"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (443) от 15.05.2008

История

Укор беспамятству

Леонид ЮРЬЕВ

В предыдущей серии заметок о главной площади Саратова – его «памятном месте» – Театральной (Революции) мы почти обошли ее по кругу. Осталась последняя сторона – вдоль улицы Московской, в советское время называвшейся проспектом имени Ленина.

И эта сторона площади, как и другие, является носителем памятных событий. Событий, в определенном смысле ставшими антиподами тех, что произошли десятилетиями раньше на противоположной стороне площади, и приведшими к тому, что площадь из Революционной вновь стала Театральной.

То, что в архитектурном отношении Театральная площадь – эклектика, смешение и нагромождение всех возможных в искусстве стилей, признано давно и многими. Последним писком в монументальном скульптурном оформлении стал памятник в совершенно авангардистском стиле, установленный хоть и не на самой площади, но в ее, так сказать, архитектурных окрестностях – во дворе дома правительства, на месте, где когда-то стояла Церковь Петра и Павла. Памятник, почти сразу после своего создания получивший прозвище «инфарктное сердце губернии», или короткое «инфаркт миокарда», расположен почти напротив того места, где колонны трудящихся, собравшиеся митинговать, сворачивают с улицы Московской на саму площадь, направляясь к трибуне.

В советское время трудящиеся сворачивали на площадь чуть раньше, там, где с Московской на площадь поворачивает троллейбус. При губернаторе Аяцкове, в пору, когда в роли вице-губернатора выступал Володин, часть площади использовали под правительственную автостоянку, еще часть – с другой стороны – под газон перед часовней, сузив тем самым проход для выхода с площади колонн.

Авангардистский объект на месте церкви, хорошо видный сквозь решетку, как бы к нему ни относились, тем не менее, как нельзя более точно, выражает суть саратовщины как явления – изо всех сил тянуться за столичным. Тянуться показушно, тянуться до надрыва, до инфаркта, не щадя в этой тяге ни прошлого, ни настоящего, ни себя, ни других. Эта тяга – внешняя сторона. Глубинная суть саратовщины – плохо скрываемое провинциальное мракобесие, время от времени прорывающееся наружу. Как это было 1 мая 1990 года почти на этом месте и, что любопытно, по диагонали площади, напротив угла, где в 1905 году рабочие устраивали митинги против царского правительства. Что стало одним из поводов для переименования Театральной площади в площадь Революции.

День 1 мая 1990 года, по иронии судьбы, можно считать символической датой начала трансформации площади в обратную сторону – из Революционной в Театральную. В этот день на первомайскую демонстрацию под лозунгами свободы и демократии впервые вышла независимая разнородная колонна. Кого в ней только не было: от социалистов и социал-демократов до анархистов и монархистов. Над колонной реяли и российский триколор, и явно абсурдная хоругвь со словами «Боже царя храни!» (даже без запятой), «прогорбачевские» требования демократизации и антисоветские лозунги. Начав движение от университета и вклинившись между «правильных» колонн трудящихся, пестрая эта колонна преодолела пикеты милиции, пытавшиеся отделить ее от праздничного шествия, и дошла до перекрестка с улицей Горького. Здесь колонну встретили не только плотные шеренги милиции, но и курсанты училища химзащиты, заранее мобилизованные, как стало ясно позже, на силовой разгон колонны.

Депутаты городского Совета, шедшие во главе колонны: В. Горбачев, А. Климов, О. Карпов, А. Никитин, развернули депутатские удостоверения перед лицами блюстителей порядка. Тем не менее, прозвучала команда, и цепи милиции стали вытеснять голову колонны вниз по улице Горького. Началась свалка – люди в голове колонны, среди которых были и дети, стали падать, давя друг друга. Курсанты, которые не могли не видеть детей, почему-то остервенело набросились на тех, кто сумел выбраться из кучи, и стали избивать их. У Никитина пытались вырвать мегафон, писателю Кондрашову вывихнули руки, ломая древко российского флага, Горбачеву просто разорвали на спине пиджак. Кого-то затолкала в «воронок» милиция. (Сегодня, как известно, подобное происходит в Москве, Питере и других городах, где оппозиция полицейскому режиму, установленному за время президентства В.В. Путина, пытается провести «Марши несогласных». – Ред.)

В конечном итоге, доблестные защитники социалистического Отечества рассеяли колонну и вытеснили остатки ее вниз по Горького к Кутякова. Однако там колонна снова собралась и двинулась в сторону Волги. По пути она подошла к Волжскому отделению милиции, потребовала освободить задержанных товарищей и вызволила их. Далее она беспрепятственно дошла до Набережной и по ней до Бабушкина взвоза, где и провела свой митинг.

О подавлении демонстрации уже на следующей день стало известно во всей Европе, что произвело там изрядный шум. На фоне начавшейся горбачевской «демократизации и гласности» саратовские «блюстители социалистической законности» дискредитировали политику правительства СССР. В событии разбирались и уполномоченные ЦК КПСС – в Саратов, в ответ на гневную телеграмму непосредственно Горбачеву, приезжала целая комиссия. Дело, конечно, постарались замять, но оно еще долго служило укором властям, фарисейски провозгласившим «демократизацию», на деле же готовым к жандармским действиям против любых проявлений демократии.

С 1990-го года, после подавления демонстрации демократической общественности, когда еще не было ни реконструированной часовни, ни памятного креста Кириллу и Мефодию, ни газона около них, скверик между площадью и улицей Московской (проспектом Ленина), примыкающий к зданию нынешней Академии госслужбы им. П. Столыпина (тоже, однако, ирония судьбы), тогда – историческому и филологическому факультетам госуниверситета, стал местом митингов демократической общественности. Митинги переросли в «бессрочный» пикет. Здесь Евгением Корольковым была установлена «палатка Свободы», над которой, более чем на полгода раньше официального признания, был поднят российский трехцветный флаг. К зиме палатку заменила металлическая «будка Свободы» с печкой. Власти не раз пытались ликвидировать демократическую мозоль, но каждый раз против этого резко выступали демократические депутаты городского Совета, и власти отступали.

Только к суровым холодам «пост Свободы» был снят. Но Евгений Корольков заложил на этом месте бетонный фундамент, на котором установил плиту с текстом: «Здесь будет воздвигнут памятник жертвам коммунистического режима». К этому памятному знаку долго еще – в «День памяти жертв политических репрессий» 30 октября – приходили люди, приносили цветы, зажигали свечи. Новые власти постарались истребить память о событиях 1990–1991 годов. Тайком они сняли плиту. Пытались сковырнуть и фундамент, но это оказалось не под силу и бульдозеру. Этот закладной памятный камень стоит и сейчас. Как укор беспамятству на главном «памятном месте» Саратова.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15052008180621&oldnumber=443