"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (447) от 10.06.2008

Гастроли

Большие гастроли Малого театра

Татьяна ЛИСИНА

В Саратове с невероятным успехом, что вполне предсказуемо, продолжаются гастроли Государственного академического Малого театра. Малый театр сейчас многие критики (и зрители) считают лучшим театральным коллективом страны. Мы расскажем сегодня вам о том, о чем, наверное, не все саратовцы знают, что осталось для них за рамками театральной программки.

Малый театр – один из старейших театров страны. Старше его в России, пожалуй, только первый российский театр им. Волкова в Ярославле. В 2006 году Малый отметил свое 250-летие, актеры здесь шутят, что их театр старше, чем Америка. Отсчет истории Малого театра ведется от Указа императрицы Елизаветы Петровны об основании первого в стране государственного театра.

Малый театр – это бренд, это знак качества, это очень мощные традиции, которые, впрочем, не являются чем-то закостеневшим. Театр развивается, но при этом в основе репертуара на первом месте стоит классика. Художественный руководитель театра Юрий Мефодьевич Соломин получил это назначение ровно 20 лет назад. И тогда же была выработана политика театра: в основе репертуара исключительно классические произведения, а если современные пьесы, то только на исторические сюжеты.

Островский и Малый театр

Гастроли Малого театра в Саратове начались спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты» по одноименной пьесе А.Н. Островского. Это один из любимых авторов театра, пьесы которого составляют основу его репертуара. Малым театром были поставлены абсолютно все пьесы классика русской драматургии, а их 48. А сам Островский в свое время был в театре фактически тем, что на современном языке звучит как «завлит».

Вы удивитесь, если мы скажем, что Островский, отделенный от нас не одной временной эпохой, с каждым днем все более актуален. Но таковы реалии сегодняшнего времени. Просто поразительна современность давних пьес проницательного и мудрого автора, который в любое время позволяет узнать в сочиненных им героях самих себя в нескончаемом разнообразии наших несовершенств, способностей, пороков. Не побоимся показаться банальными, еще раз повторив очевидную истину: классика актуальна во все времена. Часто герои Островского проверяются и искушаются большими деньгами. И хотя времена купечества канули в лету, но нынешняя эпоха пещерного капитализма предлагает героям сегодняшних дней сходные соблазны.

…Малый театр называют «домом Островского». Театр проводит фестиваль «Островский в доме Островского», он проходит раз в два года, провинциальные театры показывают свои спектакли на сцене Малого. За 8 фестивалей на сцене Малого театра показали свои версии пьес Островского уже сорок (!) городов. Фестиваль обычно проводится в апреле, ведь день рождения Островского приходится на 12 апреля. Может быть, на этот фестиваль будут приглашены и саратовские коллективы? Пьесы Островского идут и в нашем ТЮЗе, и в театре драмы.

Малый театр и Чехов

Смех стоял в зрительном зале 6 и 7 июня, когда Малый театр показывал в Саратове спектакль «Свадьба, Свадьба!», составленный из двух водевилей по чеховским рассказам «Предложение» и «Медведь».

В первом играли Александр Потапов (знакомый всем по многочисленным работам в кино), Ольга Жевакина, одна из лучших характерных актрис театра. А увидев в комичной роли ее партнера по сцене Глеба Подгородинского, не верилось, что этот артист – нынешний Чацкий Малого театра.

События рассказа «Медведь» волею художника были помещены в красивый будуар в китайском стиле. Елена Харитонова – самая «свежая» народная артистка Малого театра, это звание настигло ее 10 дней назад, когда театр уже был на гастролях. Роль слуги сделал очень смешной и запоминающейся чудный актер А. Вахтеров, которого в театре называют «актером на маленькие роли»: ведь самую маленькую роль он превращает в жемчужину.

Очень интересно, что в свое время Антон Павлович Чехов писал свои пьесы исключительно для Малого театра. Но их там отвергли. Он приносил в Малый театр пьесу «Леший» (первый вариант «Дяди Вани»). Но директор театра Александр Павлович Ленский мало того, что пьесу не взял, но даже посоветовал Антону Павловичу больше пьес не писать вообще. Чехов не послушался, но в дальнейшем пьесы носил исключительно во МХАТ.

