"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 21 (446) от 5.06.2008

Городское Собрание

От Генплана к его реализации

Юрий ЧЕРНЫШОВ

28 мая состоялось внеочередное заседание коллегии при главе администрации города, обсудившей вопрос «О плане реализации Генерального плана города Саратова». Такой план утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого предлагается новый план на следующий период продолжительностью также не менее двух лет. Стоимость реализации определена в 105–107 млрд рублей.

Активные горожане хорошо помнят, сколько было дебатов по поводу длительного отсутствия у города Генерального плана его развития. Теперь с гордостью заявляется, что Саратов – один из первых городов России (тринадцатый по счету!), который принял Генплан.

Дело за его реализацией, для которой также должен быть составлен свой План, учитывающий приоритеты, очередность, финансовые ограничения и прочие тонкости. Можно было ожидать и публичных дебатов по этому поводу. Но ничуть не бывало. Закон не требует оных, План утверждается главой администрации, и администрация только тому и рада. Поэтому План реализации Генерального плана Саратова и был представлен сразу на коллегию при главе администрации города, и только вступивший в эту должность В. Сомов впервые, похоже, узнал, что ему предстоит делать в части градостроительства.

Заметим, что в Положении о территориальном планировании Генерального плана города Саратова определяются мероприятия по развитию функционально-планировочной структуры объектов транспортной инфраструктуры, развитию городского пассажирского транспорта, уличной дорожной сети, по улучшению экологической обстановки, охране окружающей среды и санитарной очистке территории города и др., всего – 10 направлений.

Основной докладчик, председатель комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Владимир Вирич, более всего знаком саратовцам по той критике, которая звучала в его адрес все время его пребывания на этой должности. Основные стрелы критики были направлены за пренебрежение им вопросами сохранения зеленых насаждений города, за попустительство точечной застройки, самовольному строительству и многое другое. К сожалению, судя по представленному документу, председатель комитета и разработчики документа заразились тяжелой формой идиосинкразии по отношению к улучшению экологической обстановки. В предстоящие два года запланировано лишь три мероприятия, и все по освоению полигонов (то есть свалок): Гуселка–2 (Волжский район), Александровский карьер (Заводской район) и поселок Елшанка (Ленинский район). И все! Из этого ясно, что ни транспортной проблеме, ни дорожно-транспортной сети должного внимания, учитывающего катастрофическое состояние воздушной среды города, в Плане не уделено, и транспортно-дорожные вопросы решаются в отрыве от проблем экологии. Бессистемность – так можно охарактеризовать такое планирование.

Надо отдать должное, в разделе «Городской пассажирский транспорт» предусмотрена проектная работа до 2011 года «Технико-экономическое обоснование разработки линий скоростного внеуличного транспорта в Саратове» стоимостью в 17 млн рублей. Да еще продление троллейбусной линии от конечной остановки на проспекте Строителей до поселка Солнечный протяженностью 3,5 км. При всей важности как первого, так и второго (и последнего) пункта проблемы с улучшением воздушной среды города, особенно в его центральной части, они не решают. И вызывает удивление, почему так затягивается вопрос с решением скоростной линии «внеуличного транспорта» (речь идет о линии скоростного трамвая, Концепция которого разработана еще в 2005 году, см. материал в этом номере).

Не решается этот вопрос и мероприятиями по улучшению дорожно-транспортной сети и реконструкции дорог в отдаленных от центра районах (Солнечный, Юбилейный), важными сами по себе.

Но что предусмотрено в Плане для центральной части города? Перво-наперво (!) «Проектирование и строительство пешеходного перехода в месте пересечения проспекта им. Кирова с ул. Чапаева в виде широкой эспланады над проезжей частью (сдача 2010 год). Может, это и хорошо. Но перед перекрестком пассажирский автотранспорт все равно ведь останавливается, и для пешеходов здесь нет проблем перейти улицу. Значит, эспланада служит лишь для целей ускорить движение легкового транспорта. Однако ни дальше, ни ближе этого перекрестка никаких мер по увеличению пропускной способности не планируется. Следовательно, особого смысла в данном сооружении не просматривается. Так не лучше ли построить хоть одну «перехватывающую» автостоянку вблизи центральной части города? Или, если уж хочется, чтобы город украсила эспланада, так более всего она нужна над Сенной площадью, коль скоро подземный переход там невозможен.

