"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (458) от 02.10.2008

Свобода может быть абсолютной

(Продолжение. Начало см. в № 31 от 18 сентября 2008 года)

Александр СВЕШНИКОВ

Программой творческой поездки группы саратовских журналистов в Стокгольм

в последнюю неделю августа с. г. было предусмотрено, в первую очередь, знакомство

с тем, как внутри медийного сообщества Швеции выстроена и работает система саморегуляции

и профессиональной этики, с последующим ответом на вопрос: может ли шведская модель обеспечения свободы прессы на всех уровнях – законодательном, профессиональном

и этическом – быть приложимой к принципам работы российских средств массовой информации?

Теме саморегуляции внутри медийного сообщества были посвящены встречи с представителями Союза журналистов Швеции («Сильная профсоюзная организация журналистов на службе демократии»), с представителем Ассоциации газетных издателей Швеции («Партнеры или враги?»), с Омбудсменом по делам прессы («Журналистика и журналисты «под лупой»). В последний день пребывания в Стокгольме саратовские журналисты встретились с представителем комиссии по профессиональной этики Союза журналистов Швеции.

Принципы гласности

Несомненно, главным условием для свободного функционирования средств массовой информации в любом истинно демократическом обществе является соблюдение принципа гласности всей деятельности государственных и местных органов власти.

В Швеции корни принципа гласности столь же давние, как и корни шведской свободы печати. Они восходят к первому Закону о свободе печати 1766 года. Эта свобода считалась самой демократичной в Европе того времени, но она не была уникальной. Британское законодательство было принято примерно на пятьдесят лет раньше, но оно было менее радикальным. А через двадцать пять лет Соединенные Штаты Америки также провозгласили свободу печати в виде «первой поправки» к конституции.

Содержание принципа гласности, заложенного в конституции Швеции, состоит в том, что все документы и вся информация, включая записи на пленках и информацию, заложенную в компьютеры, которые находятся в распоряжении властей, должны быть доступны для всех. Под принцип гласности подпадает также то, что все протоколы заседаний судов и избранных представителей, например риксдага (парламента), коммунальных уполномоченных и т. п., открыты для общественности. Таким образом, органы власти осуществляют свою деятельность под жестким контролем общественности, то есть не только тех жителей страны, которые объединены в общественные организации, а абсолютно всех и каждого в отдельности гражданина.

Для поддержания принципа гласности в Швеции есть положения многих законов, облегчающие и гарантирующие возможность общественного контроля. Например, для облегчения такого контроля все органы власти обязаны вести регистр своих документов. Другое действующее в стране правило, которое поддерживает принцип гласности, является правом на обжалование. Если орган власти не выдает документ, то это решение можно обжаловать в суде. И если служащий или орган власти совершил какую-либо ошибку при рассмотрении дела, например, недостаточно быстро ответил на запрос, то можно послать жалобу парламентскому омбудсмену, который может принять меры. Таким образом, основной принцип состоит в том, что все должно быть открыто и доступно в органах власти.

В Швеции существуют четкие и неукоснительные для исполнения требования принципа гласности к органам власти:

1. Органы власти должны быстро рассматривать запросы общественности о предоставлении документов и данных.

2. Желание ознакомиться с доступным для общественности документом должно быть исполнено, как только служащий в органе власти окажется на рабочем месте.

3. На запросы об официальной информации всегда необходимо отвечать прямо.

4. Требование о выдаче документа должно в каждом отдельном случае особо проверяться.

5. Общественность имеет право ознакомиться с документом на месте.

6. Орган власти обязан предоставить информацию устно, например, по телефону.

7. Орган власти обязан выдавать копии официальных документов.

8. Орган власти обязан пересылать документы по почте или факсу.

9. Требование об ознакомлении с одним документом или несколькими документами должно быть настолько точно определено, чтобы орган власти мог идентифицировать документ или документы.

10. Если общественности на основе принципа гласности в требовании отказано, то должно даваться указание о праве на обжалование.

Как отмечают специалисты, в результате деятельности шведских судов и особенно шведского парламентского омбудсмена правовые нормы гласности превратились в разработанную юридическую систему, защищаемую сильной системой формальных правил и судами, поддерживающими эту систему.

Перед всенародным референдумом о вступлении Швеции в Европейское сообщество (ЕС) в 1995 году будущее принципа гласности было одним из основных вопросов. Поскольку соответствующая правовая традиция в большинстве стран ЕС отсутствует, многие опасались, что шведская гласность будет ослаблена интеграцией в Европейское правовое сообщество. Другие, правда, указывали на то, что развитие в ЕС идет в направлении большей гласности.

В договоре о вступлении Швеции в ЕС имеется особая декларация о принципе гласности. В нем положения принципа гласности указываются в качестве основы «конституционного, политического и культурного наследия Швеции». В свою очередь, и Союз журналистов Швеции остро ставит вопросы о положении принципа гласности в ЕС. С другой стороны, принцип гласности является не только профессиональным инструментом для журналистов. Его основная идея состоит в предоставлении всем гражданам возможности прямого контроля. Точно так же, как свобода печати в Швеции является свободой для всех, а не только для средств массовой информации.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16102008121338&oldnumber=458