"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (447) от 10.06.2008

Жанры

Очень недетское детство

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

Глядя на куклу, даже самую простенькую, нелепую и не обязательно дорогую сердцу какого-то ребенка, ни один взрослый не посмеет утверждать, будто у нее нет души. Но даже если в сердце степенного человека

в очках вдруг закрадется такое сомнение, оно обязано улетучиться и оставит после себя чувство стыда, если оный господин хотя бы одним глазком удосужится взглянуть на неподражаемые авторские работы.

Загадочные творения саратовской художницы Ольги Пегановой, персональная выставка которой открылась на днях в музее К.А. Федина, ни малейших сомнений в существовании кукольной души не допускают.

На самом деле, те, кто знаком с творчеством художницы уже давно, знают, что беглого взгляда на порождения ее фантазии – будь то куклы или живописные произведения – недостаточно. Вернее, его попросту мало. Ее работы притягивают, провоцируют разгадать глубоко упрятанную в них загадку, тем самым вступая в диалог с человеком, – и вряд ли какая-либо из них отпустит ваш глаз чересчур рано, а не тогда, когда ей самой будет это угодно.

Свою новую выставку, состоящую из живописных и графических полотен и кукол разных лет, Пеганова решила объединить под названием «Родом из детства». При этом ничего детского в привычном понимании этого слова, как простого и незрелого, в работах художницы нет. Напротив, при первом знакомстве с ее творениями закрадывается мысль о том, что экспозиция – не что иное, как сборник чуть грустных воспоминаний и мимолетных впечатлений, остающихся, наверное, у каждого по выходу из беззаботной детской поры и принадлежащих очень зрелому и вдумчивому человеку. Воспоминания художницы обращены глубоко внутрь самой себя, однако это отнюдь не попытка убежать от своего «я». Скорее повод улыбнуться чему-то милому и трогательному, оставшемуся в памяти, и надежда на то, что при взгляде на работы вот так же улыбнется еще очень много людей. Не случайно рабочее название экспозиции было иным – «Бегство в детство». Точно так же называется одна из недавних живописных работ Ольги Пегановой. На холсте изображена арка старого дома, в которую робко заглядывают, стоя бок о бок, мальчик и мужчина.

Всего на выставочной площадке музея разместились без малого пять десятков авторских произведений. «Некоторые из вошедших в экспозицию работ уже выставлялись, а некоторые мы видим впервые, и нам они очень нравятся», – делится своими впечатлениями научный сотрудник отдела экспозиции фединского музея Людмила Лаврентьева. По ее словам, среди разновременных произведений есть те, которыми сама автор дорожит чуть больше, чем остальными. В основном это портреты близких людей. И один из любимых – с изображением старой женщины на полотне 2003 года с говорящим названием «Старуха».

И все-таки отдельного разговора заслуживают представленные на выставке куклы. Благо музей Федина помнит целых три династии кукол Пегановой, самая первая из которых экспонировалась в 2003 году. По наблюдениям музейных работников, от коллекции к коллекции куклы видоизменялись и как будто взрослели, принимая все более сложные образы. Первые, по мнению Людмилы Александровны, отличались некоторым легкомыслием бусиков и ниточек, зато следующие (часть из так называемой «второй партии» присутствует и на нынешней выставке) оказались не только более оригинальными, но и вовсе «другими». «Новые куклы можно назвать скульптурами, или пластикой малых форм, – считает Людмила Лаврентьева. – В них есть что-то от Брейгеля и Босха. Куклы лишний раз показывают, что художница не стремится подстроиться под зрителя, а всецело увлечена воплощением собственных фантазий. Будучи архитектором по образованию, она достаточно нестандартна и самобытна».

Ни о каком союзе со зрителем в случае с Ольгой Пегановой и впрямь речи быть не может. Ее самовыражение подчас шокирует и коробит, хотя даже в своей уродливости выглядит весьма эстетично и даже по-современному «гламурно» (почему-то это единственное сравнение, которое приходит на ум). Это не куклы для игры – едва ли у ребенка возникнет желание повозиться с ними на полу или в песочнице, скорее – полноценные театральные работы. Что, например, можно сказать о тыкве, из которой, корчась, выглядывают по пояс обнаженная женщина с одной стороны и стан ухмыляющегося мужчины – с другой? Или, например, о серьезном гражданине во фраке и с пышными белыми заячьими ушами на голове (кстати, шапочка в виде ушей выплывает из воспоминаний о детстве не в одной работе художницы)? Необычно то, что ни одна из кукол не имеет названия. Для автора названия оказались непринципиальны, и она даже разрешила музейным работникам дать куклам собственные имена. Однако те решили оставить все, как есть.

Живопись, графику, а также строгие, смешные, пугающие и просто странные – или нет, «другие» – авторские творения из папье-маше, пластика, кожи, антикварной ткани, бижутерии, кружева, холщовых ниток и прочих подручных материалов в музее Федина можно будет увидеть в течение всего этого месяца. Дабы не пропустить такое, стоит поторопиться!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008104258&oldnumber=447