"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (439) от 10.04.2008

Жанры

Весна на киноманской улице

Беседовал Григорий ГРИШИН

У саратовских любителей кино есть повод для хорошего настроения. 31 марта после девятимесячного ремонта открылся Дом кино. Для небогатой жизни провинциальной культуры это, несомненно, событие. Значимость его определяется тем, что зал на Октябрьской, 43 был единственным в Саратове местом, где можно было увидеть на большом экране великую классику кинематографа: фильмы Эйзейштейна, Феллини, Висконти, Антониони, Бергмана, Трюффо и Фасбиндера. Здесь же шли ленты, в значительной степени определяющие лицо современной культуры, но обойденные вниманием массовых залов – фильмы Озона, Бертолуччи, Фон Триера, Гринуэя… Одним словом, Дом кино был и остается тем местом, где кино предстает перед саратовским зрителем не в набившей оскомину личине масскульта, а в своем естественном качестве искусства.

Дом кино – это культурный проект, явление бестелесное или, как сейчас говорят, виртуальное. В жизнь этот проект внедряют Нижнее-Волжская студия кинохроники, предоставляющая зал для показов, и киноклуб «Волшебный фонарь», обеспечивающий организационную базу проекта. О перспективах показа в провинции некоммерческого кино, об истории Дома кино и причинах столь долгой паузы в его работе мы беседуем с директором Нижне-Волжской студии кинохроники Андреем Наймушиным.

Корр.: Что такое саратовский Дом кино? Откуда взялся этот проект и какие у него перспективы?

А. Наймушин: Создавая Дом кино, мы прежде всего стремились воссоздать киноклубный артхаусный кинозал. Сейчас есть объективные данные, свидетельствующие, что в ближайшие год–два подобные артхаусные залы в городах-миллиониках и университетских центрах, видимо, оживут. Для этого есть следующие предпосылки. Жизнь андеграундной культуры имеет свои законы – логичные и, к сожалению, линейные. Никакого андеграунда, никакого артхауса не может быть, если нет у населения интереса к масскульту. Нет аудитории у масскульта, тем более, нет аудитории у артхауса. С какого-то порога оживления масскульта начинает оживать и ниша андеграунда. Я очень надеюсь, что это происходит именно сейчас. Москва пережила этот момент и имеет залов 5–10, которые этим постоянно занимаются. И уже слышны стоны московских продюсеров, занимающихся параллельным кино, что им нужны точки по стране. Они не могут крутить это кино только в Москве, Питере – им нужно 10–15 копий, чтобы окупать свои проекты. В этом смысле другого варианта быть не может.

Корр.: На какие деньги существует Дом кино? Это благотворительный проект или...

А. Наймушин: С момента открытия нашего киноклуба «Волшебный фанарь» у нас реализовывалась несуществующая в природе конструкция, так называемое «бездоходное предприятие». То есть предприятие, которое не приносит доходов, но и не терпит убытков. Отдельные отрезки оказываются убыточными, отдельные приносят прибыль, но все эти годы кинозал выходил на ноль. Но, надеемся, теперь небольшую прибыль он будет давать.

Корр.: В чем состоял ремонт?

А. Наймушин: Прежде всего в капитальном ремонте самого здания. Была перспектива, что когда-нибудь, когда в нашем зале соберется особенно много саратовских любителей кино, они здесь и останутся. Перекрытия требовали замены еще с 1975 года. Годы советской власти прошлись железным сапогом по крыше нашего здания. Само оно было построено очень хорошо православными купцами, но они никак не думали, что люди, например, могут десятилетиями не ремонтировать протекающую крышу, а просто подставлять ведра. Стропильные конструкции сгнили полностью. Их последний раз меняли в 1946 году. Поэтому пришлось все поменять. Мы поставили новые балки, на которые будет опираться мансардный этаж, и подвесили новый потолок.

Корр.: А кроме ликвидации опасности для зрителей будут ли какие-то изменения?

А. Наймушин: Да, конечно. Мы меняем экран, систему освещения. В планах замена кресел. Мы модернизируем считывающую систему наших кинопроекторов и устанавливаем сервер для видеопоказа. На конец года у нас в планах окончательно довести до ума зал. Установить гребенку с креслами и полностью заменить кинопрекционную часть.

Корр.: Кто ваша публика?

А. Наймушин: Публика все та же – и качественно, и количественно. Хотя в последнее время нам очень помогает коммерческий показ. Он раскачал студенческую аудиторию. На базе тех ребят, у которых есть желание ходить в кино, но они не могут смотреть голливудские блокбастеры, и формируется наша аудитория. Плюс есть надежда, что в кино вернутся и люди среднего возраста, которые в свое время ходили в киноклубы. В советское время их было порядка 10 тысяч. Если из них 2 тысячи придут к нам, это уже будет наша победа.

