"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (451) от 14.08.2008

Увидеть «малого голландца»

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Ровно неделю назад культурно-выставочный центр «Радуга», со дня своего переезда в новое здание на ул. Кутякова,

18 обещавший регулярно баловать саратовцев свободным лицезрением шедевров мировой живописи, провел презентацию новой выставки «Ян Вермер – великий «малый голландец»».

Полотна художника – пусть не оригиналы, а в виде лазерных компьютерных копий – прибыли в Саратов впервые. До этого они успели побывать в Ульяновске, Пензе, Волгограде, Уфе и ряде других городов.

Художник середины XVII столетия оставил после себя не так много работ. Специалисты приписывают его авторству всего около 35 полотен. Все дело в том, что Вермер, подобно многим живописцам того времени, считал излишним проставлять на холсте дату и собственную подпись. К тому же, многие творения мастера дошли до нас в разных названиях – тех, которые были даны картинам не самим художником, а их владельцами. По словам экскурсовода «Радуги» Елены Иониной, талантливый голландец не оставил после себя даже полноценного автопортрета. Если, конечно, не считать таковым произведение, на котором автор изобразил самого себя со спины.

В открывшейся экспозиции представлены копии восемнадцати произведений Яна Вермера. Среди них есть признанные шедевры «делфтского сфинкса», как назвали живописца критики: «Девушка с жемчужной серьгой» («Девушка с жемчужиной»), «Мастерская живописца», «Девушка с письмом», «Вид Делфта», а также парные картины «Астроном» и «Географ». Последние примечательны еще и тем, что, как полагают искусствоведы, художник изобразил на них своего друга и выдающегося современника, ученого Антона Ван Ленвенгука. Кстати, лектории о жизни Ленвенгука, равно как и знакомство посетителей выставки с жизнью и творчеством Яна Вермера и традицией проведения праздника цветов в Нидерландах, входят в план работы КВЦ «Радуга».

Как известно, при жизни Вермер пользовался большой популярностью, так что даже не успевал принимать заказы на изготовление портретов от горожан голландского города Делфта. В основном, правда, живописец просил позировать ему жену или же других своих домочадцев. Однако со временем большинство заказчиков от него отвернулось, и под конец жизни мастер вместе со своим большим семейством был вынужден перебраться в более скромное жилище. Положение оказалось настолько бедственным, что после смерти художника его супруга, воспитанная в роскоши дочь зажиточного горожанина Катерина Болнес, была вынуждена расплачиваться работами мужа с кредиторами. Именно поэтому не все картины мастера в буквальном смысле слова выдержали испытание временем.

Не выдержала этого испытания и посмертная слава Вермера. Несколько веков художник был незаслуженно забыт. Его наследие вышло из забвения и даже удостоилось признания равного по значимости творениям кисти Рембрандта и Халса лишь в середине XIX века, когда творчеством мастера вплотную занялись французские искусствоведы.

Оригиналы прибывших в Саратов работ «малого голландца» хранятся в крупнейших музеях мира, таких как Государственный музей Амстердама, Музей Маурицхейс в Гааге или Музей истории искусства в Вене. Снять копии с остальных полотен Яна Вермера затруднительно: они рассредоточены по частным коллекциям.

Уникальная экспозиция продлится в выставочном центре до 27 сентября. Попасть на нее смогут все желающие, так как вход в павильоны «Радуги» продолжает оставаться свободным.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18082008205718&oldnumber=451