"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 17 (442) от 8.05.2008

Угол Зрения

А. Соколов: «Проблемы мигрантов нужно решать комплексно»

Беседовал Юрий ЧЕРНЫШОВ

Завершился длившийся целую неделю конгресс Ассамблеи народов Саратовской области. На восьми секциях обсуждались вопросы межнациональных взаимодействий. Впечатления от проведенных форумов разноречивые.

Наряду с острыми оценками, звучавшими на обсуждениях, было много и неглубоких, дежурных, как говорится, выступлений и, что греха таить, откровенно бессодержательных речей. Такие выступления не только вызывают разочарование обилием общих рассуждений, не содержащих конструктивных идей, но и забивают дельные мысли и предложения и, в конечном итоге, не позволяют понять, какова же обстановка в области и чего ждать в дальнейшем. Разъяснить ситуацию мы попросили сопредседателя Саратовской региональной общественной организации «Русская община» Анатолия Соколова.

Корр.: Анатолий Иванович, на Ассамблее Вы также провели одну из секций – круглый стол на тему «Практика межнационального взаимодействия и этнокультурного развития народов Саратовской области». Как Вы можете охарактеризовать обстановку с миграцией в области, на фоне которой протекает «межнациональное взаимодействия и этнокультурное развитие»?

А. Соколов: Мы не можем не видеть, что с ростом миграции возникают и поводы для обострения межнациональных отношений, и затрудняется этнокультурное развитие. Сейчас появилась специфика: идет волна миграции русского и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. Они приезжают на равных правах с мигрантами не русскими. Приезжают уже озлобленные из-за того, что вынуждены покинуть насиженные места, которые считали своей родиной. Да и здесь они не встречают какого-то особого понимания. Следовательно, растет недовольство. Миграция будет расти и дальше – главным образом потому, что в России наблюдается рост экономики. Значит, будет расти трудовая занятость, будет расти спрос на рабочую силу. Этот спрос на местах без привлечения мигрантов удовлетворить не удастся. Так, в связи с ростом цен на зерно, следует ожидать подъема сельского хозяйства. Но село обезлюдело. Если смотреть вперед и честно оценивать ситуацию, то следует признать – предстоит привлечение рабочей силы на село, и эта сила – мигранты.

И опять же встает вопрос о межнациональном взаимодействии. Ощущается необходимость консолидации сил всей страны через большие проекты. Одним из таких вижу строительство Олимпийского комплекса в Сочи.

Корр.: А какие механизмы для управления процессом миграции и проблем, связанных с ней, Вы находите работоспособными в области?

А. Соколов: Выступая на Ассамблее, я обозначил эти вопросы. Главное – в области уже создана многоступенчатая система, как пирамида, ориентированная на решение вопросов миграции и межнационального взаимодействия.

Верхушка ее – Ассамблея народов Саратовской области. Два раза в год она обсуждает проблемы. Следующая ступень – Общественная палата области. У нее широкий круг вопросов, начиная от экспертиз проектов законов до конкретики. Если возникают вопросы, связанные с миграцией, Общественная палата должна ими заниматься. А вопросы есть. Сейчас, например, ожидание оформления занимает 20 дней. А если какая-то организация в этот период времени предоставит работу мигранту (поскольку ему тоже надо на что-то существовать – Ред.), она вынуждена платить штраф.

Третья ступень – общественные структуры при губернаторе, областной думе, Главном федеральном инспекторе – экспертные советы. Вопросы межнациональных отношений также входят в их компетенцию.

Следующая, четвертая ступень – Ассоциация представителей национальных общин. Руководители пятнадцати национальных диаспор рассматривают вопросы совместной жизни. Хорошим примером служит существование «национальной деревни» в парке Победы. Удалось достигнуть взаимопонимания в вопросе об особых льготах национальным меньшинствам. Этот вопрос больше не поднимается – законы для всех одинаковы.

Пятая ступень – основание – национальные объединения и общественные организации. Таковых, работающих, около ста.

Эту систему надо развивать. Более ста национальностей в области должны жить дружно.

Корр.: Какие меры видятся или предусматриваются для адаптации русскоязычных мигрантов?

