"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (447) от 10.06.2008

Гастроли

Артисты и журналисты

Екатерина БОГДАНОВА

Начало прошлой недели ознаменовалось поистине незаурядным событием в театральной жизни Саратова. В понедельник, 2 июня, свое недельное саратовское турне спектаклем по одноименной пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты» открыл Московский государственный академический Малый театр. За несколько часов до первой встречи со зрителем прибывшая на гастроли звездная труппа едва ли не в полном своем составе познакомилась с представителями местных СМИ.

Даже деликатно позевывавшей и старательно отмалчивавшейся на пресс-конференции народной артистке России Ирине Муравьевой не удалось омрачить журналистский восторг от лицезрения сразу стольких признанных мэтров российских кино и сцены на расстоянии вытянутой руки. Хотя многие актеры поодиночке бывали в Саратове и раньше (некоторых даже угораздило здесь родиться), коллектив знаменитого Малого театра оказался в городе впервые. И косвенной причиной тому, что взоры старейшего московского театра обратились на волжские берега, стал идущий в Малом затяжной ремонт. На протяжении вот уже порядка четырех лет актеры вынуждены работать на родной сцене лишь полгода, а остальные шесть месяцев сезона играть на выездных площадках. По признанию уроженца Саратова, народного артиста России и Украины Вячеслава Езепова, за время этих вынужденных гастролей труппе удалось побывать чуть ли не в двадцати российских городах. Например, в прошлом году артисты побывали в Сибири и на Урале, тогда как в этом с середины мая успели посетить Астрахань и Волгоград, а после Саратова отправятся в Казань. «Раньше, когда не было ремонта, каждый год при поддержке государства мы ездили на гастроли в центральные города бывших союзных республик – Ереван, Тбилиси, Киев, – предался воспоминаниям режиссер театра Владимир Бейлис, – Но потом все рухнуло, и сейчас у нас ремонт».

Перед тем, как дело дошло до журналистских вопросов, своими впечатлениями от недавнего пребывания труппы в Волгограде поделился актер театра Александр Потапов. По его мнению, сравнивать Волгоград с «театральным городом» Саратовом неуместно. Равно, впрочем, как и сравнивать современное российское экспериментальное театральное искусство «а-ля запад» с классической русской школой. «Кругом одни эксперименты, и все это калька с запада, – сокрушался Потапов. – На этом рынке наш российский театр не продается, не пользуется авторитетом. А мы как были императорским, национальным театром, так им и остались. Подобного ему нигде в мире уже нет – такого просто не делают».

На классический вопрос о том, где живет более взыскательный зритель: в столице или провинции, ответил артист театра Александр Клюквин: «Зрителя как такового нет. В театр приходит человек. Другое дело, что с этим человеком делают за то время, пока нет театра: как он живет, что он ест, где он работает, какую музыку слушает. И сравнивать людей в разных регионах нельзя».

Журналисты поинтересовались и мнением гостей относительно качества театральной критики. «Если среди статей попадается что-то, что может помочь артисту или театру в его работе – это редкость, сравнимая с находкой трюфеля в наших лесах, – выразил общее мнение Клюквин. – В основном, журналисты пересказывают сюжет и ошибаются в написании фамилий актеров. Читать такое не хочется. Хотелось бы увидеть действительно хорошую критику».

Под конец пресс-конференции перед журналистами собрался почти весь актерский состав вечернего представления. Последними подошли народные артисты России Лилия Юдина и Борис Клюев. К слову, не все артисты Малого театра, занятые в четырех привезенных на суд провинциальной публики спектаклях, прибыли в Саратов сразу. И без того высадившийся в городе «десант» из актеров и обслуживающего персонала составил более ста человек. По задумке организаторов турне, отыграв в «своих» постановках, некоторые артисты покинут город, а на смену им приедут другие. К примеру, Юрий Соломин прибудет в Саратов только к концу гастролей. До 9 июня включительно гости покажут саратовцам проверенные временем театральные работы: «Тайны Мадридского двора» по произведению Э. Скриба и Е. Легуве, «Свадьба, свадьба, свадьба!» и «Чайку» Чехова, ну и, конечно, драматургию Островского.

Кстати, Малый театр не стал нарушать традиции ценовой демократичности своих билетов. Как доверительно сообщили журналистам, места в зрительном зале Академдрамы распродавались в диапазоне от 300 до 1500 рублей, что, учитывая занятый в спектаклях актерский состав и привезенный набор декораций, едва ли сколько-нибудь согласуется с московскими мерками. Столь же по-театральному «непрактично» выглядит нововведение Малого – бесплатный бонус в виде детского билета к приобретаемым по полной стоимости двум взрослым. Впрочем, нынешний гастрольный тур до некоторой степени позволяет театру роскошествовать: отправляясь в турне, театральному руководству удалось заручиться спонсорской поддержкой одного из крупнейших российских банков.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008104347&oldnumber=447