"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (446) от 5.06.2008

Городское Собрание

Бескрылые телодвижения

Леонид ЮРЬЕВ

Становится заметно, что власть впервые за последние 10–15 лет обратила внимание на состояние общественного транспорта

в городе, в том числе и на состояние электротранспорта. В прошлом году в городе добавилось 7 новых троллейбусов (годом ранее прибавка составила всего две единицы).

Сам губернатор посетил Энгельсский троллейбусный завод и во всеуслышание заявил, что обратится к областной думе с просьбой об увеличении ассигнований на закупку троллейбусов для муниципальных нужд. Но означает ли это, что ситуация в городе начинает меняться к лучшему кардинально? Или же, как говорится, допекло?

С одной стороны, очевидны подвижки к лучшему. Полагать так дает повод муниципальная целевая программа развития улично-дорожной сети пассажирского транспорта в г. Саратове на 2008–2012 гг., рассмотренная комиссией по промышленности, транспорту, связи и торговле Саратовской городской думы 21 мая («Богатей» № 20, 29 мая). На реализацию этой программы должно быть направлено около 5 млрд 670 млн рублей только из городского и областного бюджетов. Это очень большие деньги. Но уже в ходе обсуждения этой программы некоторые депутаты высказали недовольство ее недостаточно радикальным характером, ненацеленностью на решение транспортных проблем и даже не на ликвидацию узких мест.

Неделей позже коллегия при администрации города Саратова обсудила вопрос «О плане реализации Генерального плана города Саратова» (см. публикацию в этом номере «Богатея»). В рассмотренном плане проблемам городского транспорта и уличной дорожной сети также уделено внимание. Но, странное дело, муниципальная программа, рассмотренная неделей ранее, в Плане даже не упомянута. А развитие пассажирского транспорта упомянуто только один раз, как продление троллейбусной линии по улице Тархова с ассигнованием в 33 млн рублей (проектная работа по технико-экономическому обоснованию разработки линий скоростного внеуличного транспорта ничего на период действия Плана не решает).

В итоге складывается впечатление, что отношение к проблемам пассажирского транспорта и дорожной сети остается бессистемным, некомплексным, «лоскутным». Подтверждением тому является и то, что для города не только не разработан комплексный план или схема реконструкции развития транспорта, но и не слышно о намерении разработать и принять такой документ. А ведь и это дело не быстрое. Тем более что в Саратове, похоже, нет организации, способной такую работу выполнить. Известно, что, например, для Волгограда такую разработку выполнил за два года институт в Дрездене. Имеются такие институты в Москве и Санкт-Петербурге.

Два года назад в Саратове был разработан документ под названием «Стратегическая концепция развития городского общественного транспорта г. Саратова на период 2006–2010 годы». Добротный, надо сказать документ, не в пример другим известным концептуальным разработкам в Саратове. Но она так и осталась лишь разработанным документом. Дело не дошло не только до принятия этого документа, способного войти составной частью в генплан, но даже до обсуждения его на комиссиях городской думы, в самой, казалось бы, причастной к транспортным проблемам города комиссии. Думаю, нет нужды объяснять, что связано это было с теми пертурбациями в городской думе и администрации города, с той властной чехардой, которые мы все наблюдали.

Нельзя сказать, что документ исчез втуне. Идеи, в нем заложенные, нет-нет да и проявятся в каком-то решении. В появлении тех же новых троллейбусов: двух в 2005 году, семи – в прошлом. Или в том, что, как бы ни с чего, для города закуплено 20 новых трамвайных вагонов. Десять уже получены, еще столько же ожидается. Но Концепция здесь не при чем. Когда на линиях находятся трамваи, которые служат 25 лет (попробуйте отыскать, скажем, «Икарус» с такой продолжительностью службы – не найдете), любая, даже самая толстокожая власть изыщет средства на переоснащение трампарка и без всякой Концепции. Так, может быть, специальный документ вовсе не нужен, коль скоро можно и без него решать проблемы по мере обострения ситуации? Вопрос кажется излишним, ведь так, по сути, мы и живем. Придумываем планы, иногда добротные, как эта Концепция, а дальше – ни шагу, ни полшага, проблемы же решаем методом «ямочного» ремонта.

Вот намечена в целевой программе реконструкция трамвайной линии № 3 в скоростной маршрут. Хотите прогноз по этому поводу? Вот он: не будет скоростной линии. Это скажет любой дельный специалист, и с этим мнением согласятся сами разработчики программы, если только постараются честно ответить на вопрос: как будет, согласно программе, развязана трамвайная линия и автотранспорт в таких узлах, как Сенная площадь или площадь Ленина? Ответ может быть только один: путем строительства эстакады или туннеля для трамвая. Предусмотрено ли это в программе и заложено ли финансирование в выделяемых на программу почти 5,7 млрд рублей? Нет, нет, нет и еще сто раз нет – только и можно услышать в ответ на подобные сугубо технические вопросы, касающиеся скоростного трамвая. А как насчет земли под развитие вообще трамвайных линий? Не распродана ли она подчистую? Есть ответы на эти вопросы? Нет. Что же остается? Блеф. Бескрылые телодвижения. Затратная видимость решения проблем.

Так и будет до скончания очередного, XXI века, если власть не научится мыслить стратегически и перспективно, разрабатывать соответствующие документы (концепции, стратегии, планы), согласовывать такие планы с общественностью и ответственно относится к их принятию и выполнению. Но есть опасения, что такие подходы – не для нынешнего поколения власти. Те, кто в ней активны, со временем оказываются ворюгами, остальные либо бескрылые, либо боязливые не в меру. Остается одно – дергаться и тратить деньги, когда они есть.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008101802&oldnumber=446