"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (434) от 6.03.2008

Чистый Город

В режиме «большого хапка»

Алексей ГОЛЯКОВ

Известная поговорка «большие деньги любят тишину» находит свое подтверждение в иных документах, напрямую к теме финансов и не относящихся.

Еще в ноябре прошлого года Саратовская гордума приняла решение «О Прогнозном плане приватизации муниципального имущества города Саратова на 2008 год». И что же, много так называемых рядовых саратовцев читали о нем в газетах, слышали из областных электронных СМИ?

Между тем принятый за подписью главы города Олега Грищенко данный план, хотя и являющийся номинально прогнозным, вступает в силу со дня своего официального опубликования. Контроль же за исполнением решения возложен на постоянную комиссию по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам. То есть, по сути, для приватизации «время пошло» еще с 29.11.07 г., когда и было запротоколировано решение, а фактическая неосведомленность города о своей очередной приватизации и отвечает на вопрос, почему о гордумовском решении мало кто знает.

А знать горожанам есть о чем: 193 объекта муниципального имущества выставляется на продажу, их суммарная площадь – 20227,8 квадратных метров. География охватывает практически весь областной центр – тут вам и особняки на Московской и Волжской, и затерявшиеся каморки в Елшанке и в поселке Крекинг. Мелькают в списке и солидные метражи (225,9 кв. м. по адресу: ул. Мясницкая, 138), и официально признанные памятники истории и архитектуры (ул. Кутякова, 62).

За комментариями мы обратились к доктору технических наук, депутату городской думы прошлого созыва, председателю общественной организации «Чистый город» Александру Фролову.

А. Фролов: Мне сложно комментировать это решение, так как я не имею исходного материала, на основе которого и принимаются решения в думе. А информацию получить сегодня становится все трудней даже мне как помощнику депутата. Что уж говорить о доступности информации для широкой общественности. Но если, например, рассматривать обозначенную в решении первоначальную стоимость объектов, то она занижена от рыночной стоимости в кратных пропорциях. Так, за номером «1» перечень объектов открывает дом № 147/153 по улице Большой Горной. Что такое 41 тысяча рублей с копейками за 81 квадратный метр в центре города? Это порядка 500 рублей за квадратный метр! Кто, кроме нашего муниципалитета, может продавать помещения по такой цене? Хорошо, допустим, если будет открытый, честный аукцион, тогда цена может подняться до рыночной. Но ведь практика показывает, что аукционы с подобными первоначальными ценами проводятся, как бы это помягче сказать, втихую, будет для формальности объявление в какой-нибудь газете с небольшим тиражом, который сразу же после выхода выкупят организаторы такого аукциона. Я считаю, что келейный характер массовой распродажи понадобился для того, чтобы окончательно лишить город муниципальной собственности. Более чем очевидно: то самое решение, которое мы с вами обсуждаем, подготовлено под заказ.

Я могу сказать, что даже в прежней думе, находившейся, как известно, под прямым управлением бывшего мэра, активно работали депутатские комиссии и группы, которые отслеживали процесс, чтобы городская собственность не уходила по столь подозрительным ценам. Формировались рабочие группы из числа депутатов, членов контрольно-счетной палаты, оценщиков. Группы выезжали на места, непосредственно к тем или иным объектам притязаний, и депутаты отстаивали интересы казны и горожан. В качестве примера можно вспомнить, что историческое здание средней школы № 4 по улице Московской признавали аварийным, и по этой причине саму школу вообще хотели ликвидировать как образовательное учреждение, а почти 2 тысяч учеников перераспределить по другим школам. Депутаты от Волжского района вмешались в этот процесс и выяснили, что аварийность эта имела исключительно локальный характер. И школу удалось сохранить. Также благодаря вмешательству ряда депутатов гордумы прошлого созыва, была пресечена попытка приватизации участка земли на улице Горького, где располагался МУП по благоустройству, всего лишь за 1 миллион рублей (на том участке только укладка асфальта стоит порядка 5 миллионов). На участке располагалась парковка для машин по уборке города. Понятно, что таких машин в Саратова стало мало, но нужно думать и о завтрашнем дне; когда закупят нужное количество техники, куда ее ставить будут? Еще один объект – вроде бы пустяковый – общественный туалет в Липках. 5 раз он вносился администрацией в списки на продажу, причем за туалетом был закреплен участок земли. Но депутаты не согласились на его приватизацию. И таких примеров можно приводить десятками.

Ничего не было бы удивительного, если в обсуждаемом сейчас решении при реализации фигурировали бы лишь не нужные городу объекты, не способные приносить доход. Но настораживает, прежде всего, наличие в списке значительного числа высоколиквидных активов (парикмахерские, магазины, мелкие мастерские), которые в состоянии регулярно пополнять городской бюджет. По моему мнению, распродажа почти 200-х муниципальных объектов по бросовым ценам может нанести городу ущерб в сотни миллионов рублей. И это на фоне того, что городской администрации катастрофически не хватает свободных площадей для собственных служб.

Корр.: А в чьих, на Ваш взгляд, интересах все это инициируется?

А. Фролов: Считаю, что сегодня горожане могут стать заложниками борьбы интересов финансовых групп, имеющих свободные денежные средства в довольно больших объемах. По моему мнению, по заявке этих так называемых олигархов местного уровня и рождаются такие списки приватизации («прихватизации»). И подобные документы рождаются не без помощи людей, обязанных своими назначениями на должности все тем же финансовым воротилам. Эти люди известны, ни от кого не прячутся и пока так и занимают многое руководящие должности в администрации города. А это совершенно ненормальная ситуация. В конце концов, работники аппарата, готовящие судьбоносные для почти миллионного города нормативные акты, должны служить интересам большинства горожан, а не своим теневым работодателям.

Так или иначе, сегодня ситуацию в администрации нужно в корне менять, необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить оставшееся городское имущество. Для начала было бы полезным:

1) опубликовать список выставляемых на продажу объектов и привлечь к этому максимальное внимание как общественности, так и правоохранительных органов;

2) срочно провести ротацию управленческого аппарата мэрии и гордумы, убрав с руководящих должностей чиновников, выполняющих заказы тех, кто их туда трудоустроил;

3) обратиться в прокуратуру с требованием проверки законности предлагаемой по форме и сути приватизации городского имущества.

Готов повторить свои слова, изложенные в «Богатее» № 45 (425) за 2007 год: «… всем нам необходимо сделать все возможное по сохранению еще оставшегося имущества города вплоть до его ареста в судебном порядке, иначе новым руководителям города уже нечем будет управлять...».

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10032008155934&oldnumber=434