"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (439) от 10.04.2008

Угол Зрения

На фоне Пушкина снимается семейство…

Материалы подготовил Юрий ЧЕРНЫШОВ

Воображение правит миром

Наполеон I

27 марта в Саратове состоялась всероссийская конференция, посвященная нелегкой теме: «Виртуальное пространство культуры: онтологический, аксиологический, антропологический и теоретико-познавательный аспекты». В какой-то, очень малой степени конференция может быть причислена даже к виртуально-международной – в ней в качестве содокладчика принял участие гражданин Израиля, оказавшийся в соавторах одного из докладов благодаря Интернету, самому виртуальному из пространств.

Собственно, Интернет – эта компьютерная виртуальная реальность – «одна из самых значимых, сотворенных человеческой деятельностью технических и социально-культурных феноменов», обширнейшая, но не единственная из ипостасей виртуальности, то есть того, что вроде есть, но которого будто и нет.

Программа конференции, включившая 9 пленарных докладов и более 30 прочитанных докладов и сообщений (из 70 заявленных) на секциях, говорит сама за себя. Тематика докладов оказалась столь разнообразной, что их не без труда удалось сгруппировать в трех секциях – трех виртуальных пространствах: социума, культуры и, естественно, научных оснований. О научном уровне участников можно судить хотя бы по тому, что восемь из девяти пленарных докладчиков были в звании профессоров. Удивительного в этом факте мало: виртуальное пространство, сравнительно недавно знакомое лишь по мало кому понятному выражению «виртуальная частица», сегодня читается как учебный курс на философских и естественных факультетах и имеет учебное пособие «Виртуалистика», написанное профессором Верой Афанасьевой, одной из организаторов конференции. Тезис же (из пособия) «виртуальность стара, как мир, а представления о виртуальных объектах изначально свойственны человеческому сознанию» стал общепризнанным.

Многим, думается, близок и виртуальный взгляд на историю, при котором виртуальность мыслится не только как необходимый и неустранимый момент всякого знания об истории (да и всякого знания вообще), но и предполагается, что виртуальное проигрывание (реконструкция) исторических ситуаций позволяет глубже понять уроки исторических событий.

На секции, посвященной виртуальному пространству социума, этот подход был заметен во многих докладах («Памятник как симулякр: к вопросу о виртуализации истории», Д. Аникин; «Виртуальный город эммиграции», Ю. Сафиуллина; «Город как виртуальный феномен», В. Туркина; цикл «Атлас исчезающего города в виртуальном пространстве», «Реконструкция в виртуальном пространстве» Ю. Чернышов и др.).

Судя же по тематике других секций, в мире вообще не осталось ничего реального, что одновременно не является виртуальным. Как вам понравятся такие, к примеру, темы: «Гость как виртуальная форма традиционной культуры» (Н. Вдовушкина), «Виртуальное и реальное в старообрядческой культуре» (О. Разумовская) или «Виртуальные истоки жизни» (Е. Пилипенко)?

Наверняка, должен возникнуть и вопрос: а смысл-то в чем? Кому нужна вся эта виртуалистика? Еще как нужна, и это не нуждается в особой аргументации. Достаточно обратить внимание на ряд докладов, имеющих прямо-таки утилитарную значимость: «Политические игры» (В. Афанасьева), «Виртуализация сознания населения» (Ю. Грецова), «Священное» в религиозном опыте» (О. Гусева), «Пространство политики: риски виртуализации» (С. Данилов), «Символы виртуального пространства властвующей элиты» (О. Зарова), чтобы стала очевидной чрезвычайная практическая польза от кажущихся далекими от реальности умственных поисков.

Ведь чтобы что-то делать достаточно эффективно, надо в первую очередь понять, почему это хочется сделать, значит – понять себя. Понять свои иллюзии, окунуться в мир своего виртуального пространства. Необходимо понять, что благодаря тому, что человек большую часть своей жизни пребывает в мире не реальных, а виртуальных отношений, становятся возможными такие значимые для любого человека явления, как существование мерзкопакостной власти, манипулирование сознанием людей на выборах, появление немыслимых рейтингов тех или иных политических деятелей, наша неистребимая склонность поддаваться обманам и искушениям.

Поняв же это, можно и со знанием дела отнестись к призыву классика «учитесь властвовать собой», и улыбнуться тому, что «на фоне Пушкина снимается семейство./ Фотограф щелкает и птичка вылетает».

Конечно, было бы излишне оптимистичным питать надежды на то, что конференция, затрагивающая, по большому счету, глубины сознания, сможет скоротечно изменить массовое восприятие реальности.

Уповать приходится на дело просвещения, чему, главным образом, и служит конференция. А так ли этого мало для сегодняшней действительности?

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14042008214025&oldnumber=439