"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (443) от 15.05.2008

Актуально

Нарушение прав граждан при длительных отводах заселенных земельных участков под строительство и реконструкцию в г. Саратове

Александр ЖУРБИН, председатель СООУ «Щит потребителя»

Формально длительные отводы (сдача в аренду) заселенных земельных участков (на 10, 15, 25, 49 лет) не нарушают букву законодательства. Но кроме буквы законодательства существуют еще дух законодательства и цели, которые предполагается достичь этими отводами.

Официально целями этих отводов заселенных участков являются совершенствование условий проживания граждан, улучшение архитектурного облика города в результате строительства новых объектов жилого фонда и социально-деловой инфраструктуры города на месте старых, в значительной степени ветхих или даже в ряде случаев аварийных объектов капитального строительства.

В реальности при столь длительных сдачах в аренду заселенных участков происходит существенное нарушение прав проживающих на этих участках граждан за счет сокращения как выкупной стоимости принадлежащих им и предполагаемых к сносу объектов недвижимости, так и уменьшения их возможности по распоряжению этими объектами. Фактически эти жители попадают в длительную крепостную зависимость от тех структур, которым отводятся участки.

Город, как целое, также не достигает официально провозглашаемых целей, т. к. только через 15–49 лет отведенный участок приобретает обещанный вид и содержание по объектам жилищного фонда и социально-деловой инфраструктуры. Да и то только в лучшем случае, т. к. если арендатор не освоит его, то он просто потеряет право аренды, а город не получит ничего, но потеряет необратимо массу времени.

Единственный, кто получает плюсы при существующей системе, – это арендатор, который может получать прибыль и не осуществляя своих обязательств по предполагавшимся целям аренды, но заключая договора субаренды, а попросту говоря, торгуя муниципальной собственностью.

Например, 29 ноября 2001 года постановлением администрации города № 908-429 в аренду на 25 лет предоставлен заселенный участок площадью 7469 кв. м для строительства одного жилого дома по улице Гоголя (между улицами Радищева и Горького). На самом деле, на плане отвода земельного участка пять домов. Ныне, через семь лет, не построен ни один дом.

Представляется необходимым сократить сроки аренды заселенных участков максимум до 10 лет и размеры сдаваемых в аренду участков ставить в прямую зависимость от реальных возможностей арендатора по их освоению. Город заинтересован в оперативном освоении этих участков, максимум в средне-срочном, т. е. не более чем 10 лет преобразовании их содержания за счет строительства новых объектов, а не создания множества зон долгостроя.

Также оперативно должны решаться и проблемы заселяющих эти участки жителей. Решая проблему отвода под новое строительство заселенных участков, необходимо руководствоваться интересами и города, и жителей, и арендатора, а не только формальной верностью букве законодательства. Нельзя забывать фразу известного классика марксизма-ленинизма: «Формально – прав, по существу – издевательство».

Хочу также обратить внимание на то, что очень часто при сдаче в аренду заселенных участков не учитываются права проживающих на них владельцев земельных участков.

Например, последний случай ... 26 мая 2005 года постановлением администрации города Саратова № 114А-117 был утвержден акт выбора земельного участка площадью 4104 кв. м на углу улиц Вавилова и Астраханской.

9 апреля 2008 года был совершен шестой и наиболее «успешный» поджог жилого дома и надворных построек в середине этого участка по ул. Вавилова, 36.

Выяснилось, что владельцы этого дома и надворных построек, сгоревших дотла на четыре пятых, в течение многих десятков лет платят как налог за строение, так и налог на землю за участок в 160 кв. м. Таким образом, они в соответствии с законом РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» являются собственниками этого участка, а в соответствии с тем же законом они не ограничены во времени в части оформления этого права. Рядом находятся еще несколько таких же строений и участков. Но никто не посчитал нужным согласовать с ними выбор земельного участка. Фактически администрация города ущемила их права и распорядилась их собственностью.

Представляется необходимым взаимодействие администрации города и налоговой службы при сдаче в аренду участков с целью выявления владельцев участков земли, входящих в границы отводимых администрацией участков.

Необходимо также пересмотреть постановления об отводе (сдаче в аренду) заселенных участков территории города на предмет законности с учетом соблюдения прав жителей, владеющих участками в рамках отводимых участков, а также реальности освоения сданных в аренду участков силами арендаторов в разумные сроки, а не нахождения участков в загашнике арендаторов.

Происходит все это из-за того, что в городе не уделяется должного внимания межеванию придомовых территорий, хотя эта обязанность и предусмотрена действующим законодательством, причем предусмотрена достаточно давно. Недостаточное внимание этому вопросу является следствием прямого столкновения интересов города и чиновников. Ведь, если бы было проведено межевание придомовых территорий, то значительная часть жителей стала бы собственниками или сособственниками существенной части земель в городе и одновременно плательщиками налога на землю в муниципальный бюджет. По самым скромным подсчетам, это 300 миллионов рублей ежегодно. Однако в таком случае вопросы отвода земель под строительство решались бы не в кабинетах чиновников, а путем заключения договоров непосредственно между строительными фирмами и гражданами. Таким образом, иссяк бы существенный источник коррупции. Но пока интересы города в течение многих лет уступают интересам чиновничества.

По информации руководства городского комитета по земельным ресурсам, в 2008 году выделено 15 миллионов рублей на межевание, а необходимо – 180 млн рублей. Следовательно, еще 12 лет будет сохраняться существующее положение. Кстати, даже когда жители согласны на платное межевание, но площади принадлежащих им квартир составляют менее половины от всех квартир, имеющихся в конкретном дворе, они не могут провести эти работы без соучастия муниципалитета как собственника квартир, а муниципалитет не проявляет ни инициативы, ни согласия на проведение этих работ.

Представляется необходимым разработать и утвердить в Саратовской городской думе трехлетнюю программу межевания придомовых территорий. Это будет способствовать созданию постоянного источника существенных налоговых поступлений в городской бюджет, формированию уважительного отношения к жителям города со стороны и властей и хозяйствующих субъектов, а также укреплению пожарной безопасности проживания в нашем городе.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15052008175023&oldnumber=443