"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (446) от 5.06.2008

Угол Зрения

Глобализация и разрушение патриархальной жизни

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

Научно-техническая революция, создавшая невиданные ранее средства связи и доставки материальных ресурсов на любые расстояния за короткое время, одновременно породила идеальные условия вовлечения в мировое разделение труда всех без исключения территорий на планете Земля, породив качественно новые интеграционные процессы, получившие название глобализации.

Уже во второй половине XX-го века во всей остроте возникла необходимость быстро договариваться о едином подходе в самых разных государствах, независимо от уровня экономического и политического развития, по вопросам определения макроэкономической политики, стоимости и времени регистрации предприятий, порядка ведения торговых операций и иной экономической деятельности, налогообложения, осуществления государственного и иного контроля, порядка закрытия предприятий и организаций, качества обслуживающей работников инфраструктуры, уровня подготовки и квалификации рабочей силы, уровня преступности и коррупции, реагирования на колебания международной валюты и по многим другим не менее важным вопросам.

Самым надежным фундаментом для подобных соглашений служат принципы, многократно проверенные опытом международного сотрудничества, которые уже в себе заключали преграду для обострения межгосударственных противоречий и разжигания войн, обеспечивали личную неприкосновенность и охрану собственности. Эти принципы были закреплены в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная ОНН в 1948 году, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 году, и еще в целом ряде международных конвенций и пактов.

Уже первый опыт налаживания межгосударственного сотрудничества на новом уровне привел к осознанию того, что наиболее благоприятные условия для межгосударственного развития во всех сферах человеческой деятельности существуют в западных государствах с демократической формой правления, где господствует экономическая и политическая конкуренция, свобода деятельности СМИ и сильное гражданское общество, способное обуздать произвол со стороны органов власти и отдельных чиновников, эффективная судебная защита нарушенных прав и свобод.

Именно эти цивилизованные отношения между государством и личностью, государством и экономическими корпорациями, получившие название западной образ жизни, стали невольно предлагаться как образец плодотворного и эффективного международного сотрудничества, поскольку ни одна другая (латиноамериканская, африканская, исламская, азиатская, социалистическая) модель образа жизни ничего более позитивного предложить не могла.

Естественно налаживание плодотворного сотрудничества с необходимостью вынуждает отказываться от тех форм своего консервативного образа жизни, которые мешают или затрудняют реализацию экономического и политического сотрудничества.

В этом как раз и заложена революционная роль процессов глобализации, которая вовлекает всех участников в постоянную жесткую экономическую, политическую, научную, культурную и любую прочую конкуренцию, заставляя для выживания работать быстрее, дешевле и качественнее.

Процесс глобализации агрессивно взламывает любые границы, разрушает патриархальные уклады жизни, выставляет все диктаторские и деспотические режимы в неприглядном для них свете и заставляет эти государства, какими бы закрытыми они не были, приспосабливаться к новым условиям, поскольку альтернативой включению в процесс международной интеграции может быть только самоизоляция, а, следовательно, неизбежное отставание в развитии от более подвижных соседей, в том числе (что особенно опасно для диктаторов и агрессоров) и в области вооружения, армии и полиции.

Все плюсы и минусы процесса глобализации мы наглядно видим на примере России. Ускорение научно-технического прогресса, переход от индустриального общества к постиндустриальному обществу неизбежно обнажает и обостряет противоречие между устоявшимся укладом жизни большинства россиян и столбовой дорогой глобального международного развития.

Поскольку Центр международного политико-экономического развития, или, если так можно выразиться, законодатели моды глобализации, находится не в России, а в США и Западной Европе (чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить годовой бюджет США в 600 млрд долларов и годовой бюджет России в 21 млрд долларов), то Россия, как бы ей ни хотелось, не может диктовать свои условия построения международных отношений и предлагать свой образ жизни в качестве успешного и привлекательного образца для подражания не только международному сообществу, но даже своим близким партнерам по СССР и СНГ. Но Россия может влиять на процесс глобализации и активно в нем участвовать.

Наша российская политико-экономическая элита находится в двояком состоянии. С одной стороны, как мощная сырьевая держава, Россия крайне заинтересована в процессах глобализации, что обеспечивает ей устойчивое положение поставщика сырьевых ресурсов, потребности в которых возрастают в геометрической потребности, а, следовательно, не только безбедное существование, но даже сколачивание в короткие сроки баснословных состояний. По темпу роста миллиардеров Россия устойчиво занимает первое место в мире. Вместе с тем мы видим всевластье чиновничества, нищету подавляющей части населения, власть, не подконтрольную народу, слабое гражданское общество, находящееся под опекой власти.

Однако эти же самые процессы глобализации одновременно представляют для нее и угрозу. Эти же самые процессы разрушают представление россиян о высокой ценности патриархального образа жизни, который искусственно поддерживается мифом о его высокой духовности. Этот патриархальный образ жизни включает в себя феодально-сакральное отношение простого народа к власти и к носителям этой власти – самому организованному классу российского общества бюрократии, малую способность (некоторые исследователи даже считают полную неспособность) к самоорганизации для защиты своих групповых интересов, настроения социального иждивенчества, высокую алкоголизацию и целую систему имперского отношения к окружающему миру. Последнее обстоятельство подпитывается сознанием, что Россия является ядерной державой, способной уничтожить весь земной мир.

Сегодня противниками глобализации выступают консервативные исламские государства, государства-изгои, где установлены диктаторские режимы, и консервативные, отдельные религиозные и националистические объединения в остальных странах, а также международное движение антиглобалистов. Однако ничего более достойного и привлекательного, чем общемировой интеграционный процесс, образование единого экономического пространства и права и свободы человека, все противники глобализации предложить мировому сообществу не могут.

Если же оглянуться в историю, то развитие и распространение христианства и было первым актом глобализации. Первые христиане несли новую истину в мир, не принимая во внимание сложившиеся духовные предания и обычаи в жизни языческих государств и этносов. Они призывали отбросить изжившие себя старые культурные и религиозные представления и принять новые, более прогрессивные и современные.

К сожалению, после превращения христианства в государственные религии христианские учителя стали нести благую весть не только силой своего нравственного авторитета, но и опираясь на мечи и топоры княжеских и царских дружинников, сжигая языческие книги и разрушая языческие храмы, вызывая у «охристианенных» таким образом народов не столько чувство любви и милосердия, сколько озлобленность и лицемерие.

Только объединив усилия всех государств и народов, сделав общества свободными и открытыми, а личность всесторонне развитой, человечество в состоянии победить угрозы своему существованию: обеспечить энергетическую безопасность, борьбу с эпидемиями, ликвидировать неграмотность и невежество, поставить преграду перед распространением оружия массового поражения, обеспечить охрану окружающей природы, победить голод и бедность и решить еще множество других серьезных проблем. Именно эти вопросы становятся предметами обсуждения на саммитах большой восьмерки, в которых участвует и Россия.

Я вижу будущее России только в среде высокоразвитых, открытых демократических государств. Процессы глобализации открывают перед Россией такие возможности. Будет жаль, если она ими эффективно не воспользуется.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008101849&oldnumber=446