"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (436) от 20.03.2008

Худсовет

Смерть на «Венеции»

Екатерина БОГДАНОВА

Пятничный вечер, проведенный в одном из романтичнейших уголков Италии, обещал быть дивным. Навскидку можно было предположить, что очередная студенческая театральная постановка окажется удачной хотя бы потому, что обладает одним из составляющих успеха – интригующим, пусть и не относящимся к классике, названием – «Венеция. Ночная жизнь провинциального города».

Но то ли одного эпатажа для оваций оказалось маловато, то ли на особенностях зрительского восприятия слишком явно сказались удручающие условия малой сцены театра «Версия», но премьера более всего запомнилась мучительным поглядыванием на часы и вялыми попытками определить, к какому же времени относится действие пьесы.

Единственное, что бесспорно удалось режиссерскому дебюту студентки Ольги Захаровой, в спектакле параллельно исполняющей роль начинающей актрисы Эли – это вынести на сцену как собственные вопросы, так и те «непонятки», которыми задается, похоже, сам автор пьесы Татьяна Долгова. По крайней мере, такое впечатление начало складываться сразу же после того, как в зале погас свет, а публику попытались заворожить танцем карнавальные венецианские маски. Жаль, что эффектное предчувствие трагедии в прелюдии в дальнейшем свелось к маловразумительной бытовой зарисовке с заранее предопределенным финалом и невыразительно сыгранными характерами. Даже при всем снисхождении к юным актерским дарованиям, их очевидному волнению и слабостям выбранного сценария, почему-то верится в то, что, в принципе, ребята могли бы продемонстрировать и совсем другую «Версию».

Чем умиляет спектакль, так это минимумом действующих лиц. Их всего восемь, причем четверо появляются на сцене эпизодически и то в роли пританцовывающих масок.

Действие начинается с того, что к зрителям выходят двое молодых людей, Павел (Евгений Лучинин) и Катя (Анна Асачева), запутавшиеся в собственных взаимоотношениях, заранее уставшие друг от друга, но, тем не менее, со дня на день намеревающиеся пожениться. Так и кажется, что с фразы: «Пошла вон отсюда!», которую Паша адресует изменившей ему возлюбленной в самом конце действа, пьеса с успехом могла бы и начинаться. Но не тут-то было: зрителю предстоит проследить все предшествующие этому финальному выяснению отношений события. Такими событиями становятся вечер, проведенный почти семейной парой в обществе Пашиного друга Сандро (Никита Музалевский) и его новой пассии Эли, последовавшая вслед за этим ссора между Павлом и Катей, которая приревновала своего молодого человека к актрисе, спонтанная измена Кати с Сандро и, наконец, совсем смазанное самоубийство девушки после расставания с женихом. Трагизм в ситуации, безусловно, есть, но выглядит каким-то искусственным – не в последнюю очередь из-за того, что ни один из персонажей не знает, кто он, как ему быть, что он творит и, главное, зачем. Опять же непонятно, на что следует списывать эту недосказанность – на неопытность начинающего режиссера или же на художественный вымысел драматурга Долговой.

Рефреном в пьесе проскальзывает образ красивой и недостижимой Венеции. Этот город настолько контрастирует с миром всех четырех молодых людей, что мечты о нем с легкостью захватывают воображение каждого из них. В спектакле есть момент, когда разгоряченная бездушными клубными ритмами компания вдруг замирает в самом разгаре танца и больше минуты остается в застывших позах. На смену танцорам приходят маски, которые вдруг начинают в точности копировать движения молодых людей. Пожалуй, на фоне этой творческой находки Ольги Захаровой вся оставшаяся часть действа выглядит чересчур вяло.

В предпосланном премьере пресс-релизе говорится, что в спектакле «герои обращаются непосредственно к молодежи на понятном им языке». На самом деле, достаточно побывать на постановке, чтобы убедиться в том, что никакой оплошности авторы аннотации не допустили. Поэтому на догадки, в каком именно отрезке современности происходит действие пьесы, наталкивают преимущественно детали: диджейский пульт или появление мобильника. Не совсем понятно, для чего в сюжете присутствует эпизод пропавших у Павла денег. Солидная сумма в евро исчезает, скорее всего, не без помощи Катерины, и как раз в тот момент, когда Паша точно решает, как ее потратить – конечно, на поездку в Венецию. Ребята начинают лихорадочный поиск запропастившейся валюты, но очень быстро оставляют эту затею. Скоро о пропаже благополучно забывает и зритель, тем более, что в дальнейшем тайна никак себя не выдает. Так и хочется вопросить автора сценария: что это было? А главное, зачем?

Хотя, впрочем, не суть важно. Главное, что ребята справились с заучиванием ролей, режиссер – со своим дебютным спектаклем, зрители – с просмотром, и все остались довольны, по крайней мере, самими собою.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21032008162346&oldnumber=436