"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 22 (447) от 10.06.2008

Худсовет

«Академики» Анатолия Кролла

Светлана ТЕНЕТКО

Последняя неделя мая была насыщена музыкальной классикой. Продолжался Собиновский в опере, а в драме 27 мая играл джаз «Академик-бэнд» под руководством народного артиста России Анатоля Кролла. Опасения устроителей, что Собиновский «оттянет» на себя большую часть публики, не оправдались – свободных мест в зале были единицы. Возможно, многим пришлось сделать нелегкий выбор между серьезной, традиционной классической музыкой и не менее интересной джазовой классикой.

Примечательно, что прошедший концерт – один из юбилейных, начавшихся с 4 марта этого года в Московской консерватории и посвященных 50-летию Анатолия Кролла в джазе и 65-летию со дня его рождения. Да, да, не удивляйтесь, профессиональную деятельность Анатолий Кролл начал в 15 лет как пианист и руководитель эстрадных ансамблей в Челябинской филармонии. Анатолий Кролл как композитор известен многим по музыке к фильмам: «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Американская дочь», «Барханов и его телохранитель», «Всадник по имени Смерть» – это лишь небольшой перечень его работ.

«Академик-бэнд» был создан в 2003 году на базе Гнесинки. Но несмотря на молодость как коллектива, так и самих исполнителей, почти каждый музыкант одаренный солист, импровизатор, обладающий виртуозной техникой и яркой индивидуальностью. В том, что «Академик-бэнд» обладает мощной молодой энергетикой и неуемной страстью, способностью почти с первых же минут покорять зрительный зал, саратовцы могли убедиться воочию.

Весьма показательно то, что в самой первой композиции руководитель одного за другим вызывал на соло саксофонистов, эстафету солистов у них принимали трубачи, трубачей сменял ударник. Это говорит о том, что музыканты не просто виртуозно владеют своим инструментом, а способны легко, играючи, как кажется зрителям, импровизировать и выйти на соло.

Концерты джазовых коллективов редко имеют конферанс, что создает, в свою очередь, атмосферу непринужденности. В роли ведущего и рассказчика одновременно обычно выступает руководитель оркестра. «Не жалею ни об одном дне, проведенном в джазе», – признается он зрителям. Кто лучше него сможет рассказать об удивительном мире джаза?!

Концертная программа в основном состояла из старой доброй классики. Да и что может быть лучше нее.

Как нанизывают бусины на нитку, чтобы получилось ожерелье, так и в концерте композиции, сменявшие друг друга, представляли музыкантов, открывая новые грани их ансамблевой слаженности и виртуозности.

«Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи в аранжировке Сэми Нестика представляет нам сразу нескольких солистов: по словам А. Кролла, «молодого трубача всея Руси» Петра Востокова (труба), потомственного джазмена (сына барабанщика Игоря Игнатьева) Евгения Игнатьева (альт-саксофон) и Александра Кулькова (ударные).

Трубач Востоков, так же, как и саксофонисты Никита Кана и «надежда российского джаза» Стас Должков, будут часто и по праву выступать в роли солистов. «Мое поколение в этом возрасте таких высот достигать не могло», – говорит о своих музыкантах А. Кролл.

На мой взгляд, «Академик-бэнд» показал весьма необычную и редкую в исполнении оранжировку, пожалуй, самой известной джазовой пьесы в мире – «Караван» Хуана Тизола и Дюка Эллингтона. Вместо привычного соло саксофона зазвучала гитара (Алексей Крючков), тем интереснее выглядела знакомая пьеса.

Еще одна «редкость» в программе биг-бэндов – «Испания» Чика Корелли. Собственно, название говорит само за себя. Звуки как-будто складываются в слово «Испания». Востоков на соло опять надел свою любимую шляпу – чем вам не итальянский синьор! Оценка зала – бурные аплодисменты (аплодировали даже за кулисами).

Как ни странно, но почему-то джазовые вокалисты у нас почти всегда женщины. Интересно, куда девался мужской вокал? Вот и у «Академиков» вокалистка девушка, но не просто девушка с хорошим голосом, а Лауреат премии «Триумф» Юлиана Рогачева.

Вечер близится к своему логическому завершению. У рояля маэстро, у микрофона Юлиана Рогачева с песней Джорджа Гершвина «Мой любимый мужчина».

Джаз, на мой взгляд, не относится к разряду музыки, которую нужно слушать с глубокомысленным выражением лица. Джаз абсолютно органичен, и каждый находит в нем что-то для себя. Биг-бэнды и вокальный джаз весьма просты и доходчивы, а самое главное, их концерты всегда идут в живую, без «фанеры». И в то же время джаз, никогда не бывший у нас массовой культурой, к сожалению, вряд ли когда-то станет ею.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008104223&oldnumber=447