"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (434) от 6.03.2008

Образ Жизни

Японские этюды на почтовых миниатюрах

Татьяна САУХИНА

Наверное, Юрий Баринов не удивится, если вдруг окажется, что в его жилах течет благородная самурайская кровь. Потому что в душе Юрий Владимирович давно уже превратился в истинного японца с присущим ему философским мировосприятием и уважением к многовековым культурным традициям Страны восходящего солнца.

Юрий Баринов отнюдь не вдохновенный мечтатель, возомнивший себя представителем древнейшей цивилизации. Его интерес к Японии, возникший более 30 лет назад, перестал быть простым увлечением и давно уже превратился в образ жизни. Бесконечные поездки в Токио как председателя Японского центра «Ямато», всевозможные акции по укреплению российско-японских отношений, и наконец, преподавание языка и культурного наследия самого продвинутого государства в Восточно-Европейском лицее и Саратовском госуниверситете – у Баринова расписана буквально каждая минута. Но о Японии он может говорить часами.

Как прочитать иероглифы

Квартира Баринова напоминает, скорее, этнографический музей истории и культуры Востока. Чего только у него нет: здесь и шкатулки, и монеты, и театральные маски, и веера, и костяные фигурки нэцке, и антикварное кимоно, и глиняная посуда, и старинные игрушки. Все эти уникальные находки собирались годами, и к Баринову, как правило, попадали совершенно случайно. А началось все с обыкновенных почтовых миниатюр.

«Некий коллекционер, который жил в соседней области, уверял, что у него якобы есть уникальная японская марка, которую он был согласен продать, – рассказывает Юрий Владимирович. — Но когда я приехал к нему, то, к сожалению, обнаружил, что вместо обещанной миниатюры в альбоме лежит всего-навсего журнальная вырезка. И когда я, уже попрощавшись, стоял на пороге дома, увидел старинную японскую куклу, валявшуюся на полу. Вещь, действительно уникальная, была безнадежно брошена. Я уговорил хозяев продать мне ее. И теперь в моей «игрушечной» экспозиции несколько десятков японских кукол, которые «разъезжают» по всей стране».

Вообще, считает Юрий Владимирович, вся его японская сокровищница должна быть достоянием многих людей. А потому приоритетным в деятельности саратовского востоковеда является создание экспозиций, которые приближают наших соотечественников к культуре Древнего Востока. Последняя из них, «Планета Япония», открылась недавно в г. Петровске.

Особое место в коллекции Баринова занимают почтовые миниатюры. Самые первые марки, которые оказались в руках будущего филателиста, были наши, советские, которые и в полиграфическом исполнении были поскромнее, и в сюжетном замысле не отличались оригинальностью. Маленькие цветные квадратики из бумаги настолько поглотили юношу, что он готов был отдавать всю свою стипендию, на которую, в общем-то, и приходилось жить, ради очередной заветной марки. Конечно, скрывая свое новое хобби от родителей. Да, соглашается Юрий Владимирович, увлечение филателией – недешевое занятие. По этой причине среди коллекционеров немало одиноких людей: далеко не каждый близкий способен понять и оценить расход из семейного бюджета. Кстати, практика показывает: филателия – абсолютно мужская прерогатива. Но бывают и исключения. Юрию Владимировичу встречалась женщина, которая втайне от мужа коллекционировала почтовые марки. И была счастлива.

По мнению Юрия Баринова, коллекционирование – это вовсе не собирательство, оно требует вдумчивости, серьезности и, главное, глубоких исследований. Не случайно коллекционеры – это люди энциклопедических знаний. Сама по себе марка – простой клочок бумаги, но сколько всего интересного она таит в себе, если суметь подобрать к ней ключ. Минимальный текст, игроматика, незамысловатый, на первый взгляд, сюжет побуждают взять в руки энциклопедию, настраивают на дальнейшие поиски. Одна почтовая миниатюра способна раскрыть неизвестные страницы истории или, например, помочь выучить иностранный язык. Захотел говорить по-китайски – не учебник взял, а марку. Однако короткие надписи на заграничных марках, как правило, были на английском и немецком языках, овладеть которыми не составляло большого труда, в то время как освоить японские иероглифы под силу только упорным и настойчивым. Может быть, поэтому коллекционирование почтовых миниатюр из Японии не нашло широкого распространения среди российских филателистов. А вот Баринова увлекло. Сейчас у него насчитывается более 5 тыс. японских марок – от самых первых, представляющих не столько полиграфическую, сколько историческую ценность, до современных, ярких и неповторимых.

Дипломатическая карта страны

«Японская марка, – говорит Баринов, – явление уникальное. Самобытная, изящная, она здорово отличается от филателистических образцов не то что далекой Европы, но и соседнего Китая. Если в марках Поднебесной присутствуют яркие, жгучие краски, то у японцев цвета настолько вливаются друг в друга, что создают ощущение полной гармонии – природы и человека. Вообще японцы любят все миниатюрное, и в этом смысле марки для них – как национальный способ воплощения своего особого, философского мировосприятия. Тематика японской филателии самая разная: от парков и садов, представляющих национальную гордость, до предметов старинной утвари и сцен знаменитого средневекового театра Кабуки».

