"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 26 (451) от 14.08.2008

Ну и ню!

Екатерина БОГДАНОВА

Современные требования к столичному искусству таковы, что от него поневоле ждут пиршества для глаза и встряску для мозга. Москвич Леонид Петрушин эти ожидания учел и взялся изумить своих саратовских поклонников чем-то вроде движущейся культурно значимой «обнаженки».

Во всяком случае, такой вывод напрашивался из названия заработавшей на днях в Радищевском музее персональной выставки художника – «Симфония НЮ и кинетические объекты Леонида Петрушина».

Правда, приземленная реальность несколько разочаровала, безжалостно уничтожив мои самые смелые предположения: наткнуться на суетливые голые тела в павильонах Радищевского мне так и не удалось (не зря же, в конце концов, в вестибюле битые часы просиживает охрана!). «Ничем не прикрытое» искусство обнаружилось в двух выставочных залах (третий заняли кинетические объекты), однако бежать оно никуда не собиралось, а смирненько висело себе на стенах и даже позволяло посетителям подходить сколь угодно близко в естественном желании рассмотреть все самые сокровенные детали.

«Обнаженная натура встречается в современном искусстве достаточно редко и всегда воспринимается на ура, – поделилась своим видением новой выставки Елена Слухаева, заместитель генерального директора музея им. Радищева по экспозиционно-выставочной деятельности. – В прошлом году Леонид Петрушин даже давал мастер-класс по этому жанру живописи. Довольными остались все: и позировавшие фотомодели, и художники, и зрители».

От своих натурщиц Петрушин оставляет на холстах только форму или, скорее, формы. Все наносное, будь то одежда или имена юных прелестниц, его, как художника – плакатиста, интересует мало. Подобные мелочи на его работах заменены числовыми обозначениями. С непривычки это шокирует, но уже очень скоро начинает доставлять чувство визуального комфорта. И в самом деле, не все авторы настолько заботятся о зрителях, что заранее избавляют их от необходимости из любопытства считать не столько количество картин, сколько число перебывавших на кисти художника женщин. Вместо этого, совершенно не утомляя себя числами и не отвлекаясь на всякие посторонние мысли, зритель волен наслаждаться плавными изгибами НЮ 19, а от созерцания НЮ 1 без промедления переходить к совершенству линий НЮ 92.

Большинство своих законченных творений Петрушин посчитал нужным снабдить рабочими набросками. Целостность композиции в них не нарушена, однако своей схематичностью они больше напоминают цветные иллюстрации в старомодных журналах или же настолько милые сердцу художника плакаты. Администрация музея не исключает, что и те и другие, по согласованию с автором, могут быть проданы – лишь бы среди саратовской публики нашлись подлинные ценители прекрасного.

Благо к востребованности зрительской аудиторией Леониду Петрушину не привыкать. Причем особой популярностью пользуются графические работы автора. Так, выполненная в карандаше петрушинская серия «кинетических объектов» в свое время была на корню выкуплена одним известным французским коллекционером, интересующимся искусством российского минимализма.

Другое дело, что такие объекты, без сомнения, способны потрясти не только европейское, но и отечественное сознание. Каждый из них представлен в виде триптиха, в котором постепенное изменение контуров фигуры на бумаге символизирует процесс ее перемещения в пространстве. В этом случае художник все – таки озаглавил свои произведения, что, однако, совершенно не мешает зрителю изголять фантазию в попытке угадать признаки сквозняка в «Сквозняке», метро в «Метро» и реставрации, соответственно, в ней же. При всей непостижимости используемых автором форм и средств самовыражения определенно радует то, что на поэтические названия Петрушин не поскупился. Среди триптихов присутствуют и «Воздушный змей», и «Анфилада», и «Экскурсия», и даже «Прогулка у моря».

Но нестандартное мышление художника ярче всего проявилось в его попытке соединить, казалось бы, несоединимое: строгие геометрические фигуры и пластику человеческого тела (что, кстати, было проделано им впервые и именно на саратовской публике). По мысли Елены Слухаевой, объединив и те и другие идеей движения, автор удачно нашел общее между двумя абсолютно разными мирами.

Свыше ста сорока работ Леонида Петрушина пробудут в стенах Радищевского музея до первых чисел сентября. Сам же автор почти сразу после проведения «перформанса» отбыл обратно в Москву.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=18082008205644&oldnumber=451