"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (441) от 24.04.2008

Актуально

Утвердят ли отчет без отчета?

К публичным слушаниям по бюджету

Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»

В спецвыпуске «Саратовской панорамы» от 25 марта 2008 года опубликован «Отчет об исполнении бюджета города за 2007 год», который должна будет утвердить Саратовская городская дума. На 10 часов 29 апреля в здании Администрации Волжского района г. Саратова по адресу: ул. Соборная, дом 3 назначены общественные слушания по отчету.

Нам, жителям города, предложен для обсуждения такой мизерный объем информации, что оценить разумность и качество расходования бюджетных средств невозможно. Предлагаемый отчет ограничивается ведомственной росписью, что дает поверхностное представление о том, каким образом в городском бюджете учтены ведомственные интересы.

Например, городской комитет здравоохранения получил из казны города 678,7 млн руб. и их истратил. Но из опубликованного отчета мы не можем узнать, на что конкретно были потрачены эти деньги, соответствуют ли расходы целевому назначению и действительно ли были произведены эти расходы на пользу горожан, а не разворованы проходимцами. То же самое относится и ко всем другим городским ведомствам.

Конечно, мы все, жители города, можем радоваться тому безграничному доверию, которое оказываем нашему любимому городскому руководству и депутатам.

Да и как не верить этим честным, добросовестным и принципиальным людям, причем, лучшим людям нашего города. Но не следует забывать и веками проверенную мудрость: доверяй, но проверяй!

Своим городским депутатам и чиновникам мы поручили распоряжаться нашими общими деньгами в общих интересах. Ведь наш городской бюджет состоит из денег, которые через систему государственных налогов и сборов были изъяты из кармана каждого жителя, и на эту сумму стали меньше наши семейные бюджеты. Но мы не ропщем, все мы понимаем, что надо учить детей, лечить больных горожан, производить уборку города и так далее, и так далее.

От того, как грамотно, эффективно и своевременно потрачены на эти цели наши деньги, зависит благосостояние каждого саратовца, независимо от социального статуса. Жить в замусоренном городе, заселенным больными и некультурными людьми, не хочет никто.

Так уж сложилось, что наш исторический опыт городского самоуправления беден и не содержит культуры решения общих проблем путем добровольного сбора денег и расходования в интересах жителей, а также культурного отчета городских властей за израсходованные деньги перед жителями. Наши предки никогда не были свободными, в цивилизованном понимании, людьми. Они никогда реально не избирали местное самоуправление и никогда сами не принимали в нем участия.

Более того, у нас имеется только отрицательный опыт объединения граждан в общину по материальному интересу для того, чтобы нести бремя долговой ответственности перед барином и перед государством, которым не хотелось иметь дело с каждым человеком в отдельности.

Только сегодня проблема местного самоуправления решается в России, хотя и не совсем так, как в цивилизованном мире, но все же в формах и методах, дающих возможность нам, саратовцам, самостоятельно, объединив усилия, улучшать условия жизни в городе. Таким образом, опыт реального местного самоуправления нарабатываем мы сами.

Я напомню читателю, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Мы, жители города, понимая это или нет, своими личными кошельками, нервами и здоровьем несем ответственность за качество работы городских чиновников и городских депутатов.

Если наши депутаты неправильно определили приоритеты в городском бюджете на год, то для нас это означает, что какая-то важная злободневная проблема не будет решена и даже, возможно, усугубится за год, так что на ее разрешение на следующий год все равно придется выделять деньги, только, скорее всего, в еще большем размере, за счет снижения расходов на образование, здравоохранение и другие важные цели. Кроме того, обострение этой неучтенной проблемы отравит повседневную жизнь многим тысячам саратовцев, а для некоторых может оказаться и роковым.

Если деньги выделены, но неэффективно использованы, то решать городскую проблему нам все равно придется. Следовательно, в городской бюджет на следующий год нам снова придется выделять из своего кармана деньги за счет семейного бюджета на эти же цели. Нашей общей ежедневной платой за это разгильдяйство будут расшатанные нервы от повседневных городских неурядиц, из-за грязи на улицах, холода в квартирах и тому подобных «прелестей».

Следовательно, мы все, жители города, морально и материально заинтересованы в том, чтобы деньги городского бюджета были израсходованы по целевому назначению, рационально и эффективно. И мы все заинтересованы в том, чтобы городская власть честно отчиталась перед нами за каждый израсходованный рубль.

Западные города выглядят красиво и ухожено во многом потому, что там все бюджетные деньги, выделенные на местное самоуправление, расходуются целевым назначением, не разбазариваются и не разворовываются. Там главы городов отчитываются за каждую крону, марку и франк, а не скрывают от жителей отчет по бюджету. Там каждый гражданин знает, что прозрачность городской власти, жесткий контроль над ней жителей – вот единственный эффективный залог чистоты и порядка в городе, здоровья и процветания его жителей.

Наш город неухожен, замусорен во многом потому, что мы, жители города, ни разу еще не потребовали от своих городских чиновников и городских депутатов отчитаться перед нами: на что и почему они истратили наши деньги. Куда ушли деньги, выделенные в бюджете на уборку города, если, например, набережная и другие места общего пользования месяцами не убираются?

И таких интересных вопросов, ответ на которые нельзя получить без анализа открытого и подробного отчета об исполнении городского бюджета, каждый наш житель может задать много.