Самая первая марка в стране была выпущена 20 апреля 1871 года, на ней два дракона, которые смотрят друг на друга. Это не случайно, ибо дракон на Востоке – символ могущества, мудрости, любви и жизни. В 1872 г. выходит в обращение новый выпуск – с изображением ветки сакуры. Эти миниатюры по праву считаются раритетными, поскольку выполнялись с помощью техники гравировки, которая в то время была широко распространена среди японских мастеров, а потому ни одна марка не была похожа на другую. Именно искусство гравюры Страны восходящего солнца легло в основу европейского импрессионизма.

Любая японская марка – шедевр. Необыкновенно красивы миниатюры новогодней тематики. Каждый год японцы изображают на них животных – символов года по восточному календарю, и каждый год все эти марки отличаются выдумкой и оригинальностью. Есть в коллекции Юрия Баринова миниатюры, увековечившие память о простых почтальонах и их именитых начальниках. Один из них – Маэдзима Хисока, основатель японской государственной почты и ее первый руководитель. Кстати, почта Японии появилась в 1871 году и до последнего времени носила статус государственной. И только в октябре 2007 г. состоялась ее приватизация. Не только почтари, но и ученые, полководцы, деятели науки и культуры, представители разных профессий – все это отражено на почтовых японских миниатюрах, которые поведают о стране лучше любого учебника. Словом, марка в Японии, утверждает Баринов, – это не только произведение искусства, это дипломатическая карта страны, предмет национальной гордости. А еще марки – это хорошая терапия. Берешь в руки альбом и забываешь обо всем на свете.

Легенда о журавликах

Как ни странно, у японцев до сих пор нет марок, посвященных событиям в Хиросиме и Нагасаки, разве что одна – с журавликом из оригами, напоминающая историю японской девочки Садако Сасаки. Несмотря на то, что жители Японии свято чтят память о жертвах ядерной катастрофы, они не любят открыто демонстрировать трагедию 1945 года. Тогда погибло более 200 тыс. человек, но взрывы еще долго отдавались гулким эхом. В течение многих лет люди, пережившие те дни, умирали от лучевой болезни. В Хиросиме в парке Мира стоит скульптура Садако Сасаки, держащей в руке журавлика. Садако едва исполнилось 2 года, когда на город была сброшена смертельная бомба. Через 10 лет девочки не стало. Врачи обнаружили у Садако лейкемию, «атомную болезнь», и не смогли спасти. Бронзовый журавлик в руке ребенка – символ счастья и здоровья. По поверью, если сложить из бумаги тысячу журавликов, желание человека сбудется. Садако очень хотелось жить. Она складывала журавликов до последнего дня. Но не успела. Она сделала лишь 643 журавлика. Каждый год к могиле Садако приходят люди и приносят своих маленьких журавлей – в память о тех детях, которых унесла ядерная война. В прошлом году на могилу девочки опустилась тысяча бумажных журавликов, сделанных руками саратовских школьников. Юрий Баринов, который инициировал эту акцию, говорит, что дети были потрясены, узнав о судьбе Садако. Пусть наши журавлики, сказали они, напоминают людям о том, что война – это самое страшное зло, на которое способно человечество.

Восхождение к солнцу

Самая главная святыня японцев – гора Фудзияма, которая вот уже 12 столетий вдохновляет поэтов и художников и является символом божественной красоты. По японской буддийской легенде, гора появилась за одну ночь, когда разверзлась земля, и появилось самое большое в стране озеро Бова. Фудзи возникла в результате извержения вулкана и напоминает цветок лотоса, окаймленный восемью гребнями, известными под названием «восемь лепестков Фудзиямы». Впервые гора была изображена на марке номиналом 20 сэн в 1922 г. А затем Фудзияма становится чуть ли не основным персонажем почтовых японских миниатюр, от репродукций фотографий до художественных изображений.

По легенде, великий предок Миоя-гами-но микото во время своих странствий прибыл на гору Фудзияма с просьбой о ночлеге. Но дух Фудзи отказал, поскольку готовился к празднованию осеннего благодарения. И тогда великий предок проклял духа Фудзи и изрек, что отныне гора будет навечно покрыта снегом, чтобы никто не смог взойти на нее. Но, несмотря на проклятье, тысячи паломников, с честью преодолевая непростой 9-часовой путь, каждый год совершают восхождение на гору. Говорят, находясь именно на вершине Фудзиямы, можно по-настоящему лицезреть всю красоту восходящего солнца и познать высшую истину.

Свое паломничество на святыню саратовский японовед еще не совершил. Восхождение требует серьезной внутренней подготовки, особого состояния души, тем более что происходит оно один раз в жизни. Поклонение Фудзи станет для Юрия Баринова своеобразным итогом его японского периода, который положит начало новому фундаментальному труду – книге воспоминаний востоковеда. А чтобы приблизить мечту к реальности, достаточно будет открыть альбом с любимыми почтовыми марками.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10032008162345&oldnumber=434