"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (450) от 7.08.2008

Проблема

Высотные амбиции

Денис СМИРНОВ

Саратов исторически сложился как малоэтажный, купеческий город. Однако буквально на наших глазах перестает им быть. Местные застройщики строят все более высокие, чем в прежние годы, жилые и офисные здания. Экономические мотивы такого строительства понятны. Но есть ли для него основания (во всех смыслах этого слова)? И как новые высотки отразятся на и без того истерзанном облике старинного русского города?

Надо сразу оговориться, что настоящие небоскребы, даже этажей в 50, в Саратове вряд ли когда-нибудь появятся. Главная причина – деньги. В нашем городе, при всех амбициях отдельных деятелей, попросту некому возводить такие циклопические постройки. На это нет бюджетов: огромные «билдинги» во всем мире могут позволить себе только крупные корпорации. Они либо строят их для себя, либо готовы платить за аренду в таких зданиях, тем самым мотивируя застройщиков возводить небоскребы.

Самый «маленький» небоскреб из первой десятки самых высоких эксплуатируемых на нашей планете, Bank of China в Гонконге, имеет немыслимую и вряд ли когда-либо достижимую для Саратова высоту в 369 метров. А в планах самых амбициозных мировых застройщиков уже есть и проекты зданий высотой в 2–3 километра! Так что здесь Саратов уж точно никого «не переплюнет».

И все-таки «зданий повышенной этажности» становится в городе все больше. Первыми «небоскребами» для Саратова стали два 18-этажных монолитных жилых дома, построенные в 1992 году неподалеку от кольца троллейбуса 10-го маршрута в Ленинском районе.

Сейчас в работе у местных строителей находятся разные многоэтажные объекты. Из наиболее заметных нужно назвать два 18-этажных дома, возведенные на Предмостовой площади. Такой же высоты башня появилась за последние годы на Ильинской площади. «Стандарт» для новых жилых домов явно меняется с 9 этажей на 16. Такие здания, в частности, строятся на Стрелке, а также рядом с перекрестком Рахова и Вавилова, в других районах города.

По данным пресс-службы ГУ МЧС России по Саратовской области, сейчас на территории региона эксплуатируются более 80 зданий повышенной этажности различного назначения. Еще 40 строятся.

Требуется

глубинный анализ

«Все выше, и выше, и вы-ше-е…», – это, конечно, впечатляет. Но на основании чего? Вот вопрос. В знаменитом небоскребами Нью-Йорке потому еще их строят много, что стоит он на гранитных сланцах. Саратов мало того, что ими похвастаться не может, так еще имеет и множество других неприятных «обременений».

Любой горожанин, хоть что-то знающий о своем городе, прекрасно осведомлен о том, что большими проблемами для Саратова давно являются грунтовые воды и оползни. И строить здесь что-либо без учета влияния этих двух факторов просто нельзя.

О грунтовых водах, подтапливающих чуть ли не всю территорию города, за последние годы не писал разве что ленивый. Есть мнение, что воды опасны главным образом для зданий старой постройки, возведенных на естественном основании, а не на свайных фундаментах. В качестве метода борьбы с грунтовыми водами и их последствиями обычно применяют строительство дренажных систем. И, по заверениям специалистов, те высотные здания, которые проектируются и строятся сейчас, дренажными системами будут обладать в обязательном порядке. Слава Богу, если так. Но куда направится «отведенная» от высоток вода? К соседним зданиям, надо полагать, которые без дренажа. Поэтому еще более актуальным становится вопрос: когда в бюджете города найдутся деньги на остальной необходимый Саратову дренаж?

Впрочем, только грунтовыми водами проблемы Саратова, увы, не ограничиваются. На сайте «СарБК» со ссылкой на кафедру геоэкологии СГУ прошлой осенью была опубликована информация о том, что совокупность оползнеопасных территорий Саратова составляет более четверти всей площади города. К тому же «жизнь» оползня невозможно описать линейными законами. Его активизация может быть спровоцирована самыми разными процессами, включая действия человека. Логично предположить, что строительство больших и тяжелых зданий стоит по потенциальному отрицательному воздействию в числе первых.

Не нужно забывать и то, что Саратовская область официально переведена в число сейсмоопасных регионов. В наших широтах могут происходить землетрясения до 8 баллов по шкале интенсивности и до 5,5 баллов по шкале Рихтера. И хотя у специалистов пока нет оснований полагать, что губернии угрожают катастрофические землетрясения, они призывают строителей не игнорировать этот фактор. Особенно при сооружении «высоток».

Дело в том, что увеличение нагрузки на геологическую среду значительно увеличивает сейсмичность. Есть примеры описания такого сценария на Тайване. До строительства там здания высотой в 500 с лишним метров, весящего 700 тысяч тонн, котлован был стабильной сейсмической зоной. Но как только небоскреб стал подрастать, число микроземлетрясений удвоилось. А с момента завершения строительства произошло два сравнительно крупных землетрясения прямо под небоскребом. Вряд ли местным застройщикам известны эти примеры.