Еще один пример подобного «лоскутного» решения. В Плане намечено расширение проезжей части проспекта 50-летия Октября от ул. Технической до ул. Тракторной с восстановлением местных (боковых) проездов, то есть на протяжении одной трамвайной остановки, стоимостью 29,1 млн рублей. Хуже от такого «расширения», конечно, не станет, но и улучшения не предвидится. Ведь проблема не только в этой части проспекта, а в его узких «горлах». Одно – мост через железную дорогу, куда устремляется к Сенному рынку весь транспорт как с проспекта 50-летия Октября, так и с ул. Тракторной. Почему забыто о проекте транспортной развязки в этом месте? Второе «горло» – у пересечения с улицей Технической. Здесь, благодаря попустительству градостроительного комитета, расширение стало невозможным! Именно у Технической, прямо посредине проспекта выстроены бензоколонка и строится торговый комплекс. Большего надругательства над дорожной сетью трудно представить.

И почему забыто о параллельной проспекту улице Лунной от Торгового центра до, хотя бы, Стрелки, способной частично разгрузить проспект от транспорта, направляющегося в Заводской район, а совместно с развязкой на Стрелке почти решить проблему в этом узком месте? Это большой резерв. Виричу был задан вопрос о возможности соединения транспортной магистралью Ленинского района с Заводским путем продолжения строительства дороги вокруг Кумысной поляны. Ответ был просто путанным. Вирич сообщил, что опыт других городов показывает, что в случае строительства дороги парк будет раздроблен и застроен за какие-то 10 лет, и Саратов потеряет эту зеленую зону. Словом, расписался в полной беспомощности власти предотвратить незаконное строительство! К тому же, как можно было понять, дорога вокруг Кумысной поляны, мол, соединена с кольцевой, и по ней можно попасть в Заводской район. Видел бы Вирич это «соединение», о невозможности езды по которому говорилось еще при Романове, в бытность его сити-менеджером. А лучше, взял бы, да проехал. Такое вот представление главного архитектора об экологических и дорожно-транспортных проблемах города.

В качестве содокладчика на коллегии выступил председатель правления ассоциации «Союз застройщиков» Яков Стрельцин. Он обратил внимание на очень важные проблемы, с которыми сталкиваются строители. В частности, на то, что свободных земельных участков в городе под застройку практически нет, поэтому «аукционы вскоре могут прекратиться». Председатель ассоциации обратил внимание на факты спекуляции землей, когда многие «не совсем добросовестные» предприниматели покупают участок (например, складской комплекс) площадью 1 гектар за 25 млн рублей, затем путем публичных слушаний переводят его в земли, предназначенные под застройку, и его цена сразу подскакивает в десяток раз, а город от этого не получает ни копейки. Отсутствие механизма изъятия земельных участков для муниципальных нужд еще одна, по мнению Якова Саввича, весьма актуальная проблема саратовской стройиндустрии, из-за чего инвесторы боятся начинать отселение. Особенно, как считает председатель Союза застройщиков, это касается центральных районов Саратова, где много ветхих и аварийных зданий, не представляющих исторической ценности. «Инвестор на эти участки не пойдет, и в итоге в центре города появляются брошенные пустые кварталы», – пояснил Стрельцин. «Саратовводоканал» – тот просто головная боль строителей, да и Саратова. Он, как сказал Яков Саввич, стал «абсолютно не управляемой структурой». Так, установленная «Саратовводоканалом» плата за подключение к водопроводным сетям составляет 1100 рублей за 1 кв. м сданного жилья. Эта сумма, считает Стрельцин, очень завышена, что существенно влияет на рост стоимости жилья.

Участники коллегии приняли решение: представить проект Постановления «О плане реализации Генплана Саратова» на утверждение до 16 июня. Новому главе администрации города есть над чем подумать, прежде чем он подпишет Постановление.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=16062008101619&oldnumber=446