"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (436) от 20.03.2008

Вернисаж

Молодые художники – гости Саратова

Александр ДАВИДЕНКО

Межрегиональная художественная выставка «Молодость России», объединившая представителей Поволжского и Центрального федеральных округов, проходит в училище имени А. Боголюбова, полностью занимая два этажа этого немаленького здания.

Огромное количество представленного материала (более 500 работ), позволяет высказать некоторые суждения о тенденциях, преобладающих пристрастиях и уровне подготовки участников выставки. При этом можно констатировать очевидное: имеет место очень большой разброс в качестве работ и в стилевых предпочтениях и куда меньший – в отношении «натурности», как принципиального средства коммуникации между художником и зрителем.

Среди графиков надо прежде всего выделить замечательного мастера из Волгограда С. Азарова. Две работы, выполненные сухой иглой («Баржа» и «Дом»), – мощный графический образ, данный в резком перспективном сокращении, без деталировки, общо, – запоминаются выразительной лаконичностью. Две другие работы в технике офорта и акватинты («Госпиталь» и «Цирк») – сложные сюрреалистические структуры, то ли реально существующие, то ли созданные разгоряченным воображением. Дряхлые и мрачные фантомы громоздятся посреди площади и населены такими же странными обитателями. Надписи, добавляющие обрывочную информацию, превращают все это в некий перформанс, выстраиваемый в больном воображении завсегдатаев этих учреждений. Стилистически офорты напоминают старые немецкие гравюры.

Можно отметить также крепкие, профессионально выполненные офорты А. Зуева (Тольятти), лиричные, даже музыкальные работы Е. Клюевой (Брянск), В. Карасевой и С. Царева (оба из Татарстана), сложный, насыщенный действием и тонким ориенталистским орнаментом триптих Б. Гильванова (Татарстан) «Евразия», выполненный в смешанной технике. Конечно, даже неудобно сравнивать с этими и многими другими образцами графического искусства робкие пробы А. Жевак (Саратов), о которых можно только сказать, что в них найдены интересные ракурсы («Семь машин») и автомобили смотрятся довольно интригующе.

На выставке также представлено много откровенно слабых работ, непонятно как вообще прошедших разнообразные комиссии: «Благословение» И. Ахматяновой (Марий-Эл), «Озеро» И. Симоновой (Оренбург), «Вечернее окно» Д. Миглазовой (Калуга) и пр., и пр. Как не поддается традиционному логическому объяснению наличие такого количества «не художественных» работ, допущенных пред светлые очи зрителей, так же сложно, пользуясь только критериями художественного качества, объяснить принципы, согласно которым были выбраны некоторые победители. Особенно замысловатыми (или, напротив, самыми что ни на есть простыми), судя по списку номинантов, были требования авторитетов от Поволжского отделения Российской академии художеств, решивших, видимо, опровергнуть устойчивое мнение, что на детях талантливых родителей природа чаще всего отдыхает. Остается надеяться, что, несмотря ни на какие административные выверты, огонь творчества не погаснет, и искусство будет жить, оставляя в памяти потомков действительно достойные имена.

Если провести условную границу, отделяющую фигуративное от нефигуративного, то «эмигрантов» (особенно качественных) окажется очень мало, некоторое количество художников обжило транзитную зону, балансируя на грани уверенно опознаваемого. Подавляющее большинство пустило корни по эту сторону границы, с разной степенью убежденности доказывая преимущества «реалистического строя» (подобные выводы могут быть результатом вольно-невольного искажения картины цензурированием в процессе предварительного отбора различными комиссиями).

Хорошо прозвучала Н. Ситникова: ее беспредметные фантазии глубоко эмоциональны, энергичны и в то же время сбалансированы по цвету, выверены по композиции. Возможно, она в своем творчестве еще не совсем самостоятельна: в работах читается и «пиктографическое» от папы, и любовь к гармонии больших пятен цвета от мамы. Но у нее преобладает чувственное начало над рациональным. Названия работ дают общую, скорее эмоциональную, нежели смысловую, характеристику и, надо признать, довольно точную: «Белые стихи о черном – 4» (здесь добавлена удачная игра смыслов и трансформация понятий), «Красное барокко» и др. Названия, как и сами работы, говорят о погруженности автора в создаваемое и наличии тонких и сложных отношений творца и его образов.

Две небольшие работы К. Мухина (Иваново), выполненные в смешанной технике («Неправильная емкость» и «Три предмета»), горящими красками создают впечатление причудливых витражей. Они настолько завораживающие по колориту, что даже не возникает желания вычленять из этого колдовского цветоворота что-то «объектное». Экспрессия цвета в них самоценна.

Хорошо передано «Предчувствие весны» Н. Плешковой (Белгород): в этой тонкой акварели сознание, заблудившееся в лабиринтах абстрактной красоты, иногда выхватывает что-то знакомое, но затем опять с удовольствием погружается в мир отстраненной гармонии. Выразительно–декоративны листы М. Бабич (Самара) «Видения Маргариты» (триптих, выполненный в смешанной технике).

Художники, работающие на грани фигуративности, должны обладать и определенной отвагой, и чувством вкуса, чтобы выразительный минимализм форм или цвета не оказался слишком стерильным, лишающим произведения всяких признаков художественности вообще и живописности в частности. «Нежность» Р. Бычковой (Иваново) может служить примером того, как, находясь в рамках пластической и колористической аскезы, можно добиться острой выразительности, используя сближенные тона серо-зеленого, бледно-коричневого, «тонированного» белого. Без проработки деталей, почти одними легкими пятнами достигается высокий уровень образности, а сам хрупкий букет становится материально осязаемым в гораздо большей степени, нежели иные, очень реалистичные натюрморты. Интуитивное начало в образном мышлении продемонстрировано А. Бирюлиным (Калуга) («Натюрморт на пеньках»). Он использовал резкий переход от уверенно опознаваемого чайника через едва угадываемую бутылку с сухой веткой к неопределенным плоскостям, составляющим и уравновешивающим общую композицию. Материальные объекты возникают через намеки. Легкая, прозрачная живопись акварельного характера (Н. Жарких, Воронеж, «В сумерках») имеет сильную лирическую составляющую. Тона желтого, зеленого, синего сближены и объединены разбелкой, красочные массы «стерты», словно счищены с холста мастихином. Общий ландшафт совершенно не конкретен, лишь угадываются лесные дали, кусты репейника на переднем плане и повозка, груженая соломой. Но именно впечатление от этой остаточной фигуративности очень сильно, и натурность образа не оставляет сомнений. Декоративно ярки, даже агрессивно вызывающи, но интересны гармонией конфликтности и согласия, как в пластике, так и в цвете, «Вперед на несколько шагов» и «Пойдем, я научу тебя мечтать» В. Колобовникова (Липецк).

(Окончание следует)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21032008162135&oldnumber=436