Огненный призрак

Но и геология – это лишь часть проблематики, связанной со строительством высоток. «Особое беспокойство вызывает противопожарное состояние уже эксплуатируемых высотных и многофункциональных объектов. На сегодняшний день они не отвечают современным положениям в области противопожарной защиты», говорится в материалах МЧС для прессы.

По информации, размещенной на сайте ГТРК «Саратов», в 78 из 109 высотных зданий в Саратовской области в этом году были выявлены неисправности системы противопожарной защиты. Административную ответственность за это понесли 10 должностных и 11 юридических лиц.

Защита новых высотных зданий – это вообще отдельная тема. Требования к ней становятся все серьезнее. Лестничные клетки в современной высотке могут быть только незадымляемыми. Отделывать стены, потолки и покрытия полов на путях эвакуации, в лифтовых холлах, вестибюлях, на технических этажах следует лишь из негорючих материалов. В каждом высотном доме обязательно должна быть автоматическая система пожаротушения, которая реагирует на любой очаг возгорания в любой точке здания и на малейшее изменение температурного режима.

Последние требования на Западе предполагают наличие в высотных домах еще и специальных пожарных этажей, куда ни при каких обстоятельствах не попадет ни огонь, ни дым. Но представляете ли вы себе, уважаемый читатель, «нормального здравомыслящего» саратовского застройщика, который отдаст в новом здании, целый этаж, а то и два, под какие-то там противопожарные нужды?! Вместо того чтобы продать их? Вот-вот. Следовательно, те, кто сейчас присматривают и покупают квартиры в новых городских высотках, должны самостоятельно проверять их на соответствие указанным выше нормам. И осознавать все потенциальные риски.

К тому же технические возможности пожарных пока очень далеки от идеала. По данным пресс-службы МЧС, сейчас в подразделениях Государственной противопожарной службы области имеется лишь две единицы пожарной техники с высотой подъема 50 метров. Это «автоподъемник коленчатый пожарный АКП–50», который базируется в пожарной части № 4 в Октябрьском районе Саратова, и 50-метровая автолестница, приобретенная в прошлом году, которая находится в Балаково.

В Саратове, по мнению специалистов, должны быть минимум три 50-метровые пожарные автолестницы, в дополнение к упомянутому коленчатому подъемнику. Энгельсу и Балаково необходимы по две таких лестницы «на брата». Хотя и 50-метровые автолестницы – это, конечно, не решение всех проблем.

Убийцы истории

Еще один аспект массового строительства новых высоток в городе заключается в их влиянии на его внешний облик и городскую среду.

Сторонники считают, что высотки для Саратова – неизбежность, поскольку площадь застройки в городе ограничена. При этом совершенно очевидно и то, что новые высотные здания в уже существующих и плотно застроенных районах (особенно в центре) создают массу проблем. Откуда взять место для машин и пространству для жилых функций, спорта, отдыха? Неоткуда. А значит, такая застройка будет лишь ухудшать транспортную ситуацию и создавать дополнительную нагрузку на инженерные сети. Резервы для развития города внутри есть. Это наши многочисленные промзоны. Но на освоение их, понятное дело, нужно много усилий и времени. А денег хочется быстрее.

Впрочем, остановить процесс появления все новых высоток могут и другие стороны. Например, пожарные, которые из-за отсутствия современных технических средств спасения людей при пожарах согласно СНиПам имеют право ограничивать этажность.

В любом случае, высотки для Саратова – это серьезный вопрос. Во всем мире инициаторы новых небоскребов стараются уйти как можно дальше от холодного стеклянного параллелепипеда. Современное высотное здание должно быть скульптурным, аэродинамичным, короче говоря, ни на что не похожим. В Саратове, как уже говорилось, главный принцип – «сделать бабки» при минимальных вложениях.

У «нового» Саратова некоего своего, особого, интересного архитектурного стиля пока так и не сложилось. Если не считать за таковой, конечно, уродские прямоугольные коробки, сооруженные по принципу «простенько и без затей», а также здания со всякими «башенками» и прочими проявлениями «новорусского» вкуса местных застройщиков.

Упомянутые выше две 18-этажки на кольце троллейбуса 10-го маршрута были построены «на месте». Потому что для городской окраины такие дома – интересная деталь. А для исторического центра – лишние доминанты. Чтобы понять это, не нужно больших познаний в архитектуре. В центре понастроили убогих и скучных домов, и примеров, увы, «пруд пруди». Короче говоря, благодаря уродливому вкусу местных «девелоперов», которые не стремятся даже «выпендриться» друг перед другом (какое уж там дело до населения), и точечной застройке подлинный Саратов скоро совсем уйдет в прошлое. Новые высотки угробят исторический центр окончательно.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15082008094902&oldnumber=450