А. Соколов: Главное условие – общий подъем благосостояния. Без этого не решить многих жизненно важных проблем. Скажем, жилье. Это ведь проблема не только мигрантов, но и тех, кто проживает здесь постоянно. Даже ипотечный кредит не каждый может взять, если уровень дохода ставит под сомнение его возврат. В селе с этим легче, но туда мало кто едет, для работы в селе нужен навык. Поэтому поток мигрантов надо регулировать. И не только через государственные, но и через общественные организации. Для этого нужны полномочия. Через диаспоры должны идти заявки на требуемые в области профессии. Надо адаптировать под конкретные областные условия региональное законодательство.

Корр.: Какие областные структуры занимаются этими вопросами?

А. Соколов: На уровне правительства – вице-губернатор Александр Бабичев, комитет по общественным и национальным отношениям, министерство труда, занятости и, сейчас добавлено, миграции. Необходимо создать министерство на Федеральном уровне – министерство национальной политики – Миннац, как это было раньше.

Корр.: При не очень большом стремлении мигрантов к сельской жизни, тем не менее, в некоторых районах создаются компактные национальные поселения. При этом наблюдаются процессы, не вписывающаяся в радужную картину межнационального согласия, которую рисуют официальные лица, в том числе и лидеры диаспор. Например, в одном из сел в Воскресенском районе взаимоотношения местного населения и образовавшегося компактного поселения чеченцев далеки от желательных. Что необходимо делать, чтобы избежать обострения межнациональных отношений?

А. Соколов: Этим вопросом надо заниматься, начиная с подготовки мигрантов, с курсов русского языка и основ культуры, местных нравов и обычаев. Это принято в странах Европы, где курсы для мигрантов бесплатны. У нас же и на федеральном уровне не принята даже Концепция национальной политики.

Корр.: А можно ли на уровне области решить вопрос о курсах языка и культурной адаптации?

А. Соколов: Для этого нужен региональный закон о миграции, и должно быть налажено участие четырех структур: миграционной службы, министерства труда, занятости и миграции, министерства образования и общественных структур. Как председатель комитета общественной палаты области говорю: «Наша задача – задействовать эти четыре направления». Мы должны побудить правительство разработать и принять соответствующий закон. Ведь сейчас более половины глав районных администраций не принимает участие в решении этих вопросов.

Корр.: Различие культур порождает различную экономическую активность и направленность. Скажем, мигранты из южных стран и республик более тяготеют к торговле или скотоводству, чем к земледелию. Кто должен осмысливать и решать вопросы экономического взаимодействия?

А. Соколов: Вмешательство в экономические отношения бесполезно. Рынок сам все отрегулирует. Правительство и власть всех уровней должны лишь создавать условия для развития. А если завтра, например, повысятся цены на зерно, а упадет спрос на продукты овцеводства, то и чеченцы будут сеять пшеницу, а не разводить овец. Сейчас вот москвичи стремятся скупить наши земли. Задумаемся – для чего? Возможно, для использования. Ведь цена на зерно уже выросла в три раза.

Корр.: Раз проблема миграции так тесно срастается с экономическими факторами, то, как Вы оцениваете поднимающийся в последнее время по инициативе московского бизнеса вопрос об объединении Саратовского района с городом Саратовом? Привнесет ли объединение что-то полезное в миграционные процессы?

А. Соколов: Это не первая попытка подобного рода. Будучи еще вице-мэром города Саратова, мне пришлось заниматься этим вопросом. При объединении многое теряют сельские жители – учителя, врачи, работники культуры. Расширение границ города ничего не дает и с точки зрения миграционных процессов. Надо поддерживать сельскохозяйственное направление. А в городе селянин никому не нужен. Да и он стать горожанином не сильно стремится. Это показали референдум и опрос. Во всей компании за объединение чувствуется экономический интерес московского бизнеса. Например, скупить сельскохозяйственные земли по одной цене, а при включении их в городскую территорию, когда резко повысится кадастровая стоимость земли, продать по другой цене. Типично спекулятивные намерения. И в миграционных процессах в этом случае могут появиться только новые проблемы.

Корр.: Благодарю за обстоятельные ответы.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=15052008173042&oldnumber=442