения президента СРОО «Правопорядок» Н.И. Межуева. Одно – сухонькое, из трех строчек, с печатью – просьба дать согласие на строительство реабилитационного центра. Второе – пространное, по содержанию – истинно ангельское, и хоть без печати, но с подписью. Читая его, испытываешь подлинное умиление.

«Уважаемый Юрий Александрович! Просим Вас дать согласие на (следует название центра – Ю. Ч.)… Принимая во внимание то, что данный объект будет находиться в зеленой зоне, Общественная организация «Правопорядок» не намерена вырубать зеленые насаждения, а напротив, постарается максимально сохранить все деревья. Строительство будет производиться на свободном участке, без насаждений. Также сообщаем, что Комитет по архитектуре и градостроительству не возражает против строительства реабилитационного центра (копия письма прилагается). Также прилагаем фотографии с обозначением пустого участка».

Какое, однако, ангельское порхание. И участок-то, оказывается, пустой, и с Комитетом по архитектуре все недопонимание устранено…

Облапошивание

и облапошенные

Ну, к фотографии мы еще вернемся.

Как полагается в таких случаях, Комиссия по контролю за использованием зеленого фонда администрации города (называемая для краткости «Зеленая комиссия»), не внемля обещаниям, направляет инспектора для оценки участка, предполагаемого под застройку. И выясняется картина, далекая от той идиллии, что нарисована в обращении президента «Правопорядка». В акте обследования от 25 мая, подписанном инспектором комиссии, отмечается, что на площади, «огороженной забором», то есть на участке, где предполагается строительство, произрастает 130 деревьев, из которых 52 – дуба черемчатых. Из всех деревьев – 25 сухие. А в пятно застройки попадут: 23 дуба в удовлетворительном состоянии диаметром 30–50 сантиметров, еще 13 ясеней, кленов, лип в хорошем и удовлетворительном состоянии (кроме двух) от 15 до 50 сантиметров в диаметре, и только 12 сухих деревьев. Всего же под снос должно пойти 48 деревьев, из которых 34 – живые

Комиссия, понятное дело, занервничала и вместо жесткого отказа почему-то приняла решение «вынести рассмотрение вопроса на заседание Общественной палаты». Что же за сила стоит за Общественной организацией «Правопорядок», если комиссия не решилась на очевидный шаг в рамках своих полномочий, чтобы следовать элементарному, обыкновенному правопорядку в сбережении зеленых насаждений?

Но чудеса еще и впереди. После обсуждения вопроса на президиуме ОПы, ничего, по сути, не решившего, на «Зеленой комиссии» появляется третий «ангел» – Акт дополнительного обследования площадки, «огороженной забором». Этот «ангел» – шедевр бюрократического (мягко, ох, как мягко сказано!) «творчества», наводящего на мысль о весьма плодотворной, но недостаточно объемлющей деятельности рабочей группы Общественной палаты по подготовке Концепции антикоррупционной политики в Саратовской области, возглавляемой представителем СРОО «Правопорядок» Н. Скворцовым.

Вот как «порхает» очередной «ангел» правопорядка.

«…В результате проведения дополнительного обследования было установлено, что для сохранения существующих зеленых насаждений необходимо сместить и изменить границы стройплощадки (обозначенной на представленном в комиссию плане застройки – Ю. Ч.)». Из дальнейших указаний следовало, что надо передвинуть стены на 3 метра по одной и на 2 метра по другой оси. И, согласно этому акту: «Тогда на стройплощадку не попадает ни одного дерева».

Усилить эффект акта был призван и еще один «ангел», хотя тут-то «Правопорядок» явно переусердствовал. В повторном заявлении организация обещала вырубить только все сухие деревья в количестве 25 стволов. Снова напрашивается вопрос: если в пятно застройки (а это не только площадка, ограниченная стенами) после уменьшения границ застройки «не попадает ни одного дерева», как утверждает повторный акт, то зачем организация испрашивает разрешение на вырубку сухих деревьев на всей территории рощи?

И вот этот сомнительный акт и подозрительное обещание вырубить только сухие деревья становятся основными при повторном рассмотрении на заседании «Зеленой комиссии». Про предыдущий акт никто не вспомнил. Более того, многие члены комиссии, в том числе и те, которые присутствовали первый раз, утверждают, что первого акта на повторном рассмотрении не видели. Он просто отсутствовал. Будто его «припрятали». Потому что иначе недоумению не было бы предела. Ну неужели на полосе в 2–3 метра вдоль всего двух стен может расти 48 деревьев, отмеченных в первом акте? И могло бы стать ясно, что членам комиссии подсунули необыкновенную халтуру. Неужели снова бескорыстно? Неужели только из благородной любви к правопорядку? Или к «Правопорядку»? Ох, мерещится, что не простые эти ангелы правопорядка, черти там водятся. Подлогом пахнет вся эта история, господа присяжные заседатели, если до вас дойдет это дело.

