"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (439) от 10.04.2008

Угол Зрения

Моя, наша, ваша… мифология

Материалы подготовил Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Историки фальсифицируют прошлое, идеологи – будущее».

Жарко Петан

Состоявшаяся на минувшей неделе презентация (сдержанно названная встречей) книги кандидата философских наук Сергея Палагина «Моя/ наша идеология. Концептуальный очерк» без натяжек может быть отнесена к явлениям, беспрецедентным в провинциальной политической жизни.

Непривычно не только название науки, но и суть процессов, которыми автор занимается, по его словам, с 1976 года, и содержание которых он изложил во множестве научных работ и даже прочитал несколько экспериментальных учебных курсов. Речь вообще-то идет об изучении процессов мышления (когнитивный означает мыслительный), что для науки вполне естественно, а для практики, то есть жизни, нашей особенно, просто необходимо. Помните сатирика Михаила Задорнова и его бессмертное: «У нас – перевернутое мышление»?

Образно и обобщенно говоря, Сергей Викторович предлагает механизм постановки мышления с головы на ноги, причем в масштабе всего государства. Счастья ради всех и каждого, как можно понять.

Палагин, кстати, так часто использует цитаты и яркие мысли известных и мало известных авторитетов (до Игоря Губермана включительно), что выделил их в отдельное приложение, создав тем самым неплохой тезаурус для пишущей братии. Но ни цитаты, ни их изобилие – не есть доказательство.

Презентация новой книги Палагина, посвященной уже не только когнитологии как науке, а и практическому ее применению, состоялась под эгидой партии «Единая Россия», при участии министра – председателя комитета общественных связей и национальной политики области Ивана Брянцева, при ходатайстве в проведении презентации губернатора Ипатова, при благосклонном к тому отношении Вячеслава Володина и пр., и пр., и пр. А своеобразными экспертами, которым предстояло оценить книгу, выступили представители ряда малых партий – от «ЯБЛОКА» до «Партии социальной справедливости», ученые ряда вузов, представители общественных организаций.

А все потому, что автором книги сделана заявка ни более, ни менее как на «выстроенное им новое мировоззрение» – «научное ноосферное мировоззрение». Что же касается прикладного названия книги, то Сергей Викторович признается абстрактному читателю, что автор его «надул», «он подсунул книгу с гораздо более глубоким содержанием», а «выстроенный на этих страницах идеологический эскиз – это лишь необходимый «выходной» прикладной продукт, который Когнитолог, как смог, был вынужден разработать попутно (?? – Ю. Ч.), чтобы выстроенное им новое мировоззрение получило прямую путевку в жизнь. Ведь идеология – с позиций ее социальной роли – это необходимое прикладное промежуточное звено между мировоззрением и непосредственной гражданской практикой». Правда, в другой своей брошюре «Есть ли идеология у «Единой России» автор подает свою роль в несколько ином свете: «…Когнитолог не только ученый, он ведь еще и Гражданин своей страны. И вот в этой своей социальной роли он осознает, что идеология для него – главный (выделено им самим – Ю. Ч.) интеллектуальный продукт».

Сказанного вполне достаточно, чтобы понять притязания автора, ход его мыслей и его организационные усилия для продвижения «нового мировоззрения» прямо в жизнь. Путь через вклад в создание идеологии партии (которой как не было, так и нет, а может, и не будет), пристегнув идеологию к разработанному им мировоззрению. Лучше всего – идеологии правящей партии (собственно, другие партии, к которым Палагин обращался ранее, не прочувствовали всей глубины разработки), то есть партии с ресурсами. А какие ресурсы у правящей партии? Да любые. Материальные, организационные. А теперь, благодаря когнитологии, Бог даст, и идеологический ресурс появится. А если кто-то вдруг вспомнит, что действующая Конституция прямо говорит, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная, то подобных злопыхателей автор заранее осаживает. Где напрямую, где цитированием авторитетов: «В деле возрождения отечества решение русского вопроса в контексте социальной эволюции приобретает очертание новой государственной идеологии… Но чтобы новая идеология стала реальностью, необходим интеллектуальный прорыв…» (Сергеев Г., Сергеева Л. Русская мечта).

И у автора нашей идеологии нет в том сомнений. Если партия скажет «надо», найдутся интеллектуалы, которые ответят: «Есть!». «Что ж, если необходим (прорыв – Ю. Ч.) – надо хорошо поработать», – пишет Палагин, и вот, пожалуйста, «попутный», или «главный», продукт выдан на гора.

Увы, там, где речь начинает идти именно об идеологии, обнаруживаются провалы: и логические, и памяти (исторической, главным образом).

Приведу лишь несколько фраз, лично меня сильно настораживающих. Из введения к книге: «Никакая информационная политика не может быть эффективной без государственной, национальной идеологии» (В. Попов, проф. РАГС при Президенте РФ). Если кто-то не ощутил еще запашка КПСС, то стоит вдуматься в пару заключительных фраз самого С. Палагина из его тезисов к выступлению на «встрече»: «...идея суверенной демократии в новой идеологии трансформируется и раскрывается в идеи самоэволюционирующего государства; только так, в опоре на достижения когнитологии, мы решим свои идеологические проблемы, а затем и найдем свой российский вектор общественного развития».

Рассматривать провалы более глубоко можно лишь в отдельной публикации. В завершении описания самой презентации отмечу, что выступление Сергея Палагина продолжалось сорок минут. А в качестве резюме приведу, в дополнению к эпиграфу этой заметки, использованную автором цитату из «Моей/нашей идеологии»: «Ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология» (Шацкий Е.).

И почему автор не поместил это замечательное назидание в качестве эпиграфа ко всей книге? Может, вдумавшись, он не стал бы тратить время на создание мифологии, занимающей немало места в его безусловно ценной научной части книге?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042008214126&oldnumber=439