Репертуарная политика Дома кино на протяжении всего времени его существования отличалась открытостью многим кинематографическим веяниям и культурософской полнотой. О ближайшей программе кинопоказа мы спросили у эксперта Дома кино, известного саратовского кинокритика Дмитрия Ванюкова.

Корр.: Что будет показывать Дом кино после открытия?

Д. Ванюков: Сразу после открытия будет фестиваль канадского детского кино «Сказки для всех». В него вошли три фильма Анри Мелансона и один фильм классика чешского кино Войцеха Ясны, сделанный в Канаде. Потом мы покажем «99 франков» – французский фильм, экранизация самого скандального, самого эпатажного писателя Франции Фредерика Бергебера. Это неожиданная вылазка на территорию комедийного кино режиссера, который до этого делал достаточно жесткое кино (можно вспомнить «Добермана» или «Блюберри»). Кроме этого, фильм обладатель главного приза Канского фестиваля прошлого года и признанный лучшим фильмом европейского кино 2007 года – румынская драма «4 месяца 3 недели и 2 дня». Потом будет роуд-муви знаменитого корейского режиссера Вонга Кар Вая «Мои черничные ночи». Классическое артхаусное кино, первый фильм Кар Вая, снятый за пределами Гонконга. В главной роли знаменитая американская певица Нора Джонс.

Корр.: Какова в целом репертуарная политика Дома кино? Ведь кроме проката современного актуального и артхаусного кино вы занимаетесь так называемыми «спецпоказами». На кого они ориентированы?

Д. Ванюков: Эти сеансы ориентированы на знатоков и ценителей разных возрастов, но прежде всего на молодых людей, которые хотят лучше знать мировую киноклассику. То, что безбожно передирают современные режиссеры без указания первоисточника. И часто современный зритель не знает, что это было сделано давным-давно, и начинает бурно восхищаться. То есть это фактически некий киноликбез, но в то же время показ самых знаменитых кинолент, которые нельзя посмотреть ни в одном саратовском кинотеатре и которые очень сложно увидеть на российских телеканалах.

В наших планах ретроспектива лучших фильмов Франсуа Трюффо. Мы сначала покажем его знаменитый цикл про Антуана Дюанеля – alter ego режиссера. История взросления главного героя от трудного подросткового возраста до не менее трудного взрослого. Начнем мы с «400 ударов», а закончим «Ускользающей любовью». В главной роли любимый актер Трюффо Жан-Пьер Клео. Этот цикл показывался на российском телевидении, но не полностью, примерно 8 лет назад.

В нашей программе «Я люблю кино» будет ретроспектива лучших фильмов о кино. Здесь будут показаны и «81/2», и «Интервью» Федерико Феллини, и «Презрение» Жан-Люка Годара. Зрителю будет предоставлена редкая возможность увидеть классику старого голливудского кино – «Безумное кино» с Гарольдом Ллойдом и «Кинооператора» с Бастером Киттоном. И, наверное, самый лучший американский мюзикл «Поющие под дождем». Каждую неделю в цикле «Кино+музыка» будут показываться известнейшие фильмы музыкального жанра. Здесь мы планируем продемонстрировать фильм-концерт Ренаты Литвиновой о Земфире.

Раз в неделю мы собираемся показывать лучшее российское документальное кино. Поскольку мы не только Дом кино, но и Нижне-Волжская студия кинохроники, а также площадка замечательного фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Первым мы покажем признанный лучшим документальным фильмом России фильм «Рожденные в СССР» Сергея Мирошниченко – учителя воспитанницы нашей студии Маши Кравченко.

Репертуарная политика любого современного культурного учреждения должна быть вписана в продуманную маркетинговую политику. Об этом аспекте нам рассказал арт-директор Дома кино Роман Васильев.

Корр.: Как осуществляется маркетинговая политика Дома кино? Есть ли какие-нибудь абонементы? Проводятся ли викторины для зрителей?

Р. Васильев: В разных газетах, на телеканалах и радиостанциях периодически проводятся конкурсы и викторины. Зрители-участники получают билеты Дома кино. В этом году у нас введена система абонементов на киноклубные показы и фестивали национальных фильмов. Как правило, при покупке абонемента стоимость билета снижается в два раза.

Корр.: Каким образом можно узнать о программе Дома кино?

Р. Васильев: Можно подписаться на наши новости, отправив заявку на наш адрес kinosar@renet.ru. Помимо этого, мы периодически обновляем сайт www.fonar.renet.ru и некоторые газеты публикуют наши афиши. Кроме того мы возобновляем программу о кино, которая будет называться «Вести. Кино» и выходить на Российском информационном канале «Вести».

Дом кино традиционно отличался демократичными ценами на билеты и открытостью к репертуарным предложениям зрителей. Надо надеяться, что после ремонта эти принципы останутся неизменными, и сотрудники Дома кино с прежним энтузиазмом продолжат претворять в жизнь знаменитый ленинский завет, приближая к народу важнейшее из искусств.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042008215237&oldnumber=439