Так или иначе, но комиссия то ли дрогнула, то ли окончательно запуталась в хитросплетениях ангельского правопорядка (или «Правопорядка»?).

Ее решение состояло из двух пунктов и предназначалось, похоже, воистину, для мудрецов

Пункт первый гласит: «Согласовать». (Что именно – поди, разберись: то ли вырубку сухих деревьев, то ли строительство). Как этот пункт поймет «Правопорядок» – незачем гадать. Правильно поймет, и в соответствии с ним, может быть, вырубит всю рощу, стоит только дождаться листопада, чтобы неотличимы были живые деревья от сухих.

Пункт второй конкретизировал (а отдельным документом от 18 июня это подтверждалось), что разрешение выдано СРОО «Правопорядок» на снос сухих 25 деревьев с производством работ с 24 июня по 24 июля.

Нечего и говорить, что никаких работ по этому разрешению организация «Правопорядок» не проводила. По той простой причине, что оно ей если и было нужно, то для того, чтобы замаскировать свои истинные цели. Ибо на месте, предназначенном для строительства, не находилось ни одного сухого дерева!

Акт последний,

не законченный

«Правопорядковая» возня дошла и до жителей рядом расположенного жилого дома, и они написали обращение к председателю Общественной палаты области Ф. Григорьеву и председателю «Зеленой комиссии» В. Иванову. А также пригласили для осмотра рощи председателя экологической комиссии Общественной палаты и члена «Зеленой комиссии» О. Пицунову. Увиденное на площадке производило потрясающее впечатление. Площадка под застройку уже была размечена вешками, стоящими почти вплотную к живым деревьям! Это нарушало все нормы строительства, предусматривающие удаление деревьев от стен в пять метров. И эти деревья неминуемо были бы уничтожены, потому что они и были теми самыми 23 дубами и десятком других живых деревьев, попадающих в пятно застройки согласно первому акту. Кроме того, к площадке не было видно даже теоретического подъезда для автотранспорта и строительных механизмов. Значит, пришлось бы уничтожить еще много деревьев. Подводка канализации потребовала бы своих жертв — не по корням же вести трубы. В конечном счете, стало очевидно, что СРОО «Правопорядок» обрекает рощу на уничтожение.

Комиссии, собравшейся по письму жителей, были представлены и фотографии, на которых ясно были видны и вешки, и живые дубы. Вот только сухих деревьев на площадке застройки видно не было. Комиссия постановила «приостановить» свое «согласование» и вновь направить инспектора на участок, испрашиваемый для строительства. Дело еще не закончено, но уже сейчас кажется, что и для прокуратуры тут работа найдется. В рамках правопорядка, о котором мы все так печемся.


«Караван» меж двух роялей

Светлана ТЕНЕТКО

Фестиваль «Бомонд–2008», открывшийся 29 сентября, порадовал любителей и знатоков джаза второй за этот год встречей с Анатолием Кроллом. На этот раз знаменитый джазмен приехал с ансамблем «Мы из джаза». Но и это еще не все. Саратовской публике представился уникальный, можно сказать, шанс услышать великолепного и очень дорогого пианиста Валерия Гроховского (США).

Концерт по праву можно назвать «Парадом грандов джазового рояля». Надо сказать, что это первый концерт Анатолия Кролла после московского, посвященного его пятидесятилетнему юбилею в джазе. По словам Анатолия Ошеровича, «публика в Саратове очень гостеприимная и очень требовательная. Играть для такой публики не только приятно, но и ответственно. Сегодня мы играем музыку, близкую душе и сердцу – джаз».

Вероятно, не случайно первая композиция, исполненная в этот вечер, как будто в подтверждение слов о музыке для души, называлась «Тело и душа». За роялем Анатолий Кролл, контрабас Макар Новиков, ударные Александр Зингер – музыканты ансамбля «Мы из джаза».

Ансамбль «Мы из джаза» родился почти семь лет назад, в конце 2001-го и, можно сказать, к двадцатой годовщине одноименного фильма, музыку к которому, кстати, написал руководитель и создатель ансамбля Анатолий Кролл.