До революции в Малом театре шли только водевильчики Чехова. Крупные пьесы были поставлены в 1960-х годах. Первым был «Иванов» (Иванова играли Борис Андреевич Бабочкин и Михаил Иванович Царев). Потом был перерыв. И только в 1988 году нынешний главный режиссер театра Армии Борис Морозов поставил в Малом театре того самого «Лешего», который в свое время был здесь так безжалостно отвергнут. (В спектакле играл Юрий Соломин.)

А потом известный кинорежиссер Сергей Соловьев поставил в Малом театре «Дядю Ваню» на братьев Соломиных: Юрий играл Войницкого, а Виталий – Астрова. Сейчас эта пьеса не идет.

Малый театр, считаясь «домом Островского», сейчас отдает дань Чехову. Здесь вот уже 26 лет идет «Вишневый сад» в постановке Игоря Ильинского, это был его последний спектакль. Он работал над ним будучи уже тяжело больным и почти слепым. Но до сих пор зрителей поражает, как четко в нем все выстроено. Идут «Чайка», которую увидели саратовцы, и «Три сестры» (их поставил Юрий Соломин), и «Дядя Ваня».

Москвичи имеют возможность сравнивать постановки Малого театра с тем, что идет во МХАТе (ведь именно он считался чеховским театром). И многие из них признают, что от этого сравнения выигрывает именно Малый театр.

«Тайны Мадридского двора»

В репертуаре Малого театра упор делается на русскую классику. Из зарубежной драматургии в Малом театре идут Шиллер, Мольер, Сомерсет Моэм. И, конечно же, «Тайны Мадридского дворца» Э. Скриба и Е. Легуве. Их пьеса идет в переводе с французского двух авторов: С. Борового и С. Радзинского – отца Эдварда Радзинского.

«Ну как же вы назовете все то, что мы устроили?» «Новеллами. Новеллами королевы Наварской о тайнах Мадридского дворца», – такими словами заканчивается пьеса. Фраза стала легендарной именно благодаря этой пьесе.

Посетившие спектакль, наверное, не поверят, но сюжет пьесы полностью соответствует реальным историческим событиям. На спектакле «Тайны Мадридского дворца» саратовцы аплодировали стоя. И в своем признании этого спектакля жители нашего города не одиноки: «Тайны…» регулярно ездят на гастроли по стране, и их везде принимают на «ура».

Этот спектакль соединяет в себе все то, что может заинтересовать зрителя: хорошая литературная основа, прекрасная игра актеров, динамичный сюжет. Есть любовь, интриги, стилизованная под эпоху музыка. «Тайны…» способны удовлетворить любой вкус.

Спектакль ставился специально для Вячеслава Ивановича Езепова, который очаровательно играет в нем короля Испании Карла V. Он как нельзя лучше сочетается с партнершей Еленой Харитоновой (она играет Маргариту), у них получился великолепный дуэт. А как неподражаемы интонации Ольги Пашковой, сыгравшей глуповатую и капризную невесту Карла, в чьей «прелестной головке нет и тени мысли».

«Тайны Мадридского двора» поставлены в 1997 году. Но спектакль до сих пор идет так часто, что в театре не успевают писать юбилейные приказы, а они пишутся каждые 50 спектаклей. «Тайны…» уже сыграны больше 400 раз. В приказах выносят благодарность постановщикам и бессменным исполнителям ролей. Вячеслав Иванович Езепов среди них. Но это не самый уникальный случай. В Малом театре 30 лет шел спектакль «Царь Федор Иоаннович». И все 30 лет без единой замены Бориса Годунова играл Виктор Иванович Коршунов.

... 250 лет – это четверть тысячелетия! И все это время театр неуклонно сохраняет свои лучшие традиции. А ведь еще А.Н. Островский, которого в Малом театре так любят, сказал: «Традиции всегда делают труппу сильной».

P. S. Автору в подготовке этого материала неоценимую помощь оказала ведущий редактор литературной части Малого театра Ольга Петренко.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008104430&oldnumber=447