"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (433) от 28.02.2008

Худсовет

Московская филармония в Саратове

Татьяна ЛИСИНА

Московская государственная филармония, два концерта Академического симфонического оркестра которой состоялись

21 и 22 февраля в Саратове, проводит даже концерты, рассчитанные на детей двух с половиной-трех лет. «У нас есть абонемент «От трех до пяти», – сообщил на пресс-конференции директор Московской государственной филармонии Алексей Алексеевич Шаламов.

Встреча с журналистами состоялась в малом, уже отремонтированном классе Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке. Ее художественный руководитель Анатолий Катц подчеркнул, что произойдет не просто ремонт, а реконструкция зала. Планируется увеличение как его площади, так и объема сцены. Проект уже готов, он будет рассмотрен в течение года, и если будет утвержден, реконструкция начнется в 2009 году. Свое 75-летие филармония надеется встретить уже в своих стенах. Напомним, что 70-летие она отметила совсем недавно – в 2007 году.

Но вернемся к поводу для встречи. Директор Московской филармонии озвучил сногсшибательные цифры: с каждым годом на 10 % происходит увеличение ее аудитории, тогда как во всем мире каждый год аудитория поклонников классики уменьшается на 6–8 %. За сезон Московская филармония продает 650 тысяч билетов, это притом, что она принципиально не занимается эстрадой.

Продуманно филармония растит своих будущих слушателей. Сейчас у нее 17 детских абонементов. Новинкой этого сезона стал абонемент, где известные актеры театра и кино читают сказки на фоне классической музыки. Этот абонемент был раскуплен за неделю, хотя и был самым дорогим.

Он включает в себя четыре концерта. И все четыре сказки исполняются разными актерами. Открывала сказка «Спящая красавица» в исполнении Чулпан Хаматовой. (Оркестром дирижировал Юрий Симонов. Его смогли увидеть саратовцы 21 февраля, когда симфонический оркестр Московской филармонии исполнял музыку Дворжака и Чайковского). Второй сказкой стала «Русалочка», ее читала Марина Александрова. Третий концерт состоялся в январе, именно его смогли увидеть саратовские ребятишки 22 февраля. Сказку «Приключения Пиноккио» читал Дмитрий Назаров. (Этот концерт до Саратова был показан в Тюмени.) Четвертый предстоит в марте. Павел Любимцев будет читать «Конька-горбунка». Цикл планируют продолжить. Дирижер Юрий Симонов мечтает в следующем сезоне сделать русскую сказку.

«Мне позвонили человек двадцать, – поделился директор Московской филармонии Алексей Шаламов, – И сообщили, что пришли к нам ради детей. Но были настолько покорены классической музыкой, мощным звучанием симфонического оркестра, что уже приобрели билеты на концерты для взрослых».

На концерте «Приключения Пиноккио» за пульт встает народный артист России дирижер Владимир Понькин. Он работает с детьми в своей новаторской программе «Хочу быть дирижером», когда прямо во время концерта до 200 ребятишек выбегают на сцену и маэстро учит их дирижировать. Москвичи пообещали привезти эту программу в Саратов.

– Сказка – возможность мечтать и думать о будущем, – заявил народный артист России Дмитрий Назаров. – А если ты лежишь на диване и думаешь о прошлом, ты уже старик. Так мне когда-то Сергей Иванович Образцов сказал. И добавил: «А я что-то все время думаю о будущем». А ему было уже 90 лет.

…Предложение Московской филармонии было для меня очень неожиданным. Оно пришлось мне по душе. На зарплату актера Малого театра, где я долго работал, жить было нельзя. Да, впрочем, и сегодня не очень-то можно. И я занимался озвучиванием фильмов, мультиков, игр. Сейчас я за собой оставил всевозможные компьютерные игры, мультипликацию. Даже одно время детский канал «НТВ+» процентов на 80 держался на моем голосе. Можно было в каких-то пусть французских, английских ли даже японских сказках говорить сразу десятью голосами. Компьютерные игры – тоже немного сказки. Я, по честному, все сказки, которые читаю (того же «Пиноккио» или записи на радио), проверяю вначале на своем ребенке. Дочери 8 лет, внучке – 9.

– Вам уже приходилось играть для детей? Вы ведь играли Деда Мороза, – поступил вопрос от журналистов.

– В Малом театре из 16 лет, которые я в нем служил, 12 я регулярно играл детские спектакли, – отвечает Дмитрий Назаров. – Это и «Каменный цветок», и «Конек-горбунок» (переиграл всех бояр). Бывало, играли по два спектакля в день. Так что про детей я все знаю. Насчет Деда Мороза… Как же удивительно циничны средства массовой информации. У вас нет ничего святого. Всегда, когда вы говорите, что Дед Мороз – это Дмитрий Назаров, вы другими словами говорите, что Деда Мороза не существует. Да, да, вы говорите именно это. Если это Дмитрий Назаров, значит, дети и всякие другие, верящие в Деда Мороза, воспринимают это как сигнал того, что Деда Мороза нет. Его играет какой-то артист, который делает вид, что приезжает из Великого Устюга. А есть огромная категория ваших соплеменников, которые, не придя еще к религии, ушли из коммунизма. И сейчас висят на ниточке любви к президенту. Вот вы на эту мельницу льете воду. «Не надо верить Деду Морозу, – говорите вы. – Верьте в Думу». А есть люди… Вы бы почитали эти письма! Они настоящие! Этих людей, учитывая размеры нашей страны, миллионы, и они верят. Им больше не во что веровать. Даже «долгого ящика» на Кремле нет уже 400 лет. Куда можно было бросить письмо, и хоть через год-два, но на него отреагируют, приедут с проверкой по твоей жалобе. Потому он и назывался «долгим ящиком». Сейчас пожаловаться некому. Поэтому они просят, надеются и верят. А в это время все средства массовой информации кричат о том, что народный артист Назаров напялил бороду. Когда-то, когда я учился, я ИГРАЛ Дедушку Мороза. Дальше я просто езжу с ним по стране. Он научился сам общаться с этими микрофонами, камерами. И теперь я ему уже и не нужен. Но его опыт общения с детьми я видел и перенимал».

О том, что опыт общения с инфернальным Дедом Морозом удачно перенят, мы убедились на концерте, который состоялся 22 февраля в Большом зале консерватории. Выйдя на сцену, актер Дмитрий Назаров занял место дирижера, и, повинуясь мановению именно его руки, заиграл оркестр. А дирижер Владимир Понькин, подойдя к микрофону, начал было рассказывать сказку. «Нет, нет, все было не так!», – возмутился Назаров, и они поменялись местами. Дети, а их в зрительном зале было большинство, слушали о приключениях Пиноккио, как зачарованные. Они хохотали, когда Назаров произносил «кукурузная лепешка», строил рожицы. А мы, взрослые, не переставали удивляться, как артисту удается изменять голос, говоря за различных персонажей. Как грамотно и дозировано для детского восприятия подобрана музыка. А этим вечером оркестр играл Дж. Россини: симфонические фрагменты из опер «Сорока-воровка», «Семирамида», «Итальянка в Алжире», «Шелковая лестница». Да и сравнить сказку Карло Коллоди с «Золотым ключиком» Алексея Толстого, в основу которого она легла, было небезынтересно. А как отрадно было наблюдать за ребятишками, фотографирующими в антракте виолончели и контрабасы. Интересный сюжет сказки, талантливое исполнение и вечная классика – зерно попало в благодатную почву.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=3032008160510&oldnumber=433