Устроители и участники вечера не стали долго томить публику, и на сцену был наконец-то приглашен Валерий Гроховский. По словам Анатолия Ошеровича, такого звучания рояля, как у Гроховского, он не слышал ни у кого. Мы решили собрать небольшое досье на этого пианиста и вот что нам удалось найти.

Валерий Гроховский давно и хорошо известен на Западе, а в последнее время все чаще и чаще появляется и на российской сцене. Выпускник Гнесинки по классу фортепиано, Гроховский является лауреатом Международного конкурса им. Ф. Бузони (г. Больцано, I премия), Международного конкурса пианистов (г. Цинцинатти, II премия), а также профессором университета в Сан-Антонио (штат Техас), до этого десять лет проработав профессором в Техасском университете.

С первой минуты Гроховского на сцене сразу попадаешь под его невероятное обаяние. Огромный человечище, похожий на былинного богатыря из русских сказок, облик которого совершенно не вяжется с роялем. Но как только его пальцы касаются клавиш, забываешь обо всем и попадаешь под гипнотическое действие потрясающей музыки. Создается впечатление, что он, как сфинкс, знает какие-то древние тайны создания из отдельных звуков прекрасной мелодии. Удивительно, как пальцы пианиста извлекают одинаково чистый, как вода горного ручья, звук.

Чуть позже к квартету присоединился саксофон (Тимур Некрасов), и публика услышала «Такой вот джаз» и «Предрассветный сон»; именно в это время, по словам Анатолия Кролла, приходят самые-самые мелодии и музыка.

В этом исполнительском ансамбле присутствует очень трогательное, можно сказать, трепетное и уважительное отношение к каждому. Например, чтобы дать возможность зрителям не только услышать, но и увидеть великолепное соло на ударных Александра Зингера, контрабас и саксофон даже отошли в сторонку, чтобы не заслонять ударника.

Спору нет, что у каждого исполнителя есть своя манера, иногда целая гамма эмоций отражается на лицах музыкантов, наверное, каждый по-своему воспринимает свой инструмент: вот невозмутимый Гроховский за роялем, вот так же спокойно что-то «замешивает» на барабанах Александр Зингер, нежно и страстно обнимает контрабас, пощипывая струны, Макар Новиков, очень точно, как джентльмен, ведет соло саксофон Некрасова, порывистый, эмоциональный, энергичный Кролл. Они все разные, но вместе они сыграли настоящий джаз, где каждый в отдельности мог показать свое мастерство и умение импровизировать и где каждая импровизация была частью одной большой импровизации под названием джаз.

«Сентиментальное настроение» гения джаза Дюка Эллингтона в исполнении двух гениальных пианистов Кролла и Гроховского поражает своим контрастом: резкий, почти пронзительный Кролл и по-кошачьи мягкий Гроховский.

Кажется, сюрпризов было уже предостаточно, но не тут-то было. «Какая песня без баяна, – начал известную строчку песни Анатолий Кролл и закончил словами, – какой концерт без «Каравана». Чем весьма порадовал публику. Как и в предыдущий свой приезд, он предложил новый вариант исполнения «Каравана» Эллингтона. «Экологический чистый», – добавил Валерий Гроховский.

В какой-то момент исполнения «Каравана» зал дружно начал отхлопывать ритм музыки.

О том, что «вытворяли» на сцене в это вечер музыканты, Анатолий Катц сказал: «И Кролл, и Гроховский домашними заготовками не пользуются. Это видно и слышно. Они сидят и вот так вот, облокотившись на спинку стула, музицируют. То же самое и контрабасист, замечательный совершенно парень, ведь он вытворял там Бог знает что. Такое придумать можно только на ходу. То же самое ударник, совершенно роскошный парень: хочу сделаю тихо, хочу сделаю громко, вот сюда пойду, поменяю ритм, размер поменяю. Саксофонист очень хороший, очень тонкий, очень точный, интересный. Все они выступают вот такой командой. Это производит совершенно удивительное впечатление: такая открытая импровизационая манера игры».

В заключение приоткроем завесу небольшой тайны, сохраняя все же интригу: если звезды будут благосклонны, то мы с вами сможем еще раз услышать джаз в исполнении Валерия Гроховского, а может, и не только его.


В 90 лет столько юности!

Татьяна ЛИСИНА

Сегодня мы продолжаем рассказ о театральном фестивале «От А до Я» в ТЮЗе, начатый в прошлом номере нашей газеты.

«Сказка Белого месяца»

Калмыцкий республиканский театр юного зрителя «Джангар» (г. Элиста) порадовал саратовских детишек спектаклем «Сказка белого месяца». Режиссер Борис Манджиев сам придумал пьесу по мотивам калмыцких сказок.