Особая проблема – это огромные возможности разворовывания бюджетных средств в ходе исполнения бюджета. Совсем недавно на круглом столе по проблеме коррупции из уст бывшего депутата городской думы прозвучало ни кем не оспоренное мнение, что «откаты» по городским заказам составляют до 20 %. Что такое «откаты», я думаю, знают все читатели.

Если скромно предположить, что с использованием коррупционных механизмов у нас расходуется до 50 % бюджетных средств, то только в виде «откатов» наши коррумпированные городские чиновники и депутаты получают до 600 млн руб. в год.

Но это еще не все. Если вороватый бизнесмен должен отдать 20 % на «откат» в виде взяток, то сам он, как мне представляется, должен как минимум украсть еще 30 %, поскольку он не меньше чиновников и депутатов-взяточников хочет чувствовать себя хозяином на празднике жизни.

Таким образом, из городского бюджета ежегодно, в интересах жалкой кучки проходимцев, разворовывается разными способами до 1,5 млрд рублей.

Но и это еще не все. Если каждый второй рубль разворовывается, то, согласно условиям, объем-то поставок и работ все равно надо выполнить. Отсюда – товар поставляется по сверхзавышенным ценам, некачественный и не в полном объеме, а заказанные работы выполняются по принципу тяп-ляп. Любому ясно, что объем работ на 100 рублей нельзя выполнить качественно, имея только 50 рублей.

Если это так, то чему удивляться, что от пациентов муниципальных больниц настоятельно требуют, чтобы они лечились собственными лекарствами.

Если это так, то едва ли на наших улицах будут наводиться ежедневно чистота и порядок.

Чему удивляться, что вместо естественной гордости за наш любимый город мы, попав в Самару или Волгоград, испытываем чувство стыда.

Конечно, все вышесказанное только мое предположение, которое, может быть, и не соответствует действительности. Хотя, кто знает…

Достоверно известно одно: наши городские депутаты и в первую очередь члены постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам с упорством, достойным лучшего применения, из года в год представляют нам мутный городской бюджет, не боясь, что их за это горожане заподозрят в нечистоплотности.

Не городские чиновники, а именно наши городские депутаты, которых мы сами легкомысленно выбрали, скрывают от нас, жителей города, реальное содержание городского бюджета и создают условия для разворовывания и разбазаривания.

Именно поэтому правозащитным центром «Солидарность» общественное звание «Самый ненародный депутат» за 2007 год присвоено 19-ти городским депутатам, включая заместителя главы МО Г.И. Задкова, председателей постоянных комиссий А.А. Березовского, П.В. Глыбочко и Г.А. Турунтаева, хотя некоторые из депутатов у меня лично вызывают симпатию.

В организационный комитет по проведению публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета города за 2007 год нами поданы следующие предложения:

1. Рекомендовать депутатам Саратовской городской думы отклонить утверждение отчета об исполнении бюджета города за 2007 год, поскольку отчет ограничивается только ведомственной структурой расходов бюджета и по этой причине «Отчет об исполнении бюджета города Саратова за 2007 год» скрывает от жителей фактическое исполнение бюджета и не дает возможности жителям города Саратова лично проверить, было ли рациональное, целевое и эффективное использование городских бюджетных денег ведомствами, и не позволяет непосредственно убедиться, что бюджетные средства ведомствами не разворованы и не использованы нецелевым образом.

2. Выразить организационному комитету по проведению публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета города Саратова за 2007 год неудовлетворение жителей города Саратова тем, что организационным комитетом не опубликованы все акты проверок, проведенные счетной палатой города Саратова, и не опубликовано заключение счетной палаты по исполнению бюджета, что лишает жителей города возможности квалифицированно и объективно участвовать в обсуждении отчета об исполнении бюджета города за 2007 год.

3. Рекомендовать депутатам Саратовской городской думы потребовать от главы администрации города Саратова подготовить и опубликовать прозрачный, полный и подробный отчет об исполнении бюджета города за 2007 год, который бы был действенным антикоррупционным механизмом, препятствующим сокрытию фактов хищения и злоупотребления бюджетными средствами, и включал бы в себя самые подробные и прозрачные отчеты всех муниципальных учреждений, организаций и предприятий, заключение счетной палаты города Саратова по исполнению бюджета и акты проверок, проведенные счетной палатой в 2007 году.

Если мы, жители города, привычно равнодушно и лениво отнесемся к публичным слушаниям, то можно не сомневаться, что избранные нами депутаты городской думы проштампуют подготовленный мутный отчет, сохранив безграничными возможности для разворовывания и разбазаривания наших с вами денег из городского бюджета.

Мне остается только надеяться, что грамотные, принципиальные и ответственные жители Саратова, в первую очередь предприниматели, рабочие и служащие, студенты и пенсионеры, отложат свои повседневные дела 29 апреля и явятся на публичные слушания, чтобы открыто выразить свое законное требование снять печать тайны с городского бюджета, потребовать публикации полного, до рубля, отчета об исполнении бюджета за 2007 год, полных отчетов по всем проверкам, проведенным городской счетной палатой и заключения счетной палаты по исполнению бюджета.

Давайте все вместе заявим, что городской бюджет не кормушка для воров, коррупционеров и проходимцев. Каждый рубль городского бюджета должен расходоваться от имени жителей города и только в интересах жителей города, на их благо и процветание. И за каждый рубль власть должна отчитаться.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30042008111556&oldnumber=441