"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (458) от 02.10.2008

Магия намоленного места

Александр ДАВИДЕНКО

В этом году художественная общественность Саратова отмечает два юбилея: «большой» – 130-летие со дня рождения К. Петрова-Водкина, и «малый» – 20-летие «Хвалынских пленэров». Именно этому «малому» юбилею и посвящена отчетная выставка в музее имени А. Радищева.

Мы привыкли к тому, что каждой осенью, вернувшись с очередного паломничества на родину К. Петрова-Водкина, в Хвалынск, художники представляют результаты воздействия магии «намоленного» места.

Чем интересна юбилейная выставка и чем она отличается от предыдущей? Прежде всего, географией участников: помимо саратовских, здесь показаны работы художников от Санкт-Петербурга до Красноярска. Вторая особенность – немало из представленного уже демонстрировалось и год назад (из заметных: Е. Панферова и Н. Леонтьева, кое-кто повторился не столь выразительно). Третья особенность (впрочем, это стало уже раздражающей традицией) – многие авторы из года в год продолжают «искать себя», и надежды на то, что они найдут что-то путное, с каждым годом тают. В отличие от художников, не стану повторяться и всех интересующихся впечатлением от прошлогоднего отсылаю к газете «Богатей» № 44 (424) от 20 декабря 2007 года. А вот о новых проявлениях творческого поиска поговорим сегодня.

Самым интересным и глубоким является В. Мошников. Помимо «Тайны перехода», которая была замечена и отмечена в прошлый раз, любопытны большой и малый варианты работы «Люблю ваш сумрак неизвестный. 1999 г.». В большом варианте погруженность в состояние созерцательности, отрешенности от материального мира с его бытовыми проблемами, реальными, но мелочными заботами, ощущается почти физически. Здесь читается восприятие мира как греховного и готовность своей аскезой (преднамеренным самоограничением или самоотвержением – Ред.), телесными страданиями, растянутыми во времени, заслужить искупление. Осознание высокой миссии одновременно опустошает душу и наполняет ее смиренным, жертвенным пафосом (!). Природный ландшафт словно откликается на вселенскую грусть и, сопереживая, принимает драматические, но просветленные формы. Строй тонких стволов сводами храма возвышается над фигурами, а свет, словно проникающий сквозь пыльные стекла ажурных окон, создает атмосферу литургического стояния. Малый вариант того же названия раскрывает ту же тему в несколько иной, не только колористической, но и эмоциональной тональности: здесь больше поэтики, нежели сакрализации (священности – Ред.) момента.

Заметно влияние «набидов», в частности Э. Вюйара, с их любовью к декоративному орнаменту, в работе Т. Маскаевой «Закат. 2001 г». Именно этот орнамент стал главным содержанием работы, определив гармонии и контрасты сближенных и конфликтных цветов, что и составило увлекательную интригу. Гость из Красноярска В. Белоусов порадовал небольшим холстом «Тополь. 2007 г». Фрагментарность изображаемого, «размытая» фигуративность, колористическая и пластическая напряженность говорят об «эмоциональном» мышлении художника. Но жесткая структурность, явная «выстроенность» композиции выдают присутствие в этом мышлении и рациональной компоненты. Заметны также любовь и знание наследия Р. Фалька. С. Лопухова пред-приняла довольно удачную попытку сакрализации одного из тотемных мест Хвалынска («Блики. 2001 г.»). Колористическое решение активно совмещено с композиционным, составляя его существенную часть. Определенная замкнутость центра (аллюзия священного сияющего полукруга) размыкается светлыми вертикалями в глубине (мистическое сопряжение земли и неба). Глядя на эту работу, вспоминается «Талисман» П. Серюзье, с которым чув-ствуется весьма опосредованная, но все же связь. Резкими, будто бы небрежными движениями мастихина (тонкая стальная или роговая пластина, напоминающая по форме нож или лопаточку – Ред.) А. Кашанин («Вечерние холмы. 2001 г.») словно занимается созиданием окружающего, «творя» деревья, возвышенности, низины. Материальная фактура, как неостывшая форма, только что вынутая из печи, быстро меняет свой цвет, и следы этих изменений выразительными пятнами ложатся на живописную поверхность. Строгость, даже суровость форм («Уединение. 2008 г.» А. Леонтьевой), почти полное отсутствие узнаваемой материальности, предоставляют большой простор для интерпретаций. Но можно просто получать удовольствие от взаимодействия цветных пятен, образующих объемы, плоскости и линии. Созданная конструкция одновременно хрупка и тяжеловесно-устойчива; это обыгрывается отражениями в воде и прозрачной геометрией неба.

Интересны поиски Г. Панферова в области живописно-декоративного дизайна («У святого источника», «Вечерняя прогулка», «Вселенская ночь Хвалынска» – все 2008 г.). Уже само членение холста на домены сложной конфигурации и заполнение их материалом разной природы, фактуры, цвета, характера узора привлекает внимание. Все это подкреплено умелой и занимательной увязкой фрагментов друг с другом, а также возникновением некоторой фабулы, скрытой за усложненным формообразованием. От простого дизайна работы отличает наличие второго слоя информации, поэтического подтекста, проступающего в процессе вглядывания, вчувствования, проникновения за оболочку внешней выразительности, «усложненной простоты» пластического языка.

Столкновение ярких, открытых цветов: синего, желтого, красного, разделенных широким контуром густого, темно-коричневого цвета, является главным в работе Р. Салямова «Абхазский мотив. 2008 г.» и не зависит от формального сюжета. Такое впечатление, что дачный домик с верандой лишь предлог и условная структура, которая стягивает к центру конфликтующие пятна цвета, создавая напряжения по линиям разделения зон. Темный «микст» в левом верхнем углу воспринимается как результат открытой агрессии и столкновения этих цветов, трагедией неразрешенных противоречий. Фантазийные листы Т. Беловой из Красноярска, выполненные в смешанной технике («Найдены в степи. 2002 г.»), замечательно скомпонованы, интересны и пластической, и колористической интригой. Внедрение розового пятна в разные среды, его доминирование, или вторичность, состояние неустойчивого равновесия, или вытеснение на периферию – вся эта затейливая игра привлекает внимание выразительностью и внесюжетной самодостаточностью.

Можно отметить еще ряд хороших работ разных художников, как, впрочем, и малоинтересных, и малопрофессиональных (иногда просто непрофессиональных). Но это уже предлагается сделать самим зрителям.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008121848&oldnumber=458