Действие спектакля поначалу разворачивалось неспешно. Было больше движения актеров, чем сюжета. Но вот у главного героя – калмыцкого мальчика – украли корову. Маленький и не очень-то отважный мальчик пускается по следам злодеев. И в сказке на сцене, увы, легко узнается сегодняшняя жизнь. Пусть дракон и восточные маски для нас и экзотика. Но маленькие зрители уже сталкивались с таким понятием, как воровство, с такой позицией, что некоторые взрослые считают приемлемым убить своего товарища, дабы завладеть его имуществом.

Калмыцкие сказки подкупают какой-то здоровой реалистичностью, и пусть городские зрители никогда «вживую» не видели корову, но она была на сцене так удивительно красива и мила, что не могла не вызвать интереса и симпатии. Только вот возвращают-то корову тоже путем воровства: мальчику помогает вороватая девочка. Но зрители этого спектакля были слишком юны. Наблюдая веселые национальные танцы, о нравственной стороне вопроса они, скорее всего, не задумывались.

«Сорок первый.

OPUS POST»

Именно с этим спектаклем выступил на саратовской сцене МХТ им. А.П. Чехова. «Сорок первый» относится к тем весьма и весьма немногим произведениям (вспоминается, пожалуй, еще лишь «Белая гвардия» да «Хождение по мукам»), которые, будучи широко известными в те годы, утверждали, что воющие на стороне белых люди имеют право жить и любить.

В спектакле три героя: красный командир, белый офицер, который должен был стать сорок первым по счету среди убитых Марией. Но он «становится первым на счету ее девичьей радости». Однако задание командира выше всего, и Мария убивает свою первую и глубокую любовь. Что же должно быть выше: долг или любовь? Да и вообще, разве создан человек для войны, на которой убивает себе подобного?

«Время пришло … крошеное», – звучит в самом начале спектакля. И сам спектакль поставлен в какой-то крошеной манере, отрывисто, с явными элементами ерничанья. Почему герои отправились в путь вдвоем? Не знающим сюжет повести об этом приходилось только догадываться. Постановщики, видимо, решили, что посвящать в это зрителей совершенно необязательно. Зато картины зарождающегося чувства поставлены подробно и проникновенно. На большом экране кадры из культового «Титаника».

В начале спектакля герои-мужчины, сидя боком к залу, переодеваясь, полностью обнажаются. Зал реагирует хохотом. Конечно, можно предаваться длинным рассуждениям о плохой подготовке зрителей. А можно задать столичным постановщикам короткий вопрос: а так ли уж это было необходимо? Неужели без этой сцены спектакль бы проиграл?

Восприятие спектаклей, как и вообще любого произведения искусства, вещь очень субъективная. Поэтому, не претендуя на какую-либо объективность, выскажу свое чисто субъективное мнение. После «Сорок первого» у меня не возникло ощущения, что я увидела спектакль ведущего драматического театра страны.

«Три сестры»

А спектакль «Три сестры» Ярославского государственного театра юного зрителя, кажется, просто не мог вызвать иных чувств, кроме недоумения, неприятия и нарастающего раздражения. Когда Ирина вдруг затрещала скороговоркой, в которой ни одного слова нельзя было разобрать, это поначалу удивило. Но и другие герои говорили и вели себя так, будто они ужасно торопятся, будто у них только одна цель: доиграть до конца, пока не разбежались зрители. Не было ощущения, что герои слышат и слушают друг друга. Здесь, например, произносят речь на пустой сцене, обращаясь к тем, кого на ней нет. Это еще можно было бы объяснить режиссерским усилением специфики чеховской пьесы. Но герои говорят здесь настолько быстро и неестественно, что возникает сомнение: а понимают ли они вообще то, что говорят? Вкладывают ли в сказанное смысл? Или просто оттараторивают заученный набор слов?

Ирина периодически забирается в какой-то ящик, напоминающий гроб. Оттуда торчат ее руки, ноги. Оттуда она выкрикивает какие-то слова, которые с трудом воспринимаются зрителями.

Декорации тоже вызывают недоумение. Справа на сцене из старинной мебели выстроена целая баррикада до самого потолка. А левая часть сцены при этом совершенно пустая. В глубине – экран, на котором почти ничего не видно из-за большой стоящей перед ним рамы. Вызывал удивление большой овальный стол, за которым и ели, на который и садились, и ложились, и даже вставали и ходили по нему.

«Играй, игрушка!»

Театр Буратто (г. Милан) приехал из далекой Италии. Пригласить коллектив предложили саратовцам москвичи, которые заверили, что «это нечто необыкновенное». И это оказалось действительно так.

