"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (434) от 6.03.2008

Угол Зрения

Спасут ли турникеты от террористов?

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Саратовская областная дума приняла закон «О долгосрочной областной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Саратовской области на 2008–2010 годы». Тем самым она утвердила саму программу, а исполнение ее возвела в ранг закона.

Программа – не местническое законотворчество. Основанием для ее разработки послужили несколько федеральных актов: Федеральный закон пятилетней давности от 25 июля 2002 года № 114–ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указ президента РФ от 15 февраля 2006 года «О мерах по противодействию терроризму», Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35–ФЗ «О противодействии терроризму» и, наконец, распоряжение губернатора области от 2 октября 2007 года № 761-р «О создании межведомственной рабочей группы».

Разработчики программы – комитет общественных связей и национальной политики области и управление регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму правительства области. Они обосновывают необходимость Программы тем, что «современная ситуация в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в РФ остается напряженной» и что «терроризм все больше приобретает характер реальной угрозы для безопасности жителей области».

Страшновато, но им, как говорится, виднее, им и карты, то есть бюджетные деньги, в руки. Лишь бы на пользу дела.

Что же предусматривает программа в качестве противодействия террористам, а также экстремистам? По форме – все выдержано в лучшем виде программно-целевого планирования. Выделено три приоритетных направления: информационно-пропагандистское противодействие терроризму и экстремизму; организационно-технические мероприятия; усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы. Подробно расписаны и соответствующие разделы. Что должно создавать уверенность в тщательной проработке пунктов программы перед тем, как был запущен механизм ее принятия и обеспечения финансовыми ресурсами.

В числе исполнителей программы – 10 министерств и ведомств, вплоть до министерства по развитию спорта, физической культуры и туризма области и министерства культуры, среди которых предполагается разделить 55 миллионов 940 тысяч рублей.

Последнее оказалось непросто. В перечне мероприятий, где имеются графы для проставления соответствующих денежных сумм, не обнаруживается ни именно этих исполнителей, ни предназначенных для них сумм. Выходит, депутатов слегка ввели в заблуждение относительно ответственных исполнителей?

Зато в том же перечне обнаружилось любопытное мероприятие без указания суммы финансирования – «Организация комплексного социологического исследования на темы: «Вероятность проявлений терроризма и экстремизма в Саратовской области» и «Религиозные процессы в Саратовской области» (исполнитель – комитет общественных связей и национальной политики). Указанная цель исследований – «получение достоверной и разноплановой информации о межнациональных и межрелигиозных настроениях в обществе». Тут было от чего в ужас придти депутатам! Выходит, у комитета нет достоверной, не говоря уж о разноплановой, информации об этих архиважных вопросах? Как же без оной работает губернатор? Депутаты в ужас не пришли. Наверное, приняли правила игры: вы нам – туфту, мы делаем вид, что заняты серьезным делом.

Не имея ничего против социологических исследований, следует все-таки указать на, мягко говоря, псевдоправдоподобное название первой темы. Ну не может социологическое исследование, какими бы финансовыми ресурсами оно ни обеспечивалось, определить «вероятность проявлений терроризма и экстремизма». Не может по своей природе – хоть лоб расшиби. Вот и выходит, что какую-то туфту, уж простите за выражение, впарили депутатам. А, строго говоря, и гражданскому обществу. А ну как наиболее шустрые из этого гражданского общества зададутся вопросом: «Какова же и на сколько близка к стопроцентной вероятность проявлений экстремизма-терроризма в ближайший месяц-год и почему?» Ответить будет нечем, разве что очередной туфтой.

Да и второе исследование «Религиозные процессы в Саратовской области» с точки зрения профилактики терроризма и экстремизма даст нулевой эффект. Вот уж это – стопроцентно. Во-первых, потому, что его результаты вряд ли существенно будут отличаться от тех, что получаются каждый год при проводимых исследованиях на эту тему. А если это будет не так, то чем же занималось управление регионального мониторинга, прогнозирования и организации противодействия терроризму правительства области? Во-вторых, именно в силу того, что из года год этот вопрос под прицелом социологов, все процессы в религиозной жизни области известны с точностью, достаточной для принятия решений. Так, может, провести исследование на предмет влияния (или не влияния) на принятие решений предыдущих исследований? Да повыгонять по итогам исследования бестолковых чиновников, только и знающих, как тратить деньги на ничего не дающие исследования?

Но, судя по тому, что программа принята, у депутатов на подобные вопросы то ли времени не хватило, то ли чего еще.

Среди многих пунктов мероприятий, предусматривающих воспитание толерантности (семинары, лекции, ассамблеи) ни разу не встретилось название уже зарекомендовавшего себя в качестве достаточно эффективного и успешно привлекающего на свои мероприятия молодежь Центра толерантности, созданного с большой помпой год назад. Это забывчивость или Центр закамуфлирован в каком-то пунктике? Почему? Опять какой-то сбой в программно-целевом планировании?

После обнаружения столь явных или неявных недоработок, а то и проколов в чистом виде в первом разделе программы, второй и третий вызывают настороженность. Однако раздел «Организационно-технические мероприятия», содержащий такой общий пункт, как разработка планов мероприятий по предотвращению террористических актов в учреждениях социальной поддержки, проведение учебных тренировок с персоналом учреждений здравоохранения и т. п. ни эмоций, ни особых сомнений в их необходимости не вызывают. Хотя понятно, что часть этих мероприятий – уже из тех, которые пройдут, когда все перечисленные выше меры противодействия не принесут результата, на который, якобы, рассчитаны.

И если и остается луч надежды относительно действенности принятой программы, то его порождает третий пункт программы, настраивающий на «Усиление антитеррористической защищенности объектов социальной сферы». В этой части предусматривается обеспечение объектов турникетами, камерами наблюдения, рамочными детекторами (вот только тут появляются объекты культуры – музеи), шлагбаумов и прочих технических средств. Хотя, сказать по правде, если не сработает первый раздел программы, то не будет большой пользы и от последнего. В странах или регионах, где терроризм набрал силу, не помогают ни турникеты, ни шлагбаумы, ни бетонные блоки.

Однако и кардинальной защиты, пока, увы, нет ни у кого.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10032008160410&oldnumber=434