"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (441) от 24.04.2008

Кумир

В память о Михаиле Таниче Малинин исполнил «Берега»

Ольга БАЛАНДИНА

Александр Малинин выступал в Саратове год назад. Тогда перед концертом ему стало плохо: сильно разболелась спина и вызванные врачи решали, проводить ли ему новокаиновую блокаду для снятия боли. Певец провел концерт так мужественно и честно, что никто в зрительном зале и не догадался, что ему нездоровится.

В этом году концерт Малинина, объявленный в начале феврале, был перенесен на 17 апреля. Александр поблагодарил зрителей за их долготерпение и объяснил свой не приезд зимой тоже болезнью и добавил: «А ведь я всегда пою только вживую, поэтому обязан быть в хорошей форме».

Концерт 17 апреля прошел «на ура». Зрители просто неиствовали. Это произошло по нескольким причинам: и потому, что в зал оперного театра (который был полон!) пришли истинные поклонники творчества певца, и потому, что пел он с полной отдачей, а большую часть концерта составляли хорошо всем известные романсы, а также песни, которые сразу после написания стали лидерами теле- и радиоэфиров.

«Я хотел въехать в город на белом коне» – эта песня открыла концерт. За ней Малинин вспомнил «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный» – романс, который в 1988 принес ему Гран-при в Юрмале, открывший ему путь на большую эстраду.

«Гори, гори, моя звезда», «Милая, ты услышь меня», «Дорогой длинною, да ночкой лунною», «Не уходи, побудь со мною»… И, конечно же, белогвардейская тема. «Поручик Голицын», песня, вокруг создания которой ходило столько версий. Но претендующие на ее авторство оказались несостоятельными перед рассказами побывавших за рубежом. Так, Жанна Бичевская поведала, как в Париже супружеская чета весьма почтенного возраста передала ей стихи песни, объяснив, что «Поручика…» пели еще во времена их далекой-далекой молодости.

Эмигрантскую тему продолжил романс «Белое на синем» (белое – корабли, а в следующих куплетах – чайки, сны). Эполеты мундира, в который облекся певец, подчеркивали колорит той эпохи. Во втором отделении он вышел уже в штатском. Огромный крест на ярко-голубой ленте смотрелся эффектно. Но хорошо ли это? Ведь не бывает «концертных» крестов; по православным обычаям, это вещь нательная и должна быть скрыта от чужих глаз. К тому же, на черном ремне гитары ослепительно посверкивала брошь, на пальце левой руки – перстень, скорее всего, бриллиантовый.

Со стороны зрителей не обошлось без эффектных сцен. Так, молодая женщина, вручая огромнейший букет роз, опустилась перед певцом на колено. Помню точно такую же сцену на концерте прошлого года.

Отложив гитару, певец залихватски танцевал, исполняя веселую «Ладу». «Эту песню Владимир Шаинский написал на стихи Михаила Танича. Сегодня Михаил Танич умер». «Как умер? Танич умер?» – взволнованное удивление всколыхнуло зрителей, в зале стали переговариваться. «В память о поэте прозвучит песня «Берега», – объявил Малинин. На первом ярусе, справа от сцены, поднялись первыми. А вслед за ними, в свете прожекторов, осветивших зал, встали и все зрители. И подумалось: насколько прав был Лев Толстой, считая, что «главное значение искусства – значение объединения». В память о Таниче прозвучало:

Берега, берега, берег этот и тот,

Между ними река моей жизни.

Между ними река моей жизни течет,

От рожденья течет и до тризны.

А на том берегу незабудки цветут,

А на том берегу звезд весенний салют,

А на том берегу мой костер не погас,

А на том берегу было все в первый раз…

Немного досадно одно: по ходу по-настоящему замечательного концерта авторы песен не объявлялись. Обычно артисты в ответ на подобные замечания отвечают: «Формат концерта не позволяет этого делать». Что ж, быть может, они и правы. Но мне, например, стало интересно: кто написал песню «Берега»? И свое любопытство я удовлетворила только в Интернете: музыка В. Засухина, стихи Ю. Рыбчинского. Уверена, что многие в зале уже не помнят авторов романса «Еще он не сшит, твой наряд подвенечный» с легендарными строчками: «Две вечных подруги – любовь и разлука – не ходят одна без другой». Думается, что упоминание имен Булата Окуджавы и Исаака Шварца (музыка) не испортило бы формат любого концерта.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30042008111811&oldnumber=441