Внезапно выдвинулась луна над крошечным домиком на сцене. И начали происходить вещи непостижимые. Сначала на сцене никого не было. И сами по себе перемещались на черном фоне различные фигуры, фрагменты складывались в картины. Здесь не было места статичности: все играло, перемещалось, удивляя при этом до невозможности. Вот на сцене появился актер, который до конца спектакля так и останется единственным человеком на сцене. Это плод воображения мальчика, в чьей комнате мы находимся. И все остальные персонажи – это его игрушки. Вот Кукла, которая очень жалеет, что живет у мальчика, а не у девочки, ведь иначе она бы носила платья и была бы Золушкой. Вот длинный пружинистый Клоун. А вот милый симпатичный Мишка, который очень боится, что его выбросят, ведь он уже старый и местами потерся.

Обо всех куклах нам повествует голос главного персонажа. А сами куклы в это время удивительным образом перемещаются по сцене. Сама по себе ездит машина. Мишка взлетает на самолете. Мальчик (которого мы, впрочем, так и не увидим) переживает, что с появлением сестренки ему будет не хватать родительского внимания. Но все заканчивается хорошо. И, отдав в комнату сестры все другие игрушки, он оставляет у себя трех полюбившимся нам персонажей.

«Зимы не будет»

«Теремок» в рамках фестиваля дал «Урок для Красной Шапочки», и четыре спектакля показал наш ТЮЗ. Один из них, премьера прошлого сезона, был последним спектаклем фестиваля. Современную сказку детского драматурга Виктора Ольшанского «Зимы не будет» поставила режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская. Здесь необычные герои: бездомные коты, которые понимают все, что говорят люди. Здесь живые персонажи – и дерево, и автомобиль. Здесь добро сталкивается со злом. И сталкивается в так хорошо узнаваемых реалиях сегодняшнего дня.

На содержании этого репертуарного спектакля ТЮЗа я останавливаться не буду, дабы вам было интересно его смотреть. А посмотреть его обязательно стоит! Уверена, что не пожалеете, если прислушаетесь к нашему совету.

Любовь Кочнева играет тетю Пашу так выразительно, так естественно, так превосходно, что невольно вспоминается легендарная Зоя Спирина. Как жаль, что Любовь Кочнева недопустимо мало задействована в репертуаре театра. Позволю себе заметить, что пьеса «Зимы не будет» по своей социальной значимости и пронзительности сопоставима с известной пьесой Бориса Васильева «Вы чье, старичье?»

Столько юности в 90 лет!

О спектакле «Зимы не будет» вспоминали на следующий день. 4 октября, день в день, ТЮЗ отмечал свое 90-летие. Бывший актер ТЮЗа, ныне москвич, актер МХТ им. А.П. Чехова Владимир Краснов, специально приехавший на юбилей своего родного театра, признался, что на спектакле «Зимы не будет» почувствовал «легкое дыхание». А среди множества поздравлений (от Александра Калягина, Михаила Швыдкого, Олега Табакова, Евгения Миронова и др.) прозвучало и приветствие драматурга Виктора Ольшанского: «Надеюсь, что зимы у вас действительно не будет!».

90 лет – возраст солидней некуда. «А какой бурной, интересной, полной жизнью живет весь коллектив!», – поделилась своими впечатлениями заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Глазунова (г. Москва).

… В этот день очень тепло вспоминали Юрия Петровича Киселева. Вспоминали всех тех, кто создавал славу ТЮЗа, кого теперь с нами нет. Вспоминали историю ТЮЗа. Театр начался с «Синей птицы». И вот узнать, кто она такая, прямо с репетиции отправляются актеры в далекий 1918 год. В сады Удовольствия попадаем и мы. Здесь есть Удовольствие отмены репетиции, Удовольствие быть убитым в начале спектакля, Удовольствие быть женой директора театра (зал рассмеялся, когда эти слова произнесла Елена Вовненко) и т. д. и т. п. А вот старшее поколение актеров представило Счастье играть на сцене, Счастье единения со зрителем, Счастье иметь хорошего партнера.

Срежиссировал это яркое и трогательное зрелище главный режиссер ТЮЗа народный артист России Григорий Цинман. Но были и экспромты. И нежные розы в этот день к ногам труппы бросали. И стихи неожиданно зазвучали. Бывший ТЮЗовец, нынешний главный режиссер одного из московских театров Игорь Яцко так необычно и уместно прочитал стихотворение «19 Октября» Александра Пушкина.