"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (442) от 8.05.2008

Роскошь Общения

Елена Камбурова: «Культурная «революция» уничтожила культуру»

Ольга БАЛАНДИНА

В номере от 17 апреля 2008 года «Богатей» подробно рассказал о спектакле Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой «Антигона», в котором играла она сама. Об «Антигоне», о театре, которым она руководит, об интеллигенции и культуре в нашей стране нам удалось поговорить с Еленой Антоновной.

Корр.: Чем именно «Антигона» заинтересовала Вас настолько, что Вы включили ее в репертуар Вашего театра?

Е. Камбурова: Меня убедил режиссер Олег Кудряшов. Он уговаривал меня очень долго. Мне поначалу не верилось, что смогу это сыграть. После того, как спектакль пошел, мне потребовалось еще около года, чтобы в этой истории прочно встать на ноги. История же сама по себе для меня показательна и интересна. Смотрела адаптированный вариант Жана Ануя. Но совершенно не могла его принять. В нем нет доверия к зрителю. Хотя Жан Ануй и сделал перевод давно, но когда я по-настоящему вчиталась в текст Софокла… Это даже близко рядом не стоит по величию, по мощности и по современности. «Странница Надежда – залог блаженства», – ведь это как будто Окуджава написал. Режиссер предлагал соединить Жана Ануя и Софокла. Но я не согласилась: считаю, что зрителю надо больше доверять.

Корр.: В одном из последних номеров газеты «АиФ» музыкант Юрий Шевчук и известный художник-реставратор Савелий Ямщиков подняли вопрос о роли интеллигенции в двух десятилетиях реформ в России и о положении интеллигенции в обществе. Как Вы смотрите на эти проблемы?

Е. Камбурова: Интеллигенция, к сожалению, очень мало влияет на течение событий и даже на культурные ценности. И ей в этом совсем не помогают телевидение и СМИ. Правда, есть канал «Культура», по которому такой интеллигент, как Валентин Непомнящий, так преподносит стихи Пушкина, что глаз и слух не оторвать. Но передачи эти идут в такое неудобное время, что мало кто их видит.

Корр.: А Вас я вижу на «Культуре» редко. Это случайность?

Е. Камбурова: Нет, я действительно появляюсь на «Культуре» редко. Почему? Мне трудно это объяснить. Может, виновата моя собственная инерция? Но это единственный канал, по которому я могу звучать. Надеюсь, что придет время, и так оно и будет. Но пока есть некое промедление. Мои передачи идут по телевизионной программе «Ностальгия», не знаю, есть ли она в Саратове.

Корр.: Певец Александр Подболотов совсем недавно рассказывал нашей газете, что и на канале «Культура» надо платить за время эфира.

Е. Камбурова: Пока (и надеюсь, что и в будущем так будет) я ни за секунду своего пребывания на экране никому не платила. И думаю, что для жанра настоящего российского шансона телеканал «Культура» должен делать исключения.

Корр.: Мы говорили об интеллигенции. А каковы Ваши критерии интеллигентного человека?

Е. Камбурова: Интеллигентен тот, кто, как говорил драматург Володин, старается занять меньше места. Тот, кто уступит другому. К тому же, это человек определенных знаний и культуры поведения, деликатности. Человек, читающий достойную литературу. Слушающий хорошую музыку. При этом музыка может быть самой разной. Но в ней должна отсутствовать агрессия, и она должна быть преисполнена мыслью. Такие люди часто сами бывают творцами или способны оценивать творчество других по-настоящему.

Корр.: Что слушаете Вы?

Е. Камбурова: Мне приходится слушать многих авторов. Не могу сказать, что это доставляет мне особое удовольствие. Слушаю музыку, люблю хоровую. Нашу классику. Недавно много слушала Баха, музыка которого пронизана чувством покоя и света.

Корр.: Несколько слов о Вашем театре. Он самоокупаем или его кто-то дотирует?

Е. Камбурова: Его дотирует Управление культуры города Москвы, и это счастье.

Корр.: Его здание в собственности театра?

Е. Камбурова: Официальная формулировка такова: помещение находится «в оперативном управлении».

Корр.: Актеры сами приходят к Вам или Вы их находите?

Е.Камбурова: Бывает и так, и так.

Корр.: По какому принципу Вы строите репертуар своего театра?

Е. Камбурова: Так, чтобы в основе были или хорошие стихи, или очень красивая музыка – ведь теперь мы уже называемся Театром музыки и поэзии. У нас есть музыкальные спектакли: «Абсент», «P. S. Грезы…» с прекрасной музыкой Шуберта и Шумана, Равеля и Дебюсси. Невероятно добрые истории происходят в «Каплях Датского короля». Сейчас мы репетируем «Времена года» и еще две вещи, которые мне очень важны: спектакль по творчеству Владимира Высоцкого, который мы готовим на двоих с его сыном Никитой. Вторая вещь посвящается романсу в естественной для него атмосфере. Это начало прошлого века, 1904 год, собираются люди, которые еще не знают, что их ждет через 10–15 лет.

У нас появляются и драматические спектакли. Критерий таков: какое последействие есть у спектакля? Что он несет? Что возбуждает в человеке? А форма может быть самой разной. У нас выступают представители жанра художественного чтения. Это Антонина Кузнецова и Рафаэль Клейнер. Они регулярно у нас работают и показывают разные программы, это безумно интересно.

Корр.: Жанр, к сожалению, сегодня не популярен.

Е. Камбурова: Это великий жанр, присущий России. Он вымирает только потому, что его уничтожают. Произошла культурная «революция», революция в обратную сторону, которая не подняла культуру, а уничтожила ее.

Корр.: Театр хорошо посещается?

Е. Камбурова: Обычно билеты раскупают с энтузиазмом.

Корр.: Я была в Вашем театре на спектакле Ирины Евдокимовой. Мне очень понравилась необыкновенно уютная атмосфера в театре. Много кукол, фотографий. Зрителей угощают мандаринами, а в зале на каждом кресле для них лежало по конфетке. Инициатор всего этого Вы?

Е. Камбурова: В общем-то, да. Мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что он попал в домашнее театральное тепло.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15052008173347&oldnumber=442