"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (442) от 8.05.2008

Cреда Обитания

Инвалиды вокруг нас

Григорий ПРАВДИН

Работая в сфере поставок вертикально-транспортных устройств (ВТУ): подъемников, эскалаторов, лифтов (грузовых

и пассажирских) и пр., мне пришлось столкнуться с изучением «проблемы обеспечения достойной среды обитания», так это звучит в официальных документах, для людей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата – инвалидов-колясочников.

Изучая данную социальную проблему, я пришел к выводам, что местная и федеральная власти уделяют этому вопросу внимание в минимальном объеме, да и то исключительно на бумаге, в виде различных государственных программ и проектов, по моему глубокому убеждению, направленных лишь на так называемое «осваивание» бюджетных средств. Или отделываются разовой так называемой «адресной» помощью, не забывая громко «пропиариться» в СМИ, чтобы об этом все слышали и думали, что эта острая социальная проблема решается.

Всем известно, что в нашей Саратовской областной думе многие годы заседают депутаты-строители, но решение вопроса об оборудовании зданий пандусами и подъемниками даже не ставиться и не обсуждается уже много лет, хотя законодательная база существует.

Так, создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов закреплено законодательно ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом, где прописано, что и как необходимо строить, с учетом потребностей инвалидов. Кроме того, в этих документах четко прописывается степень и мера ответственности за неисполнение описываемых норм, вплоть до уголовной ответственности. Приведу лишь несколько цитат из из упомянутого ФЗ.

Из статьи 15: «…Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно».

Из статьи 16: «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Итак, законы есть, но они не исполняются. Почему? Потому, что их выгодно не исполнять? А ведь многие из тех, кто передвигаются на коляске, могут и хотят вести полноценный образ жизни: работать, учиться, ездить в гости к друзьям и родственникам, в том числе в другие города. Многие люди, работающие в офисах, проводят, сидя за компьютером, около 70 % рабочего времени, т. е. ведут сидячий образ жизни. Почему так же не могут работать люди на колясках?

Мне пришлось довольно сильно углубиться в данную проблему, чтобы найти механизм ее решения. Как оказалось, существующая программа мероприятий довольно не сложная, надо просто ею заниматься. Решение этой социальной проблемы на 100 % и в масштабах всей России, и в масштабе отдельного региона вполне осуществимо в течение 1–3 лет.

Здесь я затронул лишь часть комплекса проблем инвалидов, их значительно больше – у разных категорий людей, с различными ограничениями (по зрению, слуху, речи и пр.). Но их всех объединяет одно – общество не воспринимает этих людей как равноценных себе, хотя, по моему убеждению, судьба должна быть ко всем одинаково справедлива: человек, имеющий какой-то физический недостаток, обязательно превосходит в чем других, физически полноценных. Примеров в жизни и истории – масса. Для этого нужно изменить отношение общества в целом к людям с любыми ограниченными возможностями, чтобы окружающие воспринимали инвалидов как равноправных членов общества и относились к ним не с жалостью, но с уважением и пониманием. А представители власти, наконец, обратили свое «царственное» внимание к их проблемам и начали последовательно их решать.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15052008173224&oldnumber=442