"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 11 (436) от 20.03.2008

История

Метафизика ленинского присутствия

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Площадь Революции (Театральная) полна мистических смыслов. Редко где еще трагическая метафизика прослеживается с таким оттенком фарса и столь отчетливо, как на площади, менявшей свое название от Театральной до Революции и наоборот.

Смысловые оси площади выражены прямо-таки зримо. Продольная: часовня, как символ избавления от смерти – памятный Крест просветителям Кириллу и Мефодию – библиотека. Поперечная: могила жертвам братоубийственного периода – Ленин с рукой, протянутой вроде в ее сторону. Эта ось – поперечина мысленного креста, перечеркивающая просветительский порыв главной оси. Театр, стоящий рядом, как символ лицедейства, вносит оттенок фарса в общую картину.

Памятник Ленину – предмет гордости властей в советское время, кульминационный аккорд в этой метафизике. Он третье в Саратове – после памятника Чернышевскому (1953) и бюста Радищеву (1956) – творение знаменитого скульптора, певца деятелей революции Александра Кибальникова. Памятник, представляющий 9-метровую фигуру в полный рост, отлит из бронзы. По некоторым утверждениям его композиция навеяна знаменитым памятником Ленину у Финляндского вокзала в Петербурге. Подножье монумента стало сразу использоваться для сооружения временной трибуны, предназначенной быть живой доской почета вождей области, передовиков труда и других знатных людей, предъявляемых народным массам, шествующим мимо трибуны в дни всенародных праздников 1-го Мая и 7-го ноября. Воздвигнутый к столетию со дня рождения В. Ленина, в 1970 году, при соучастии тогдашнего главного архитектора города Е. Менякина, саратовский Ленин выделяется двумя особенностями: одной, сразу же бросающейся в глаза, другой – доступной лишь внимательному зрителю. Первая – обращенная в сторону могилы жертв гражданской войны, находящейся на противоположной стороне площади, рука с каким то особенным вывертом ладони. Эта рука образует поперечную смысловую ось площади. Замысел скульптора можно трактовать как некую укоризну, этакое сакраментально-ленинское: «вот, граждане новой России, полюбуйтесь, чего стоила нам революция…». Это вполне в духе монументальной пропаганды советских времен: подчеркивание счастливой жизни советских людей, и особенно перспективы светлого будущего, почти в обязательном порядке предусматривало трагический фон жертв, понесенных во имя этого счастья. О светлом будущем долгое время, чуть не до конца XX века, напоминал транспарант на фронтоне здания НВ НИИГГ, за спиной у Ильича. Общее впечатление от монументальных фигур вождей на трибуне у ног еще более монументального Ленина, над которыми вознеслось обещание коммунизма, отвечало самым строгим критериям советской агитации и пропаганды. Что, по замыслу, должно было вдохновлять шествующие массы на новые трудовые свершения. Массы, прошедшие в колоннах до трибуны путь кто от Ленинского, кто от Заводского районов и успевшие хорошо «поднабраться», дружно орали «Ура!» в ответ на призывы с трибуны и устремлялись за площадь складывать флаги и транспаранты в поданный транспорт. После чего продолжали «набираться» дальше. Кто-нибудь обязательно вспоминал школьные строки из Маяковского: «Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше!». В 1991-м «приплыли». Впрочем, советский народ и в годы создания скульптуры уже сильно подустал от любой советской, в том числе и монументальной пропаганды, да и от советской власти вообще. Это было время стремительного ниспровержения кумиров советских времен. Признаком чего стало появление множества анекдотов про Чапаева, Дзержинского, да и самого Ленина как персонально, так и вкупе с соратниками. Анекдоты рождались по самым немыслимым поводам, и появление памятника стало одним из них. Выверт руки, непостижимым образом отклонявший прямой взгляд на могилу жертв и обращавший его как бы вниз, породил тут же анекдот местного разлива. Вот как звучал этот чисто саратовский фольклор. «Турист у памятника Ильичу спрашивает экскурсовода: почему, мол, вождь стоит спиной к улице, то есть к народу, и что хотел сказать скульптор, вывернув ладонь вождя? Экскурсовод отвечает: «Скульптор посчитал, что народ, который ходит по улице, в любом случае пойдет за Лениным, а вот за теми, кто находится на трибуне, глаз да глаз нужен».

Во время массовых митингов 1990–1991 годов, направленных прямо против коммунистической власти, когда для общения с негодующим народом стала использоваться трибуна на противоположной стороне площади, появление на этой трибуне работников обкома-горкома вновь сделало актуальным этот анекдот. Тогда же, сразу после событий 1991 года появились попытки демонтировать памятник вождю, по примеру того, как поступили в Москве с памятником Дзержинскому на Лубянской площади. Мотивировки и предлоги для этого использовались всевозможные – вплоть до угрозы разрушающейся облицовки постамента, грозящей, мол, травмами митингующим, собирающимся у памятника. Сугубо провинциальная индифферентность власти, да и отсутствие массового энтузиазма народа загасили провокативные предложения.

Выверт руки, призванный, возможно, самой своей экспрессией обернуть взор зрителя в нужном направлении, неожиданно, для самого создателя памятника, образовал еще одну особенность скульптуры. Особенность, ставшую постоянным поводом для скабрезных выпадов прессы и достопримечательностью в глазах туристов.

Если взглянуть на скульптуру с близкого расстояния сзади, то в пространстве между ног видны почти в натуральном изображении… гениталии. Будто вождь собрался писать на всю площадь. Эта особенность неизменно притягивала объективы фотоаппаратов, как местных почитателей вождя, так и туристов. Это, видимо, так надоело властям, что несколько лет назад площадка с задней стороны памятника, откуда доступен необыкновенный вид, была перепахана и засажена цветами. Ну, а по газонам, как известно, у нас ходить не велено, да и психологически топтать цветы как-то неуютно.

Сейчас место у памятника служит для манифестации остатков ортодоксальных коммунистических организаций и иных маргинальных групп. Впрочем, иногда можно наблюдать и странную картину: свадебные кортежи, останавливающиеся у монумента со стороны улицы и брачующихся, возлагающих цветы к подножью монумента.

Возможно, в этом ритуале заключен смысл заклинания: мол, таким образом, семейному союзу придается прочность монумента. Что можно будет при случае и объяснить простыми словами: «Ленин с нами!».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21032008162011&oldnumber=436